Изучение социально-гигиенических основ питания населения

Социально-гигиенические методы изучения питания дают возможность изучить семейное и индивидуальное питание (опросно-весовым, весовым и анкетно-опросным методами), а также коллективное питание (по отчетам, меню-раскладкам и лабораторными методами).

Чтобы исключить влияние сезонного фактора питание следует изучать в два периода: зимне-весенний (за одну из недель января или февраля и одну из недель апреля-мая) и летне-осенний (за одну из недель июля-августа и одну из недель октября-ноября). Продолжительность изучения питания у обследуемых должна составлять не менее 7 дней в каждый период года.

Опросно-весовой метод. Основное назначение - исследование питания отдельных семей, принадлежащих к различным группам населения, проживающих в 1-4 населенных пунктах. Метод включает ежедневную регистрацию потребления пищевых продуктов путем опроса и контроль расходования их путем взвешивания.

Весовой метод. Основное назначение - изучение питания отдельных семей и членов семей. Обследователем, находящимся в семье, проводится взвешивание пищевых продуктов, остатков несъеденной пищи и отходов, измерение объема и количества потребляемой пищи.

Анкетно-опросный метод. Анкетный метод может быть пассивным, когда анкета оформляется самим обследуемым и активным, когда заполнение анкет проводится обследователем. Перед началом обследования следует провести разъяснительную работу среди обследуемых.

Методы изучения коллективного питания.

По отчетам. Изучение питания проводится по месячным отчетам расхода продуктов на питание данного коллектива. Частное от деления месячного количества расхода продуктов, на число питающихся дает потребление продуктов на одного человека в день. Получив эти данные можно рассчитать химический состав, пищевую и биологическую ценность питания.

По меню-раскладкам. Метод основан на расчете меню-раскладок. Это позволяет оценить разнообразие питания, дать характеристику суточного рациона и отдельных приемов пищи по всем основным показателям: энергетической ценности, содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ; их сбалансированность. Расчет проводится с использованием справочных таблиц «Химический состав пищевых веществ» М. 1987 г.

Лабораторный метод. По этому методу проводится выемка проб готовых блюд (блюда завтрака, обеда, ужина), а затем их анализ. Для того чтобы установить средний химический состав по отдельным приемам пищи, пробы суточного рациона анализируются отдельно.

При анализе могут использоваться классические методы определения отдельных пищевых веществ (белок по Кьедалю, жир методами Сокслета в модификации Рушковского, углеводы йодометрическим методом или цианидным, минеральные вещества путем сжигания навески в муфельной печи) или ускоренными методами ( по этой методике определяется сухой остаток и жир по методу Гербера, а все остальные показатели рассчитываются арифметически).

Фактическое питание обследуемого

Приём пищи Название блюди продуктов Количество
Завтрак 1-ый Молоко 2,5% Хлеб сыр 1000мл 45гр   50 гр
Завтрак 2-ой или полдник    
Обед Мясо курица варёная Рис отварной Чай с сахаром, лимоном Кетчуп Булочка Майонез 75 гр 200гр 200 мл 30 гр. 100 гр 25 гр
Ужин Салат овощной Кефир 1% Бутерброд с колбасой   Булочка 100 гр 500 мл 45 г (хлеб) 20 г(колбаса) 100г
Дополнительные приёмы пищи Бутерброд с колбасой     Сушки 50 г (хлеб) 20 г(колбаса)   100гр

Оценка количественной стороны питания

Данные анализа и оценка рациона

Показатели Фактически Индивидуальная норма Соответствие индивидуальной норме (+ или -)
  %   %  
Калорийность, ккал общая 3230,37 -226.63
завтрака 680,5 -356.5
обеда 1403,91 -151.09
ужина 1145,96 +281.96
Калорийность за счет:
белков 674.04 414,84 +259.2
жиров 1213.29 1037,1 +176.19
углеводов 1343.04 2005,06 -662.02
Белки, г:
всего 168.51 103.71 +64.8
в т.ч. животные 108.9 +51.9
Жиры, г:
всего 134.81 115.2 +19,61
в т.ч. растительного 40.81 34,56 +6.25
Углеводы, г:
всего 335.76 501,3 -165.54
в т.ч. крахмал 191.58 375,975 -184.395
моно-, дисахара 142.03 100.26 +41.77
клетчатка 2.15 0,4 25,065 -22.915
Соотношение Белки/жиры/углеводы 1/1.2/2.4 1/1.1/4.8 -
Кальций, мг 2522,55 -
Фосфор, мг -
Соотношение Кальций/фосфор 1/1 1/1,5 +
Витамины, мг
А 0,535 -
В 1,2 1,2 +
С -

Вывод

Проведя комплексную оценку состояния здоровья в зависимости от питания

видно, что пищевой статус недостаточный.

· общая фактическая калорийность питания меньше индивидуальной нормы

· фактическая калорийность во время ужина превышает индивидуальную норму

· фактическая калорийность обеда ниже индивидуальной нормы.

· недостаточная калорийность по углеводам

· превышение калорийности по белкам и жирам

· недостаточное потребление белков растительного происхождения

· в пищевом рационе жиры растительного происхождения превышают индивидуальную норму

· среди углеводов превышающее индивидуальную норму потребление моно и дисахаридов

· среди минеральных веществ поступление в организм кальция выше нормы, поступление фтора превышает норму

· среди витаминов недостаточное поступление в организм витамина А и недостаточное поступление витамина С

· несоблюдение соотношения белки: жиры: углеводы 1/1.2/2.4 (в норме 1:1,1:4,8) высокое поступление белков и жиров и низкое углеводов

· соотношение кальция и фосфора в рационе 1:1 (норма – 1:1,5)

· Индекс массы тела в норме

Рекомендации

· Следует увеличить калорийность завтрака и обеда, в то время как калорийность ужина следует уменьшить.

· Так же необходимо сбалансировать питание по основным нутриентам белки : жиры : углеводы

· Уменьшить потребление белков, в том числе потребление белков животного происхождения (в большом количестве содержатся: в мясе, рыбе, сыре, яйцах и молоке.)

· Уменьшить потребление жиров, как растительного, так и животного происхождения.

· Уменьшить потребление кальция (содержится в таких продуктах как сыр, кунжут, миндаль, молочный шоколад, петрушка, фундук)

· Снизить потребление фосфора (для этого можно слегка уменьшить количество потребляемого сыра и рыбы.)

· Увеличить потребление продуктов, которые содержат витамин А, есть в жёлтых, красных и зелёных овощах и фруктах, а также во многих ягодах и травах. Из растений и плодов им больше всего богаты морковь, абрикосы, тыква, шпинат и зелень петрушки. Однако лучшими источниками витамина А являются печень и рыбий жир, сливочное масло, желтки яиц, цельное молоко и сливки.

· Увеличить потребление продуктов содержащих витамин С (наиболее богаты плоды свежего шиповника, болгарского красного перца, чёрной смородины и облепихи, яблоки, перец зелёный сладкий и петрушка, укроп, земляника садовая, цитрусовые, хвоя сосны и пихты)

· Так как Урал – биогеохимическая провинция, эндемичная по йоду, то для профилактики развития эндемического зоба, необходимо употреблять в пищу йодированную соль, обязательно включить морепродукты в рацион питания (морская капуста, морская рыба). Йод также обеспечивает когнитивные функции (память, мышление, внимание), что особенно необходимо студентам, так как у них превалирует умственный труд.

Наши рекомендации