Медико-тактическая характеристика водных катастроф

Классификация ЧС на водном транспорте.

Положение о порядке расследования аварий на морских судах» предусматри­вает следующую классификацию ЧС, возникающих на водном транспорте.

► Кораблекрушение - гибель судна или его полное конструктив­ное разрушение.

►Авария- повреждение судна или его нахождение на мели не менее 48 ч (пассажирского судна - 24 ч).

►Аварийное происшествие - то же самое, что и авария, но меньшей продолжительности. К катастрофам в широком понимании этого слова можно отнести все кораблекрушения и аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы.

Возрастающее из года в год значение водного транспорта определяется исключительной экономичностью перевозок морем самой широкой номенклатуры грузов. На морские пере­возки приходится свыше 60% всего мирового грузооборота, так как основную часть экспортно-импортных грузов в меж­континентальной торговле можно перевезти только морем. Воды Мирового океана бороздят около 60 000 крупнотоннаж­ных судов и свыше 20 млн. мелких судов (туристских и прогу­лочных катеров, парусных яхт, ботов и др.). Ежесуточно в морях и океанах находится 30 000 судов, численность экипа­жей которых превышают 1 млн человек. При таких масштабах использования водных транспортных средств сложно избе­жать возникновения различных ЧС.

Совершенствование и соз­дание новых систем управления кораблями, навигационного оборудования и средств связи позволяют не превышать при­мерно стабильное количество ежегодных аварий и катастроф на водном транспорте. По данным лондонского классифика­ционного общества (Регистра судоходства Лойда), ежегодно гибнут 300-400 судов, аварию терпят свыше 8000 судов (общим тоннажем более 600 000 т). В кораблекрушениях еже­годно погибает порядка 200 000 человек. Почти каждый тре­тий корабль возвращается в порт после длительного рейса с поломками или повреждениями оборудования, механизмов или корпуса. Мировой флот быстро стареет: по некоторым данным, к 2000 г. примерно 80% всех судов на Земле достигли своего физического и морального износа. По подсчетам океа­нографов, на дне морей и океанов покоится свыше 1 млн судов. На данный момент обновление парка морских судов представляется процессом длительным и крайне дорогостоя­щим, а использование судов до полного износа чревато новы­ми морскими авариями и катастрофами. Большинство круп­ных аварий и катастроф на судах происходит не под воздей­ствием сил стихии (ураганы, штормы, туманы, льды), а по вине людей. Их ошибки делятся на допущенные при проектирова­нии, строительстве судов и их эксплуатации. Подавляющее число ЧС возникает в последнем случае. Использование новейшего навигационного и радиолокационного оборудова­ния на судах не приводит к уменьшению числа столкновений между ними. Это объясняется ростом количества кораблей торгового, рыболовного, пассажирского и военного флотов, увеличением их скорости, тоннажа и габаритов, уплотнением графиков движения. К столкновениям могут привести ухудше­ние видимости при неблагоприятных метеорологических усло­виях, а также влияние «человеческого фактора»: неправильная оценка курса встречного судна, очень большая скорость, пре­небрежение сигналами и визуальными наблюдениями, несвое­временная остановка двигателя и т.д. Как правило, столкнове­ния приводят к значительным повреждениям судов, а в ряде случаев - и к затоплению.

Причиной значительного количе­ства катастроф является техническая непригодность судов к их эксплуатации на море или возникающие в них механиче­ские поломки. Особенно опасны столкновения нефтеналив­ных судов, вызывающие взрывы, мощные пожары и разлив десятков тысяч тонн нефти. За последние три года на просто­рах Мирового океана произошло, по некоторым данным, 25 катастроф с танкерами, перевозившими нефть и нефтепро­дукты. В результате аварий и катастроф танкеров ежегодно более 300 000 т нефтепродуктов попадает в воды Мирового океана. Некоторые катастрофы даже способны привести к эко­логическим бедствиям. В обоих случаях нефтяная пленка, покрывшая морское побережье, погубила в воде все живое. К тяжелым катастрофам может привести нарушение правил перевозки на судах опасных грузов. Часто из-за ошибок в нави­гационных расчетах, неправильного маневрирования, поломок в системах и механизмах управления кораблем, сложных метео­условий суда садятся на мель, наталкиваются на подводные камни, рифы и другие препятствия и получают различные по­вреждения: от небольших вмятин на обшивке до обширных про­боин в корпусе, через которые внутрь поступает забортная вода.

