Как социальная проблема

ПРЕДИСЛОВИЕ



Рецензенты:

доктор философских наук, действительный член РАЕН,

почетный вице-президент РАЕН, профессор А. И. Соловьев;

кандидат медицинских наук, директор Научно-исследовательского

центра занятости и реабилитации инвалидов Н. Ю. Гаубрих

Авторы:

Т.В.Зозуля (предисловие; 1, 2.1, 2.2, 2.4, 2.6, 3.1-3.4, 4.8, 5.1, 5.2.1, 5.4,

6.2, 7.1, 7.3, 7.4); Е.Г. Свистунова (2.3, 2.4.4, 3.5, 4.1, 4.2, 4.6, 4.7, 5.3);

В.В.Чешихина (4.3, 4.4); С.Н.Кавокин (2.5, 5.2.2); В.С.Соколова (4.5);

Н. П.Дедов (6.1); В.З.Базоев (7.2)

Комплекснаяреабилитация инвалидов: Учеб. пособие для К637 студ. высш. учеб. заведений / Т. В. Зозуля, Е. Г. Свистунова, В.В.Чешихина и др.; Под ред. Т.В.Зозули. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2005. — 304 с. 5-7695-2085-Х

В учебном пособии рассматриваются теоретические и практические вопросы комплексной социальной реабилитации инвалидов, социальные и психологические проблемы людей с нарушением слуха, зрения, интел­лекта, расстройствами опорно-двигательного аппарата и других органов и систем, организация медико-социальной реабилитации как приоритет­ного направления государственной политики в отношении инвалидов; приводятся технологии социальной реабилитации разных категорий ин­валидов.

Для студентов и аспирантов социальных вузов, специализирующихся в области социальной реабилитации инвалидов, а также для психологов, медицинских работников и других специалистов реабилитационных уч­реждений системы социальной защиты населения.

УДК 36.05

-056:266(075.8) ББК65.272я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия издательства запрещено

© Т.В.Зозуля, Е.Г.Свистунова, В.В.Чешихина и др., 2005 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2005 I8ВN 5-7695-2085-Х© Оформление. Издательский центр «Академия», 2005

Инвалиды составляют особую категорию населения, числен­ность которой постоянно увеличивается. Мировым сообществом социальная защита инвалидов рассматривается как проблема пер­востепенной важности.

Изменение общественного отношения к проблеме инвалидно­сти и инвалидам, развитие системы комплексной социальной реабилитации — одна из главных и ответственных задач совре­менной государственной политики. Обеспечивая социальную за­щищенность инвалидов, государство должно создавать им необ­ходимые условия для достижения одинакового со своими сограж­данами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, участия в общественной жизни. Восстановлению спо­собности инвалидов к социальному функционированию, незави­симому образу жизни призвана помочь система многопрофиль­ной комплексной реабилитации как самостоятельная область на­учной и практической деятельности.

Большое значение в связи с этим приобретает подготовка спе­циалистов, владеющих знаниями в области реабилитации, спосо­бами решения социальных проблем, связанных со здоровьем, ме­тодами восстановления способностей инвалидов к бытовой, об­щественной, профессиональной деятельности, навыками форми­рования механизмов взаимодействия социального окружения с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В данном учебном пособии освещены нормативно-правовые основы социальной защиты и реабилитации инвалидов в России и развитых странах мира, базовые стандарты обеспечения соци­альной политики в области инвалидности. В нем представлены теоретико-методологический аспект социологии здоровья и ин­валидности, критерии и статистические показатели обществен­ного здоровья, различные моменты профилактики инвалиди-чации.

Особое внимание уделено содержанию и понятийному аппа­рату комплексной социальной реабилитации. Освещены принци­пы организации реабилитационного процесса и реабилитацион-по-экспертной диагностики. Представлена организационная струк­тура формирующейся системы реабилитации, показаны роль и функции учреждений медико-социальной экспертизы.

Отдельные главы посвящены описанию системы учреждений р. основным направлениям медицинской реабилитации какспо-



соба восстановления жизнедеятельности и повышения функцио­нальных возможностей инвалидов; технологии социально-сре-довой, социально-бытовой и профессиональной реабилитации; методам психосоциальной и психокоррекционной помощи; воп­росам социальной реабилитации разных категорий инвалидов. Рас­сматриваются функциональные задачи социальных учреждений и общественных организаций, занимающихся реабилитацией ин­валидов.

Издание подготовлено с участием сотрудников Российского государственного социального университета (ректор — член-кор­респондент РАН, доктор исторических наук В.И.Жуков) и осу­ществляется в рамках программы научно-методического обеспе­чения специальности «Социальная работа».

