Надзор и контроль выполнения требований законодательных и нормативных актов по безопасности жизнедеятельности
Законодательством в области безопасности жизнедеятельности предусматривается, что надзор и контроль за выполнением нормативно-правовых и нормативно-технических требований осуществляется по государственной и общественной линиям. Государственный контроль и надзор реализуется специальными органами, общественный—профсоюзными и иными общественными организациями, общественными комиссиями, комитетами и уполномоченными представителями трудовых коллективов. Государственный контроль, в свою очередь, подразделяется на вневедомственный контроль федеральных органов надзора и контроля и внутриведомственный контроль в определенных отраслях экономики, который осуществляют органы исполнительной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления в пределах своих полномочий.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Надзор и контроль в системе охраны труда.(Постановление от 30.06.04.
№ 324 (в ред. от 11.04.15. № 347) «Об утверждении положения о федеральной службе по труду и занятости)
Главным надзорным органом является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), которая осуществляет государственную функцию по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Предметом осуществляемого уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов государственного надзора в установленной сфере деятельности является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - обязательные требования), соответствие сведений, содержащихся в представляемых ими в установленном порядке уведомлениях о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям, а также проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью работников и нарушения их трудовых прав. Правовой надзор точного и единообразного соблюдения трудового законодательства осуществляет прокуратура всех уровней власти. Управление надзора и контроля в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия (Госсанэпиднадзор) проводит контроль выполнения предприятиями и организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил. Специалисты Госсанэпиднадзора входят в состав комиссий по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Все надзорные органы имеют иерархическую структуру, соответствующую административно-территориальному устройству РФ. Представители государственных надзорных инспекций при исполнении своих обязанностей являются полномочными представителями государства; они независимы от государственных органов и должностных лиц, находятся под защитой государства и имеют целый ряд прав. Например, государственные инспекторы труда имеют право: беспрепятственно проходить на все подконтрольные объекты; расследовать несчастные случаи на производстве; выдавать работодателям и должностным лицам обязательные к исполнению в установленные сроки предписания об устранении нарушений законодательных и иных нормативных актов по охране труда, о привлечении виновных в выявленных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; налагать на работодателей и должностных лиц в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, штрафы, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности; приостанавливать работу оборудования или отдельных подразделений предприятий в случае возникновения угрозы для здоровья и жизни работников до устранения отмеченных нарушений. Отраслевой контроль соблюдения нормативных актов по охране труда осуществляется службами охраны труда, начиная с министерств и ведомств и заканчивая отдельными предприятиями. На предприятиях контрольные функции осуществляют руководящий состав предприятия и его структурных подразделений, а также специалисты отдела (службы) охраны труда; при его отсутствии — инженер по охране труда либо специалист предприятия, на которого возложены функции инженера по охране труда. Контроль охраны труда на предприятиях может производиться в различных формах и с различной периодичностью. Различают следующие виды контроля: сплошной, выборочный, ступенчатый, целевой, комплексный, ежедневный, периодический плановый, внеплановый и т.д. Контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда является одной из важнейших задач администрации при аттестации рабочих мест. Это связано с наличием целого ряда льгот и компенсаций, положенных лицам, занятым на этих работах (увеличенный отпуск, сокращенный рабочий день, доплата к зарплате, право на бесплатное получение молока или лечебного питания, льготная пенсия).
