Подвижные игры и иппотерапия в комплексной реабилитации инвалидов
Подвижная игра — специфический вид двигательной деятельности. Это сознательная деятельность, направленная на достижение поставленной цели. Подвижные игры занимают ведущее место как в физическом воспитании здорового человека, так и в процессе физической реабилитации больных и инвалидов, позволяя на высоком эмоциональном уровне эффективно решать лечебные и воспитательные задачи.
Подвижная игра как средство рекреации обладает целым рядом качеств, среди которых важнейшее место занимает высокая эмоциональность играющих. Эмоции в игре имеют сложный характер. Это и удовольствие от мышечной работы в игре, от чувства бодрости и энергии, и радость от возможности дружеского общения в коллективной игре, и удовлетворение от достижения поставленной в игре цели. Во время подвижной игры осуществляется комплексное воздействие на моторику и нервно-психическую сферу инвалида.
В подвижной игре ярко выражена роль движений. Для нее характерны творческие активные двигательные действия, мотиви-
рованные ее сюжетом (темой, идеей). Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими) и направляются на преодоление различных трудностей в достижении поставленной цели (выиграть, овладеть определенными приемами).
Преимущество подвижных игр перед строго дозированными упражнениями заключается в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Подвижные игры, как правило, не требуют от участников специальной подготовленности. Одни и те же подвижные игры могут проводиться в разнообразных условиях, с большим или меньшим числом участников, по различным правилам.
Важнейший результат игры — радость и эмоциональный подъ'ем. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физического воспитания, адекватны потребностям организма в движении.
Для целенаправленной тренировки некоторых мышечных групп наряду с подвижными играми могут использоваться упражнения игрового характера, которые не имеют законченного сюжета, развития событий (например, эстафеты). В подвижных играх с элементами соревнования, как и в спорте, формируются выдержка, самообладание, правильное реагирование на неудачу.
Правильно организованные подвижные игры оказывают благоприятное влияние на развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую работу, различные крупные и мелкие мышечные группы, а также игры, увеличивающие подвижность в суставах.
Подвижные игры активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кро-нообращения и обмена веществ в организме.
Игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями, но не связанные с длительным односторонним силовым напряжением (особенно статическим), способствуют совершенствованию важнейших систем и функций организма. Именно поэтому в играх не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и продолжительных задержек дыхания (натуживание). Важно, чтобы игры оказывали благоприятное влияние на нервную систему занимающихся. Это достигается путем оптимальных нагрузок на память и внимание играющих, а также такими играми, которые вызывают положи-к-льные эмоции.
(* козуля
Особое значение игры как метод лечебной гимнастики приобретают при реабилитации детей и подростков с детским церебральным параличом и другими расстройствами опорно-двигательного аппарата.
Подвижные игры особенно важны и привлекательны для больных тем, что специально направленными упражнениями оказывают на их организм трофическое влияние, способствующее восстановлению иннервационных механизмов и предупреждению образования вторичных контрактур и деформаций, а при необходимости содействуют формированию компенсации, способствуют улучшению психомоторных показателей развития, улучшению работы сердечно-сосудистой, дыхательной систем, вестибулярного аппарата, коррекции нарушенной осанки.
Последующее усложнение игры (направленное на более совершенную технику движения, подвижность нервно-мышечного аппарата, высокую степень координации и мышечного напряжения) ведет к тому, что человек в силу большого эмоционального напряжения делает волевое максимальное движение, а отсюда — большая возможность упрочнения производимого движения и перехода его в полуавтоматизированное. Подобным же влиянием обладают и игры-эстафеты.
Сложная взаимосвязь между стремлением к выполнению условий той или иной игры, с которым связано чувство собственного успеха, самоутверждения в коллективе, и напряженностью положительных эмоциональных реакций приводит к тому, что во время индивидуальных занятий физическими упражнениями и другими формами реабилитации инвалид с нарушениями опорно-двигательной системы работает с максимальной активностью над становлением движений.