Глава 1 ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

как социальная проблема - student2.ru 1.1. СОЦИОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ

Согласно биопсихосоциальной концепции, человек — суще­ство биологическое, психологическое и социальное. Его биологи­ческие функции неразрывно связаны с внешними социальными процессами. Социальные условия определяют развитие, форми­рование и функционирование человека как личности, могут спо­собствовать сохранению физического и психического здоровья или оказывать патогенное воздействие на него.

К наиболее значимым социальным факторам, существенно влияющим на здоровье, относятся:

- экономические (жизненный уровень населения, переход от
одной экономической структуры к другой);

- политические (приоритеты государственной политики, из­
менения в структуре системы управления, международные отно­
шения);

-демографические (изменение численности народонаселения, вероятной продолжительности жизни, превалирование в населе­нии региона представителей определенных возрастных, половых и национальных групп);

- научно-технические (изменения в степени сложности и про­
дуктивности производственных процессов, связанные с этим пе­
ремены в уровне профессиональной подготовки кадров, в харак­
тере коммуникативных процессов, в уровне безработицы и т.д.);

-образовательные (изменение объемов и сроков обучения и т.д.) и др.

В самом определении категории «здоровье» заложена социальная составляющая. По определению Всемирной организации здраво­охранения (ВОЗ), «здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В последние время здоровье все более связывают с качеством жизни.

Под качеством жизни понимается удовлетворение индивидом важнейших сторон жизнедеятельности и потребностей и наличие условий, позволяющих вести активную в биологическом и соци­альном плане жизнь. Качество жизни определяется восприятием



индивидом своей позиции в жизни в контексте культуры и систе­мы ценностей, в которой он живет, а также отношением общест­ва к целям, ожиданиям, стандартам и заботам каждого индивида. Это определение подчеркивает субъективность понятия качества жизни, включает как позитивные, так и негативные аспекты жизни и является многомерным. Основными параметрами качества жиз­ни служат:

- физическое и психическое функционирование, материаль­ная жизнь (доход, жилье и т.д.);

- социальные отношения, духовная жизнь (ориентация на бу­дущее, религиозность, индивидуальные убеждения и т.д.);

-уровень независимости, окружающая среда. К факторам, существенным образом оказывающим влияние на качество жизни и здоровье, могут быть отнесены:

1) появление в рамках данного общества новых запросов в об­ласти технологий, требующих от индивида новых умений и навы­ков;

2) воздействие средств массовой информации, распространя­ющих идеи и ценности, противоречащие мировоззрению, свой­ственному индивиду в силу его воспитания и образования;

3) экологическая обстановка среды жизнеобитания, условия
труда, которые сказываются как на индивиде, так и на его потом­стве;

4) влияние вертикальной социальной динамики, активно про­пагандируемой и поощряемой социумом;

5) миграция и связанное с ней ослабление влияния традици­онной системы поддержки со стороны семьи;

6) возрастание частоты и роли межличностных, межэтниче­ских и межконфессиональных контактов;

7) различные факторы международного характера (экономи­ческие, экологические, угроза миру и личной безопасности, тер­роризм и др.).

Все эти факторы оказывают непосредственное биологическое или стрессогенное воздействие. Сила стресса наиболее велика в ситуациях, в которых у индивида мало возможностей самому оп­ределять свою судьбу или эти возможности в силу каких-либо причин ограничены.

Мощным стрессогенным воздействием обладают следующие жизненные события: потеря близких людей; физическое или пси­хическое насилие; собственное тяжелое, инвалидизирующее за­болевание или угрожающее жизни заболевание близких; угроза потери работы и собственно безработица; производственные и семейные конфликты; природные и техногенные катастрофы.

Не все люди одинаково реагируют на стресс или другой пато­генный для здоровья фактор. Выделяют категории лиц, у которых риск развития заболевания в силу биологических, психологиче-

ских или социальных причин повышен по сравнению с большин­ством других людей. К биологическим факторам риска для здо­ровья человека относят избыточную массу тела, гиподинамию, нерациональное питание, психическое или физическое перена­пряжение, злоупотребление алкоголем, курение и т.д. К группам повышенного риска для здоровья относятся следующие социальные категории населения:

- лица, пережившие смерть близкого .человека, разрушение
семьи;

- дети из неблагополучных семей, отверженные родителями;

- жертвы физического, психического или сексуального наси­лия;

- родственники людей, имеющих тяжелое хроническое сома­
тическое или психическое заболевание;

- бездомные, безработные, очень бедные;

- лица, находящиеся в учреждениях закрытого типа (интерна­
тах, тюрьмах и т.д.).

Эти лица нуждаются в особом внимании со стороны специа­листов медико-социальных служб и в профилактических мерах по предупреждению нарушений здоровья.

