Человек как деятельное и творческое существо. Человек и свобода. Смысл человеческого бытия
Человек как деятельное и творческое существо. Различные виды жизнедеятельности человека дают возможность определить специфику способов его взаимодействия с окружающей природной и социальной средой. К важнейшим ее частям относятся орудия и средства производства, знаково-символические системы общения (язык), нравственные нормы и т. д.
Все это определяет способы включения человека в окружающий мир, особые виды его активности и поведения, получившие название деятельности. Специфика человеческой деятельности заключается в том, что она не только целесообразна (это имеет место и у животных), но и целеположена. Способность к целеполаганию — одна из принципиальных особенностей человека как разумного существа. Цель является внутренним мотивом деятельности.
Стремясь к достижению какой-либо цели, человек в процессе трудовой деятельности создает не только предмет своего замысла, но и то, чего он не предвидел. Так, вспахав и засеяв поле, человек производит не только сельскохозяйственные продукты, но и рынок. Развитие промышленности ведет к загрязнению атмосферы и нарушению естественно сложившегося баланса природных.
Современная технологическая революция со всей настоятельностью выдвигает задачу, чтобы целеполагающая функция сознания была неразрывно связана с его прогнозирующей функцией и чтобы прогнозировались не только прямые, но и возможные косвенные результаты человеческой деятельности.
Гегель обращал внимание на тот факт, что в результате деятельности людей в истории получается нечто иное, чем то, чего они добиваются и достигают, что они непосредственно знают и хотят. Но он не смог объяснить источник происхождения этого нового момента.
Сущностью деятельности человека является творчество.
Творческая деятельность является тем качеством, которое принципиальным образом отличает человека от животного.
Часть философов и ученых придерживаются мнения, что человек, чтобы выжить в борьбе за существование, вынужден был компенсировать свою биологическую недостаточность развитием трудовой деятельности. Идея о человеке как «недоразвитом существе» высказывалась уже немецким философом XVIII в. И. Гердером.
Именно «биологическая недостаточность», явилась причиной, побудившей человека восполнить эту недостаточность единственно возможным и уникальным способом — действовать. Поэтому человек есть «действующее существо» — посредством рук и разума. Философы обратили внимание на особенность человеческой деятельности, которая связана с негативным влиянием производимых продуктов на отношения людей в определенных условиях.
Смысл жизни и назначение человека. Вопрос о смысле жизни человека принадлежит к числу вечных вопросов, на который люди издревле пытались дать ответ.
Осознание человеком смысла жизни невозможно без осознания себя в качестве личности. Осознание же своей личности происходит в результате осознания идеи существования человеческого рода и своей принадлежности к нему. Идея такого рода является необходимой предпосылкой того, чтобы индивид мог мыслить свою собственную личность, свое «я».
Вопрос о смысле жизни предполагает обоснование такой цели, которая оправдывала бы существование человека и придавала бы ему ценность и смысл.
Когда речь идет о выяснении подлинного смысла жизни человека, имеются в виду именно благородные цели. Если у человека нет такой цели, жизнь его лишена большого смысла, он просто существует.
Поскольку изменялись материальные условия жизни людей, их социальные и культурные запросы, постольку изменялись и представления людей о смысле жизни.
Это желание воплощено в различных религиях, среди которых следует выделить христианство (готовить себя к потусторонней жизни)
Помимо этого представления, выдвигались толкования смысла жизни с позиций абстрактной добродетели («служить истине, добру»), максимального удовлетворения биологических потребностей человека («стремиться к наслаждениям»), экзистенциально-пессимистических («человек рождается для страданий и смерти») и др.
Однако попытки создать формулу, пригодную для всех людей во все исторические эпохи, т. е. некую «вечную формулу» смысла жизни, нельзя признать успешными, ибо в различные исторические эпохи представления о смысле жизни видоизменялись.
Широкую известность получила точка зрения, согласно которой смысл жизни заключен в самой жизни — ее сохранении, воспроизводстве и освобождении от страданий. Многие считают, что смысл жизни следует искать в христианской заповеди любви и что любовь — это единственный путь отстоять смысл человеческого существования.
Ф. Ницше считал важным создание «сверхчеловека» и тем самым спасание человечества от вырождения.
Многие считают, что человек поступает правильно тогда, когда стремление добиться личных успехов идет в русле общественных интересов, а личное счастье обретается в процессе деятельности на общее благо.
Осознание того, что человек живет на земле только один раз, что смерть неизбежна, в известной мере стимулирует активность человека, постоянно возвращает его к вопросу о смысле жизни, о возможностях и способах осуществления своих способностей, своего призвания
В христианском вероучении смерть изображается как кульминационный пункт в подготовке человека к переходу из земной жизни в «Царство Божие» (если он его заслужил). Религия ставит себе в заслугу, что только она дает «оптимистическое» решение проблемы смерти.
Человек — единственное существо, которое стремится к тому, чтобы оставить о себе добрую память в сознании последующих поколений. Продлению жизни человека способствуют прежде всего гуманные социально-экономические преобразования, развитие наук, усовершенствование медицины.
Человек и свобода. Свобода предполагает сознательный выбор линии жизни, сферы и видов деятельности, выбор со знанием дела. Человек свободен тогда, когда он осуществляет этот выбор самостоятельно, без принуждения со стороны внешних сил.
Особое значение приобретает утверждение и расширение демократии, предоставление человеку широкой гаммы прав и их гарантий, равенство прав и обязанностей для всех.
Свобода есть тогда, когда человек выступает не просто в качестве пассивного объекта, но как активный субъект, готовый отвечать за свои действия. Свобода личности неотделима от ее ответственности. Как нет прав без обязанностей, так нет и свободы без ответственности личности перед обществом (кому много дано, с того много и спросится).
Свобода и самореализация личности неотделимы от социальной политики, подчиненной удовлетворению ее интересов и потребностей, как материальных, так и духовных.