Нередко под влиянием эмоционального фактора — стремления к успешному участию в игре — инвалид значительно более правильно производит то движение, выполнить которое или скорректировать ему не удается во время индивидуальных занятий с методистом или в процессе деятельности.
Спортивные игры также могут играть существенную роль в реабилитации инвалидов. К ним относятся самые различные игры с мячом, например баскетбол, волейбол, пионербол, в которые могут играть инвалиды, передвигающиеся самостоятельно, с помощью специальных приспособлений и на креслах-колясках.
Элемент соревнования, высокоэмоционального напряжения, необходимость самоанализа, учета характера недостаточности или полноты проделываемых движений, возможность волевой коррекции этой недостаточности повышают эффективность работы над освоением ряда движений во время спортивной игры.
Существенным, а иногда определяющим моментом эффективности проведения игр выступает музыкальное сопровождение. Му-
зыка, хорошо соответствующая темпу движения, — сильнейшее средство стимуляции движения. Для лиц с церебральным параличом музыка необходима, так как одним из эффектов ее влияния является релаксация — устранение напряженности мышечного тонуса.
К другим эффективным терапевтическим методам для больных с различными заболеваниями относится иппотерапия. Иппотерапия — это лечебная гимнастика на лошади {кирроз — по-гречески «лошадь»).
Первые попытки применить дозированную верховую езду и физические упражнения на лошади для лечения и реабилитации некоторых категорий инвалидов были предприняты в начале 1950-х гг. и ФРГ, странах Скандинавии, а затем в Великобритании, Канаде, Швейцарии, Польше и Франции.
В последние годы в указанных странах иппотерапия (терапевтическая верховая езда) используется в системе комплексной реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Многочисленные публикации в научных и популярных изданиях привлекли внимание специалистов к этому методу реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Вопросам терапевтической верховой езды посвящен ряд международных конгрессов, регулярно проводимых с 1974 г. и по настоящее время.
По сравнению с традиционным восстановительным лечением иппотерапия имеет значительные дополнительные преимущества. Как и лечебная физическая культура, она основана на использовании биологической функции живого организма — функции движения, которая имеет для человека не только биологическое, но и социальное значение. Иппотерапия действует на организм как на единое целое и по своей сущности не локалистична. Этим объясняется успешность ее применения при различных заболеваниях. Она позволяет восстановить и даже улучшить физическое состояние лиц с ограниченными двигательными возможностями, а также способствует решению конкретных психолого-педагогических задач и вопросов психосоциальной реабилитации и интеграции инвалидов вследствие ДЦП.
Основы оздоровительного воздействия верховой езды на инвалидов с ДЦП заключаются в естественных движениях лошади, позволяющих всаднику организовать и систематизировать свои движения.
Среди факторов воздействия иппотерапии на инвалида одним из наиболее действенных можно считать координаторную нагрузку. При посадке на лошадь формируется определенная схема фиксации тела. Всадник удерживается, прежде всего, напряжением приводящих мышц бедер, фиксирующих таз в седле или непосредственно на теле животного. В удержании тела в вертикальном положении значительную роль играют система координации и ак-
тивность мышц таза и спины. Нагрузка на мышцы нижних конечностей может регулироваться при изменении степени опоры на стремена (при их использовании). При сильной опоре степень напряжения приводящих мышц ниже, при слабой — выше.
Сама по себе опора на стремена в фиксации тела здорового человека играет не столь значительную роль. При посадке инвалида, страдающего двигательными расстройствами, ее значение возрастает. Опора осуществляется прежде всего на стопы, фиксированные в стременах, которые сохраняют подвижность, как минимум, в сагиттальной плоскости и ограничивают ее во фронтальной. В таком случае создается возможность перемены нагрузки на мышцы не только задней, но и передней части голеней при относительной фиксации голеностопного сустава в положении, близком к физиологическому. И наконец, всадник может удерживаться в сагиттальной плоскости, поддерживаясь руками за поручень специального иппотерапевтического гурта или вспомогательный ремень на шее животного.