Часто к трагическим последствиям приводит опрокидыва­ние судов из-за потери ими устойчивости, т.е. способности воз­вращаться в нормальное положение при выведении судна из состояния равновесия внешними силами. Как правило, судно в таких случаях в считанные минуты тонет.

Суда гибнут в результате воздействия штормов, ураганов, смерчей, цунами, при столкновении со льдами. Чрезвычайные ситуации на судах могут происходить также из-за нарушения правил ремонтных работ во время проведения на них ремонта.

Причины некоторых морских катастроф до сих пор не раз­гаданы. Ежегодно в порты приписки не возвращаются 8-12 судов, бесследно исчезая в морских и океанских просторах.

Одной из наиболее важных проблем защиты окружающей среды является борьба с загрязнением Мирового океана. Это обусловлено, прежде всего, огромной ролью океанов - перспек­тивных источников природных ресурсов и регуляторов жиз­ненно важных процессов, формирующих облик нашей плане­ты. Самым распространенным загрязняющим веществом в Мировом океане является нефть и ее производные. В настоя­щее время процесс накопления нефтяных углеродов превали­рует над процессом их биохимического разложения. Поля загрязнений формируются, как правило, у берегов и в местах интенсивного судоходства, охватывают значительные регио­ны, весьма устойчивы во времени и пространстве. В целом 0,1-0,5% поверхности океанов постоянно покрыто нефтяными пленками. Ежегодно в моря и океаны поступает около 6 млн. т. нефти, из них на морской транспорт приходится 34%, хозяй­ственно-бытовой сток - 38%, естественные выбросы - 10%, атмосферные осадки - 10%, на катастрофы танкеров и буровых установок - 6%, бурение на шельфе - 2%. За последние 10 лет значительно возросло количество попадающих в море средств борьбы с нефтяным загрязнением детергентов, токсичность которых обычно превышает токсичность самой нефти. В Мировой океан сбрасывается большое количество вредных веществ в основном через хозяйственно-бытовые стоки. Много АХОВ попадает в воду с атмосферными осадками. Установле­но, что почти все дожди, прошедшие и идущие над Мировым океаном, являются кислыми. Даже Антарктиду осадки загряз­няют различными химическими веществами, в том числе прак­тически не растворимым в воде ДДТ. Большую потенциаль­ную угрозу для Мирового океана представляют собой затонув­шие суда с опасными грузами на борту. В трюмах большинства из них находятся боеприпасы, военное снаряжение и нефть. Загрязнение воды, бесконтрольный лов рыбы могут привести к тому, что через некоторое время ценные породы рыб окажут­ся в Красной книге.

Наиболее интенсивное воздействие на водные системы свя­зано с влиянием городов. Установлено, что водосток крупных рек, протекающих по урбанизированным районам промышленноразвитых стран, на 10-20% состоит из сточных вод. Небольшие реки в индустриальных районах состоят на 30-40% (иногда и на 90%) из сточных вод городов. Это приводит к сильному загрязнению водотоков на значительном протяже­нии и, что самое главное, - к принципиальному изменению их геохимического облика. Существующие технологии очистки питьевой воды малоэффективны и нерентабельны, когда дело касается многих загрязняющих веществ, особенно металлов. Загрязнение окружающей среды повсеместно сопровождается неблагоприятными реакциями на организм человека. На осно­ве геохимического и эпидемиологического анализа террито­рий крупных промышленных городов установлено, что оно определяет 30-70% общего числа заболеваний и до 40% - онко­логических заболеваний. По данным мировой статистики, до 17% врожденной патологии связано с негативным воздействи­ем внешних химических факторов. Установлена взаимосвязь врожденных уродств с воздействием гербицидов и других токсичных органических соединений. В период 1973-1991 гг. заболеваемость раком груди увеличилась в США на 24% и достигла 180 000 случаев ежегодно. В России каждый год заболевает раком примерно 6000 детей. Если человечество не справится с экологическими проблемами, то в следующем тысячелетии оно может оказаться на грани вырождения. Имен­но поэтому защите природы уделяется в мире все больше внимания.

Наши рекомендации