Аттестация рабочих мест по условиям труда. Обязательная аттестация рабочих мест по условиям труда была отменена с начала 2014 года. Сегодня предприятия и организации обязаны проводить специальную оценку условий труда. Это сочетание мер, которые осуществляются поэтапно для выявления потенциально вредных и опасных факторов на производстве. Подлежит исследованию с целью выявления и ликвидации негативного воздействия на персонал. При этом учитываются фактические отклонения от действующих норм, которые прописаны в трудовом законодательстве. Ответственность по проведению процедуры по оценке условий труда, как гласит законодательство России, полностью возложена на работодателей. Из ст. 212 Трудового Кодекса РФ следует: все индивидуальные предприниматели и компании, в штате которых по документам работает наемный персонал (даже 1 человек) обязаны регулярно проводить специальную оценку. Следует отметить, что физические лица не зарегистрированные как индивидуальные предприниматели аттестацию не проводят. Работодатель имеет право заказать процедуру у организаций. Только для этого необходимо заключать гражданско-правовой договор. Статья 19 закона № 426-ФЗ выдвигает ряд требований к таким организациям, которым они в обязательном порядке должны соответствовать. Одно из них – это наличие не менее 5 сотрудников, у которых есть сертификат эксперта, согласно которому они имеют право на выполнение услуг подобного рода. Проводить данное мероприятие работодатель может и самостоятельно. Разрешено делать это совместно со специализированной организацией либо доверив полностью все нюансы стороннему персоналу. Главной целью специальной оценки можно назвать приведение существующих условий труда на предприятии (организации) в соответствие с нормами, которые установлены на законодательном уровне. Таким образом, проводится проверка условий труда на соблюдение стандартов. После, при необходимости, разрабатывается комплекс мероприятий для их улучшения и постепенно внедряются на производстве. Таким образом, обеспечивается безопасность и комфорт трудящихся. С 1 января 2014 года были внесены изменения в законодательство, в частности по поводу перечня подлежащих аттестации рабочих мест. Теперь требуется проводить оценку всех без исключения рабочих мест работодателя, в том числи офисного персонала. Не проводят процедуру только в 2-х случаях для: сотрудников, работающий удаленно, то есть дистанционно; надомных сотрудников. Законодательная база по нормативам аттестации рабочих мест по условиям труда включается в себя: Закон №426-ФЗ «О специальной оценке труда»; Закон №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона №426-ФЗ»; Трудовой Кодекс РФ; ГОСТы по нормативам уровня шума, освещенности, загрязненности и т. д.; Кодекс об административных правонарушениях РФ. Специальную оценку необходимо осуществлять минимум один раз на протяжение пяти лет. Статьей 17 закона №426-ФЗ предусмотрены случаи для внепланового проведения оценки. К ним относятся: изменений технологического процесса на производстве, сырьевой базы, машин, станков на производстве и прочие нововведения, которые могут повлиять на степень воздействия на работников факторов, угрожающих их здоровью. При возникновении несчастного случая или профзаболевания, работодатель обязан незамедлительно провести повторную оценку. Также выполнить её вне графика можно по постановлению инспектора труда или предложению от профсоюзов. Сроки проведения могут быть прописаны в коллективном договоре у работодателя, но реже установленных законодательно. Для начала проведения оценки работодатель должен выпустить приказ о создании специальной комиссии, разработать график проведения каждого этапа работ. При необходимости можно нанять подрядчика, который будет проводить мероприятия. Членами вышеупомянутой комиссии должны стать представители работодателя вместе с инспектором по охране труда и глава профсоюза. Для малых предприятий к членам комиссии другие требования. В ее состав должен войти, помимо перечисленных, руководитель предприятия лично. Как бы то ни было, возглавить эту комиссию должен работодатель или его уполномоченный представитель. После утверждаются конкретные рабочие места, по которым будет проводиться оценка. Затем эксперты идентифицируют выявленные негативные факторы на производстве. После проводят их изучение. Если негативные факторы не обнаружены, это не требуется. По результатам рабочим местам присваиваются классы. Методика проведения спецоценки труда устанавливает чёткие требования к процедурам, выполнение которых обязательно: идентификации негативных факторов и их исследованию; присвоению класса условиям труда; оформлению отчетности. Во время исследований специалисты измеряют и анализируют 4 фактора: Физические. Оцениваются температура в помещениях, вибрация, освещение, магнитные и электрические поля, шум и т.д. Химические. Это смеси и вещества, которые образуются в ходе химического синтеза. Биологические. Это различные микроорганизмы, которые содержатся в препаратах. Напряженность и тяжесть труда. Анализируются нагрузки на органы чувств, позвоночник, нервную и другие функциональные системы организма человека. Все испытания проводятся экспертами нанятой организации или сотрудниками предприятия, которые участвуют в процедуре. По результатам оценки трудовой среде присваиваются классы и подклассы. Они зависят от уровня вредности или опасности факторов на производстве. На данный момент предусмотрено 4 класса условий труда: оптимальный; допустимый; вредный (класс делится на 4 степени); опасный. Для каждого класса установлен определенный уровень таксы страховых взносов от несчастных случаев и профзаболеваний. Для вредного – 2-7%, для опасного – 8%. Экспертиза – это комплексное оценивание обстоятельств производственной среды, которые влияют на здоровье человека. Существуют 4 вида: Государственная (проводят органы, которые занимаются регулированием сферы охраны труда). Отраслевая. Муниципальная (проводится органами местного самоуправления). Независимая (осуществляется профсоюзами, общественными организациями). Большинство работодателей выбирают независимый тип экспертизы. В отчете о проведении экспертизы комиссия указывает ряд сведений: краткую информацию об