Опора на стремена и использование рук для удержания тела на лошади имеют свое значение на начальном этапе работы или же у инвалидов с выраженными моторными и координаторными расстройствами. В процессе занятий иппотерапией инвалид постепенно высвобождает свои руки для управления лошадью с помощью поводьев и снижает степень опоры на стремена, приближаясь к свойственной здоровому человеку посадке. Предопределенность естественной позы всадника как единственной физиологически и биомеханически верной также выступает в роли терапевтического фактора.
Поступательное движение лошади дает периодически изменяющуюся нагрузку на мышцы туловища и конечностей всадника, участвующие в удержании его на лошади, что несет в себе естественный элемент тренинга. Симметричность«агрузок по всем осям предусматривает необходимость симметричного функционирования всех групп мышц, обеспечивающих посадку занимающегося. Данный фактор важен при работе с инвалидами, имеющими асимметричные двигательные расстройства.
Можно выделить также воздействие на мускулатуру всадника низкочастотных колебаний тела движущейся лошади, приводящих у него к снижению повышенного тонуса и возрастанию объема движений в конечностях.
Дозированные нагрузки на вестибулярный анализатор, несущие элементы тренинга, стимулируют нормализацию его функции, что улучшает статико-кинетическую организацию моторики, способствуя обретению лицами с ограниченными двигательными возможностями уверенности в движениях. Это влечет за собой уменьшение выраженности фобических расстройств, связанных с самостоятельным передвижением.
Нейрофизиологическое воздействие упомянутых колебательных движений движущегося животного на систему вестибулярного анализатора сводится к усилению притока импульсов по его проводящим путям. Следствием этого является стимуляция глубинных структур головного мозга, определяющих функциональное состояние высших отделов нервной системы. Активация высших отделов двигательного анализатора влечет за собой изменение функционального состояния нейромоторного аппарата, при котором становится возможным воздействие на патологические двигательные стереотипы.
Достижение реальных результатов в коррекции двигательных нарушений в ходе занятий иппотерапией содействует изменениям и в социально-психическом статусе инвалида, приводит к повышению его самооценки, жизненной активности, нарастанию мотивации к реабилитационному процессу.
В тех случаях, когда занятия иппотерапией проводятся на базе конно-спортивного комплекса, лица с ограниченными возможностями попадают в мир спорта со всем набором его гуманистических ценностей. Сам факт нахождения в такой атмосфере, причастности к миру спорта способствует изменению психологического статуса пациента. Ко всему этому как весьма значительный следует добавить и фактор общения инвалида с животным.
Таким образом, лечебная физкультура как метод реабилитации лиц с детским церебральным параличом занимает в комплексной терапии одно из ведущих мест и служит естественно-биологическим методом терапии, способствующим более быстрому восстановлению нарушенной функции опорно-двигательного аппарата.
Вопросы для самоконтроля
1.Что такое адаптивная физическая культура?
2. В чем заключаются особенности физического, эмоционального и
социального воздействия подвижных игр?
3. Что такое иппотерапия? С чем связана возможность социально-пси
хологического и оздоровительного воздействия иппотерапии на инвали
дов с ДЦП?
Литература
1.Валеев Н. М. Основы физической реабилитации: Лекция для студен
тов РГАФК специализации «Физическая реабилитация». — М., 1998.
2. ЛФК в системе медицинской реабилитации: Руководство для вра
чей / Под ред. А.Ф. Каптелина, И. П. Лебедевой. — М., 1993.
3. Сулимцев Т. И., Сахно А. В. Медико-педагогические аспекты оздоро
вительной физической культуры различных категорий населения, вклю
чая лиц с ослабленным здоровьем и инвалидов: Учеб. пособие. — Мала
ховка, 1993.
4. Чудная Р. В. Адаптивное физическое воспитание. — Киев, 2000.