Подвижные игры и иппотерапия в комплексной реабилитации инвалидов

Подвижная игра — специфический вид двигательной деятельно­сти. Это сознательная деятельность, направленная на достижение поставленной цели. Подвижные игры занимают ведущее место как в физическом воспитании здорового человека, так и в процессе физической реабилитации больных и инвалидов, позволяя на высоком эмоциональном уровне эффективно решать лечебные и воспитательные задачи.

Подвижная игра как средство рекреации обладает целым ря­дом качеств, среди которых важнейшее место занимает высокая эмоциональность играющих. Эмоции в игре имеют сложный ха­рактер. Это и удовольствие от мышечной работы в игре, от чув­ства бодрости и энергии, и радость от возможности дружеского общения в коллективной игре, и удовлетворение от достижения поставленной в игре цели. Во время подвижной игры осуществля­ется комплексное воздействие на моторику и нервно-психическую сферу инвалида.

В подвижной игре ярко выражена роль движений. Для нее ха­рактерны творческие активные двигательные действия, мотиви-

рованные ее сюжетом (темой, идеей). Эти действия частично огра­ничиваются правилами (общепринятыми, установленными руко­водителем или играющими) и направляются на преодоление раз­личных трудностей в достижении поставленной цели (выиграть, овладеть определенными приемами).

Преимущество подвижных игр перед строго дозированными уп­ражнениями заключается в том, что игра всегда связана с иници­ативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, сти­мулирует двигательную активность. В игре используются естествен­ные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Подвижные игры, как правило, не требуют от участников специальной подготовленности. Одни и те же подвижные игры могут проводиться в разнообразных условиях, с большим или меньшим числом участников, по различным правилам.

Важнейший результат игры — радость и эмоциональный подъ'ем. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физического воспитания, адекватны потребностям орга­низма в движении.

Для целенаправленной тренировки некоторых мышечных групп наряду с подвижными играми могут использоваться упражнения игрового характера, которые не имеют законченного сюжета, раз­вития событий (например, эстафеты). В подвижных играх с эле­ментами соревнования, как и в спорте, формируются выдержка, самообладание, правильное реагирование на неудачу.

Правильно организованные подвижные игры оказывают бла­гоприятное влияние на развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осан­ки. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динами­ческую работу, различные крупные и мелкие мышечные группы, а также игры, увеличивающие подвижность в суставах.

Подвижные игры активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кро-нообращения и обмена веществ в организме.

Игры с активными, энергичными, многократно повторяю­щимися двигательными действиями, но не связанные с длитель­ным односторонним силовым напряжением (особенно статиче­ским), способствуют совершенствованию важнейших систем и функций организма. Именно поэтому в играх не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и продолжительных задер­жек дыхания (натуживание). Важно, чтобы игры оказывали бла­гоприятное влияние на нервную систему занимающихся. Это до­стигается путем оптимальных нагрузок на память и внимание играющих, а также такими играми, которые вызывают положи-к-льные эмоции.




(* козуля



Особое значение игры как метод лечебной гимнастики приоб­ретают при реабилитации детей и подростков с детским цереб­ральным параличом и другими расстройствами опорно-двигатель­ного аппарата.

Подвижные игры особенно важны и привлекательны для боль­ных тем, что специально направленными упражнениями оказывают на их организм трофическое влияние, способствующее вос­становлению иннервационных механизмов и предупреждению образования вторичных контрактур и деформаций, а при необхо­димости содействуют формированию компенсации, способству­ют улучшению психомоторных показателей развития, улучшению работы сердечно-сосудистой, дыхательной систем, вестибулярного аппарата, коррекции нарушенной осанки.

Последующее усложнение игры (направленное на более совер­шенную технику движения, подвижность нервно-мышечного ап­парата, высокую степень координации и мышечного напряже­ния) ведет к тому, что человек в силу большого эмоционального напряжения делает волевое максимальное движение, а отсюда — большая возможность упрочнения производимого движения и перехода его в полуавтоматизированное. Подобным же влиянием обладают и игры-эстафеты.