организации; перечень тех рабочих мест, на которых были обнаружены потенциально вредные и опасные факторы; протоколы о проведенных исследованиях и измерениях; экспертное заключение и т. д. После документ должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден ее главой. Форму и порядок подачи итогового отчета утверждает Министерство труда РФ. Фонд социального страхования (ФСС) на основании результатов оценки устанавливают размер скидки или надбавки для работодателей. Для этого необходимо заполнить форму № 4. Каждый работодатель при проведении процедуры специальной оценки обязан ознакомить в письменном виде под роспись каждого работника в течение месяца (30 дней) с дня утверждения итогового отчета. В это время всю информацию, полученную в ходе оценки, необходимо огласить, например, разместить её на официальном сайте компании. Сотрудники, в свою очередь, не обязаны ставить роспись, если они не согласны с результатами проведенной оценки. Процедура платная. На стоимость процедуры могут влиять множество факторов: специфика предприятия; число рабочих мест на предприятии, по которым необходимо провести оценку. Их сложность и территориальное расположение; количество и виды оцениваемых параметров; регион страны и т. д. Величина карательных мер за нарушения в проведении процедуры оценки по условиям труда определены ст. 5.27.1 (части 2 и 5) КоАП РФ. Согласно нему нарушения порядка в проведении оценки влечет за собой предупреждение или наложение штрафа для ответственных лиц в размере 5-10 тысяч рублей; для юридических лиц – 60-80 тысяч рублей; на предпринимателей без прав юридического лица – 15-25 тысяч рублей. Если в организации произошел несчастный случай, а результатов оценки нет, то работодателя могут привлечь в зависимости от уровня последствий к уголовной ответственности. Государство оказывает поддержку, поскольку проведение мероприятия позволяет сократить затраты на страховые взносы от несчастных случаев и профзаболеваний на производстве. Тарифы могут быть уменьшены до 40%. От результатов проверки при установлении классов их могут дифференцировать. Регулярное проведение оценки позволяет скорректировать издержки на профилактические меры от травматизма и профессиональных заболеваний персонала на производстве. При установлении классов доплаты и компенсации за работу при вредных и опасных условиях разрешено включить в список расходов по оплате труда. Так можно уменьшить размер прибыли, который облагается налогом. Учитывая, что процедура является обязательной, это поможет избежать административных штрафов. Эксперты считают, что улучшение условий труда, способствует увеличению производительности персонала. Отмена обязательной аттестации не избавила работодателей от проведения этой процедуры, а лишь внесла в нее корректировки.
В соответствии с Федеральным законом от 30.06.06. N 90-ФЗ (в посл. ред. от 22.12.2014 N 443-ФЗ) «О внесении изменений в трудовой кодекс РФ…..» профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы вправе создавать для осуществления контроля соблюдения прав и законных интересов работников в области охраны труда собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Они имеют право: осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда; проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников; осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда; осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов; принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством РФ порядке; обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве; принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
Надзор и контроль соблюдения природоохранного законодательства. Важной частью экологического контроля является экологический мониторинг. В России мониторинг возложен на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Госкомгидромет). В системе наблюдений задействованы также другие министерства и ведомства. Мониторинг является многоуровневой системой. В хорологическом аспекте (пространственные связи элементов экосистемы) обычно выделяют системы (или подсистемы) детального, локального, регионального, национального и глобального уровней. Помимо экологического мониторинга в систему экологического контроля входят государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль. В настоящее время в России имеются лишь ведомственно-разрозненные сети наблюдений, что не позволяет адекватно решать стратегические задачи управления территориями с учетом экологического императива. Под государственным экологическим контролем понимают вид государственной административной деятельности, направленной на обеспечение соблюдения экологического законодательства и выполнение природоохранных мероприятий. Объектами государственного экологического контроля являются: земля, недра, леса, животный и растительный мир, атмосферный воздух, континентальный шельф, природно-заповедный фонд, а также окружающая природная среда в целом. Государственный экологический контроль возложен на органы исполнительной власти, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральную служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и некоторые другие организации, осуществляющие государственный контроль в достаточно узком направлении. Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления на территории муниципального образования. Производственный экологический контроль осуществляется предприятиями с целью оценки их деятельности в области природопользования. Общественный экологический контроль осуществляется профсоюзными и другими общественными организациями, объединениями, трудовыми коллективами, отдельными гражданами, следящими за выполнением требований законодательства об охране окружающей среды. Общественный экологический контроль неразрывно связан с общественным экологическим движением.
Надзор и контроль исполнения требований нормативной документации, направленных на предотвращение возникновения ЧС, возложен на органы исполнительной власти, прокуратуру, управления по делам ГО и ЧС, а также на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Госсанэпиднадзор и Государственную противопожарную службу (ГПС МЧС России) (Федеральная противопожарная служба (МЧС) и противопожарная служба субъектов РФ).