Для оценки здоровья нации пользуются понятием «обществен­ное здоровье». Общественное здоровье характеризуется уровнем здоровья популяции, распространенностью в ней заболеваний, особенно социальных (инфекционных, психических, алкоголиз­ма и наркомании, умственной неполноценности), суицидов. Од­ним из показателей общественного здоровья служит нетрудоспо­собность (временная и постоянная, т.е. инвалидность): Демогра­фические показатели — ожидаемая средняя продолжительность жизни, структура смертности, младенческая смертность, есте­ственный прирост и другие — также характеризуют состояние об­щественного здоровья.

Многочисленными научными исследованиями по программе ВОЗ было установлено, что состояние общественного здоровья на 50 % определяется образом жизни, на 20 % — наследственностью, на 20 % — состоянием окружающей среды и на 10 % — уровнем развития здравоохранения.

Отношение к здоровью в обществе определяется исторически и сложившимися культурными стереотипами. Например, в насто­ящее время в США формируется почти культовое отношение к здоровью: ведется активная борьба с курением, пропагандируют­ся физическое воспитание, занятия спортом, рациональное сбалан­сированное питание. При оформлении медицинской страховки обязательно учитывается соответствие веса тела возрасту и росту. Это дало свои положительные результаты. Так, число долгожите­лей за последние годы увеличилось на 800 %, резко уменьшилась заболеваемость болезнями сердечно-сосудистой системы.

В России в сложившейся социально-экономической ситуации у материально хорошо обеспеченных людей возможностей забо­титься о своем здоровье гораздо больше, чем у других слоев насе­ления. Как показывает статистика, средняя российская семья тра­тит на медицинские нужды 16 % своего дохода, а состоятельные лица — только 11 %. Богатые люди имеют больше возможностей заниматься физической культурой, активно отдыхать, хорошо пи­таться, а при нарушениях здоровья — получить необходимую ди-агностико-лечебную помощь. Задача государства — повысить благо­состояние населения и обеспечить возможность для большинства граждан заботиться о своем здоровье.

Здоровье населения относится к наиболее значимым соци­альным ценностям как для отдельного индивида, так и для всего общества и государства.

Отношение государства к здоровью нации определяется про­водимой социальной политикой. Ее показателями могут служить экологическая обстановка, соблюдение международных стандар­тов по обеспечению безопасности жизнедеятельности на произ­водстве, соблюдение законодательства в отношении здоровья граж­дан, доступность и качество медицинской и социально-реабили­тационной помощи.

В России на стационарную помощь приходится от 60 до 80% расходов на здравоохранение. Между тем исследования показали, что 30—50% пациентов могли бы лечиться в амбулаторной сети. В системе социальной защиты населения на 1 января 2003 г. функ­ционировало 1354 стационарных учреждения, которые располагали 200,9 тыс. мест, в том числе для психохроников — на 13100 мест, для умственно отсталых — на 31200, для лиц с физическими де­фектами — на 900, реабилитационных центров — на 3700 мест. Число специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому в структуре внестационарных форм соци­ального обслуживания составило 1524.

Основная тенденция в реформировании медицинской и со­циально-медицинской помощи заключается в сокращении стаци­онарных коек и развитии сети внебольничных учреждений, уч­реждений социально-медицинской и реабилитационной помощи. Другим приоритетом становятся профилактика заболеваний, предупреждение инвалидизации и поддержание здорового образа жизни.

Изучением состояния здоровья населения занимается наука эпи­демиология. Эпидемиология пользуется понятиями, определяющи­ми количественные критерии здоровья или, вернее, нездоровья. Основные из них — заболеваемость, болезненность и инвалидность. Количественные показатели состояния и динамики здоровья населе­ния изучаются и отражаются медицинской статистикой. На основа­нии официальных статистических данных, получаемых в виде от-

четов различных государственных учреждений, результатов социо­логических исследований, проводится анализ состояния обществен­ного здоровья и строится краткосрочный и долгосрочный прогноз.

Заболеваемость отражает число новых случаев болезни, воз­никающих в определенной социальной группе или у населения в целом за единицу времени, чаще всего — за год. Показатель забо­леваемости выражается числом таких случаев на 100, 1000 (более приемлемо), 10 тыс. или 100 тыс. населения. Структура заболеваемо­сти определяется экстенсивными показателями, указывающими, какую долю составляет одно заболевание или группа заболеваний в их общем числе, принятом за 100. Уровень заболеваемости и ее структура различны в разных возрастно-половых, профессиональ­ных и других группах населения.