Сложная взаимосвязь между стремлением к выполнению усло­вий той или иной игры, с которым связано чувство собственного успеха, самоутверждения в коллективе, и напряженностью поло­жительных эмоциональных реакций приводит к тому, что во вре­мя индивидуальных занятий физическими упражнениями и дру­гими формами реабилитации инвалид с нарушениями опорно-двигательной системы работает с максимальной активностью над становлением движений.

Нередко под влиянием эмоционального фактора — стремле­ния к успешному участию в игре — инвалид значительно более правильно производит то движение, выполнить которое или скор­ректировать ему не удается во время индивидуальных занятий с методистом или в процессе деятельности.

Спортивные игры также могут играть существенную роль в ре­абилитации инвалидов. К ним относятся самые различные игры с мячом, например баскетбол, волейбол, пионербол, в которые могут играть инвалиды, передвигающиеся самостоятельно, с по­мощью специальных приспособлений и на креслах-колясках.

Элемент соревнования, высокоэмоционального напряжения, необходимость самоанализа, учета характера недостаточности или полноты проделываемых движений, возможность волевой коррек­ции этой недостаточности повышают эффективность работы над освоением ряда движений во время спортивной игры.

Существенным, а иногда определяющим моментом эффектив­ности проведения игр выступает музыкальное сопровождение. Му-

зыка, хорошо соответствующая темпу движения, — сильнейшее средство стимуляции движения. Для лиц с церебральным парали­чом музыка необходима, так как одним из эффектов ее влияния является релаксация — устранение напряженности мышечного то­нуса.

К другим эффективным терапевтическим методам для больных с различными заболеваниями относится иппотерапия. Иппотера­пия — это лечебная гимнастика на лошади {кирроз — по-гречески «лошадь»).

Первые попытки применить дозированную верховую езду и фи­зические упражнения на лошади для лечения и реабилитации неко­торых категорий инвалидов были предприняты в начале 1950-х гг. и ФРГ, странах Скандинавии, а затем в Великобритании, Кана­де, Швейцарии, Польше и Франции.

В последние годы в указанных странах иппотерапия (терапев­тическая верховая езда) используется в системе комплексной ре­абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Многочисленные публикации в научных и популярных изда­ниях привлекли внимание специалистов к этому методу реабили­тации лиц с ограниченными возможностями. Вопросам терапев­тической верховой езды посвящен ряд международных конгрес­сов, регулярно проводимых с 1974 г. и по настоящее время.

По сравнению с традиционным восстановительным лечением иппотерапия имеет значительные дополнительные преимущества. Как и лечебная физическая культура, она основана на использо­вании биологической функции живого организма — функции дви­жения, которая имеет для человека не только биологическое, но и социальное значение. Иппотерапия действует на организм как на единое целое и по своей сущности не локалистична. Этим объяс­няется успешность ее применения при различных заболеваниях. Она позволяет восстановить и даже улучшить физическое состоя­ние лиц с ограниченными двигательными возможностями, а так­же способствует решению конкретных психолого-педагогических задач и вопросов психосоциальной реабилитации и интеграции инвалидов вследствие ДЦП.

Основы оздоровительного воздействия верховой езды на инвали­дов с ДЦП заключаются в естественных движениях лошади, позво­ляющих всаднику организовать и систематизировать свои движе­ния.

Среди факторов воздействия иппотерапии на инвалида одним из наиболее действенных можно считать координаторную нагруз­ку. При посадке на лошадь формируется определенная схема фик­сации тела. Всадник удерживается, прежде всего, напряжением приводящих мышц бедер, фиксирующих таз в седле или непос­редственно на теле животного. В удержании тела в вертикальном положении значительную роль играют система координации и ак-





тивность мышц таза и спины. Нагрузка на мышцы нижних конеч­ностей может регулироваться при изменении степени опоры на стремена (при их использовании). При сильной опоре степень на­пряжения приводящих мышц ниже, при слабой — выше.

Сама по себе опора на стремена в фиксации тела здорового человека играет не столь значительную роль. При посадке инвали­да, страдающего двигательными расстройствами, ее значение воз­растает. Опора осуществляется прежде всего на стопы, фиксиро­ванные в стременах, которые сохраняют подвижность, как мини­мум, в сагиттальной плоскости и ограничивают ее во фронталь­ной. В таком случае создается возможность перемены нагрузки на мышцы не только задней, но и передней части голеней при отно­сительной фиксации голеностопного сустава в положении, близ­ком к физиологическому. И наконец, всадник может удерживать­ся в сагиттальной плоскости, поддерживаясь руками за поручень специального иппотерапевтического гурта или вспомогательный ремень на шее животного.