ГПС это основной вид государственной пожарной охраны, созданный с целью защиты жизни и здоровья людей, имущества от пожаров, организации и осуществления государственного пожарного надзора в РФ за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. Основное предназначение ГПС: организует и осуществляет государственный пожарный надзор в РФ; организует и осуществляет в установленном порядке охрану населённых пунктов и предприятий от пожаров, др. работы и услуги в области пожарной безопасности; обеспечивает и осуществляет тушение пожаров; осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов управления и подразделений ГПС; координирует деятельность других видов пожарной охраны; разрабатывает и организует осуществление единой научно-технической политики в области пожарной безопасности; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для пожарной охраны.
1.3. Ответственность работодателей, должностных лиц и работников за соблюдение нормативно-правовых и нормативно-технических актов в области безопасности жизнедеятельности
Ответственность работодателей, должностных лиц и работников за соблюдение нормативно-правовых и нормативно-технических актов в области безопасности жизнедеятельности определена трудовым, административным, уголовным и гражданским законодательствами. За нарушение природоохранного законодательства, норм и правил пожарной безопасности несут ответственность также и гражданские лица.Должностные лица могут нести дисциплинарную, административную и уголовную ответственность; работодатели — административную, уголовную и гражданско-правовую; работники — дисциплинарную, материальную и уголовную; граждане — административную, уголовную и гражданско-правовую. Дисциплинарная ответственность заключается в применении мер дисциплинарного воздействия, вплоть до увольнения с работы, как за систематическое, так и за грубое однократное нарушение нормативно-правовых или нормативно-технических актов. Административная ответственность (предупреждение, штраф, дисквалификация, лишение лицензии на право заниматься определенным видом деятельности и др.) наступает за проступки, предусмотренные Гражданским кодексом РФ об административных правонарушениях и иными нормативными актами. Меры административной ответственности применяются к субъектам ответственности органами государственного надзора и контроля, а также органами исполнительной власти. Материальнаяответственность налагается работодателем на работников, чьими действиями, нарушающими трудовое законодательство, правила охраны труда или пожарную безопасность, нанесен материальный ущерб предприятию. Гражданско-правовая ответственность состоит в взыскании в пользу потерпевшего причиненных убытков, возмещении причиненного вреда, возложении обязанности устранить нарушение прав других лиц (работников, работодателей или государственных органов). Уголовная ответственность наступает в том случае, если установлено, что субъект ответственности совершил правонарушение, попадающее под действие Уголовного кодекса РФ (нарушение норм и правил, повлекшее несчастные случаи с людьми или крупный материальный ущерб). Соответствующую меру наказания виновного лица определяет судебный орган.
В области охраны труда такая ответственность заключается в возмещении ущерба, причиненного работнику увечьем или профессиональным заболеванием. С введением в действие Федерального закона от 24.07.98. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с посл. изм. и доп. от 29.12.15. № 394-ФЗ) выплаты всех сумм возмещения вреда производит Фонд социального страхования РФ. На эти цели все работодатели в обязательном порядке уплачивают этому Фонду страховые взносы, размеры которых определяются в зависимости от уровня профессионального риска, имеющегося в отрасли, к которой относится конкретное предприятие.
Юридическая ответственность за экологические правонарушения является одной из форм государственного принуждения, имеющего целью обеспечение реализации экологических интересов государства в принудительном порядке. Наиболее успешно эта задача решается межведомственной природоохранной прокуратурой. Экологические правонарушения различны по своему составу, но наибольшее их число связано с охраной и использованием животного мира (охота и рыболовство), а также с охраной атмосферного воздуха. Экологические правонарушения, не относящиеся к категории общественно опасных, называются экологическими проступками. Если же они посягают на экологическую безопасность граждан, причиняют вред окружающей среде и здоровью человека, их относят к категории экологических преступлений. Административная ответственность за экологические проступки устанавливается для должностных лиц организаций и предприятий, отдельных граждан. К экологическим проступкам относятся повреждение или уничтожение природных объектов в незначительном объеме, несоблюдение экологических стандартов и требований и т. д. Наиболее распространенная мера административного взыскания — денежный штраф, конфискация орудий и средств совершения правонарушения, изъятие добытой продукции и т.д. Уголовная ответственность предусмотрена за экологические правонарушения, которые отличаются наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями. К тяжелым экологическим преступлениям относятся, например, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога, незаконная охота, загрязнение водоемов и атмосферного воздуха и некоторые другие. Все предприятия и граждане, нарушающие природоохранное законодательство, причинившие вред здоровью, имуществу других граждан и народному хозяйству, обязаны возместить ущерб в полном объеме.