Болезненность, или распространенность заболевания, — это чис­ло больных с изучаемым заболеванием, которое имеется в*впре-деленной популяции в данное время. Как и показатель заболе­ваемости, показатель болезненности рассчитывается на 100, 1000, 10 тыс., 100 тыс. населения. Иногда используется процентное ис­числение. Чем больше среди населения индивидов с показателя­ми здоровья, близкими к норме, тем лучше параметры популяци-онного здоровья.

Один из важных показателей состояния здоровья населения — инвалидность. При оценке инвалидности пользуются статистиче­скими данными об общем числе инвалидов среди населения и числе больных с впервые в данном году установленной инвалид­ностью (первичной инвалидностью). Первичная инвалидность дает представление о динамике выхода на инвалидность. Большое значе­ние имеет изучение причин инвалидности. По уровню и структуре причин инвалидности выявляют потребность населения в различ­ных видах медицинской помощи, определяют размеры обществен­ной и государственной помощи, льгот в труде, материального обес­печения.

Статистика инвалидности находится в ведении органов соци­ального обеспечения и составляется на основе заключений и от­четов бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Масштаб инвалидности зависит от множества факторов:

- состояния здоровья нации (в том числе состояния генофонда);

- повышенного травматизма (бытового, транспортного, про­
изводственного) и неадекватного выхода из последствий травм;

- несвоевременного биологического постарения населения;

- развития системы здравоохранения;
-социально-экономического развития, влияющего на качество

жизни;

- состояния экологии, исторического фона;

- роста социальной агрессивности общества, политических при­
чин, в частности участия страны в войнах и военных конфликтах.

С точки зрения статистики инвалидом считается человек, име­ющий непросроченное свидетельство об инвалидности, выдан­ное в бюро МСЭ или в лечебных учреждениях силовых министерств.

Статистический показатель инвалидности зависит не только от здоровья нации и многих социальных факторов, но и от методов сбора информации, нормативно-правовых основ для оформления инвалидности. Например, на динамику инвалидности влияют конъ-юнктурно-мотивационные факторы: расширение льготного обес­печения для инвалидов способствует увеличению обращаемости граждан в бюро МСЭ с целью установления группы инвалидно­сти. Социально-экономические изменения, такие, как рост безработицы, падение уровня жизни, миграционные процессы, стимулируют рост потребности населения в дополнительной со­циальной защите, которую дает статус инвалида.

Поэтому статистические данные не отражают истинной карти­ны состояния здоровья и инвалидизации населения и не позво­ляют дать точную аналитическую оценку динамики инвалидности. В то же время, несмотря на неизбежные погрешности в статисти­ческой отчетности, эпидемиологические и статистические дан­ные могут служить основой для определения государственной по­литики в развитии системы охраны здоровья, которая должна включать не только компоненты медицинской службы, но и все виды социальной помощи.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.В чем заключается психобиосоциальная сущность человека?

2. Дайте определение понятиям «здоровье индивидуальное» и «здо­ровье общественное».

3. Дайте определение основным категориям здоровья и их показате­лям (заболеваемости, болезненности, инвалидности).

Литература

1. Авдеева Н. Н., Ашмарин И. К, Степенова Г. Б. Здоровье как ценность и
предмет научного знания // Мир психологии. — 2000. — № 1. — С. 68 — 75.

2. Какорина Е. П. Здоровье — основная жизненная ценность // Мир
психологии. — 2000. — № 1. — С. 75 — 82.

3. Матрос Л. Г. Социальные аспекты проблемы здоровья. — Новоси­бирск, 1992.

4. Методологические и социальные проблемы медицины / Под ред.

Е.П.Михайловой. — М., 1993.

5. Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологиче­ская проблема // Мир психологии. — 2000. — № 1. — С. 12 — 31.

6. Сидоров П. И. Система социальной защиты общественного здоровья //
Теория и практика деятельности социальных работников и их подготов­ка в системе высшей школы: Материалы российско-шведского семина­ра. Москва, 3 — 6 марта 1991 г. — М., 1992.

7. Тигранян Р. А. Стресс и его значение для организма. — М., 1990.

8. Хохлов Л. К., Турлаев В. Г., Мельников В. Ф. Некоторые современные
социокультуральные влияния и психическое здоровье населения // Но­
вости медицины и фармации. — 1994. — № 4. — С. 40 — 43.

9. Щепин О. П., Каткова И.П., Чичерин Л. П. и др. Концептуальные и
методические подходы к организации медико-социальной помощи на­
селению // Проблемы семьи и семейной политики. Вып. 3. — М., 1993.

10. Юдин Б. Г. Здоровье: факт, норма и ценность // Мир психологии. —
2000. — № 1. —С. 54—68.

Наши рекомендации