Опора на стремена и использование рук для удержания тела на лошади имеют свое значение на начальном этапе работы или же у инвалидов с выраженными моторными и координаторными рас­стройствами. В процессе занятий иппотерапией инвалид постепенно высвобождает свои руки для управления лошадью с помощью поводьев и снижает степень опоры на стремена, приближаясь к свойственной здоровому человеку посадке. Предопределенность ес­тественной позы всадника как единственной физиологически и биомеханически верной также выступает в роли терапевтического фактора.

Поступательное движение лошади дает периодически изменя­ющуюся нагрузку на мышцы туловища и конечностей всадника, участвующие в удержании его на лошади, что несет в себе есте­ственный элемент тренинга. Симметричность«агрузок по всем осям предусматривает необходимость симметричного функционирова­ния всех групп мышц, обеспечивающих посадку занимающегося. Данный фактор важен при работе с инвалидами, имеющими асим­метричные двигательные расстройства.

Можно выделить также воздействие на мускулатуру всадника низкочастотных колебаний тела движущейся лошади, приводя­щих у него к снижению повышенного тонуса и возрастанию объе­ма движений в конечностях.

Дозированные нагрузки на вестибулярный анализатор, несу­щие элементы тренинга, стимулируют нормализацию его функ­ции, что улучшает статико-кинетическую организацию моторики, способствуя обретению лицами с ограниченными двигательными возможностями уверенности в движениях. Это влечет за собой уменьшение выраженности фобических расстройств, связанных с самостоятельным передвижением.

Нейрофизиологическое воздействие упомянутых колебательных движений движущегося животного на систему вестибулярного анализатора сводится к усилению притока импульсов по его про­водящим путям. Следствием этого является стимуляция глубин­ных структур головного мозга, определяющих функциональное состояние высших отделов нервной системы. Активация высших отделов двигательного анализатора влечет за собой изменение функционального состояния нейромоторного аппарата, при ко­тором становится возможным воздействие на патологические дви­гательные стереотипы.

Достижение реальных результатов в коррекции двигательных нарушений в ходе занятий иппотерапией содействует изменени­ям и в социально-психическом статусе инвалида, приводит к по­вышению его самооценки, жизненной активности, нарастанию мотивации к реабилитационному процессу.

В тех случаях, когда занятия иппотерапией проводятся на базе конно-спортивного комплекса, лица с ограниченными возмож­ностями попадают в мир спорта со всем набором его гуманистиче­ских ценностей. Сам факт нахождения в такой атмосфере, прича­стности к миру спорта способствует изменению психологического статуса пациента. Ко всему этому как весьма значительный следу­ет добавить и фактор общения инвалида с животным.

Таким образом, лечебная физкультура как метод реабилитации лиц с детским церебральным параличом занимает в комплексной терапии одно из ведущих мест и служит естественно-биологиче­ским методом терапии, способствующим более быстрому восста­новлению нарушенной функции опорно-двигательного аппарата.

Вопросы для самоконтроля

1.Что такое адаптивная физическая культура?

2. В чем заключаются особенности физического, эмоционального и
социального воздействия подвижных игр?

3. Что такое иппотерапия? С чем связана возможность социально-пси­
хологического и оздоровительного воздействия иппотерапии на инвали­
дов с ДЦП?

Литература

1.Валеев Н. М. Основы физической реабилитации: Лекция для студен­
тов РГАФК специализации «Физическая реабилитация». — М., 1998.

2. ЛФК в системе медицинской реабилитации: Руководство для вра­
чей / Под ред. А.Ф. Каптелина, И. П. Лебедевой. — М., 1993.

3. Сулимцев Т. И., Сахно А. В. Медико-педагогические аспекты оздоро­
вительной физической культуры различных категорий населения, вклю­
чая лиц с ослабленным здоровьем и инвалидов: Учеб. пособие. — Мала­
ховка, 1993.

4. Чудная Р. В. Адаптивное физическое воспитание. — Киев, 2000.


Наши рекомендации