Математические представления и конструирование
В ходе реализации задач учебного предмета, который может быть определен только как «Математические представления и конструирование» особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для их социально-бытовой адаптации.
Для овладения элементарными математическими знаниями большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются также базой для детского конструирования. Учитывая, что уровень овладения сенсорно-перцептивными функциями, развитие мыслительных процессов у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне низкие и отличаются качественным своеобразием, деление содержания математических представлений и конструирования на отдельные предметные области представляется нецелесообразным. Это соотносится с онтогенетическим и филогенетическим принципом развития человека, когда представления о форме, величине, количестве, пространственном расположении сначала формируются на интегративной основе и отличаются синкретичностью, включаясь в разные виды деятельности ребенка (по Л. С. Выготскому). Поэтому математическая и конструктивная деятельность может быть представлена в едином блоке и обобщена в предмете «Математические представления и конструирование».
Исходя из этого, под формированием математических и конструктивных умений и навыков учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует понимать даже элементарные сдвиги и изменения в га познавательной деятельности, которые происходят в результате их обучения.
В «Программе» выделяются следующие основные, задачи формирования математических представлений и навыков конструирования:
- развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;
- формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;
- формирование элементарных общеучебных умений;
- овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;
- развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления;
- общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Наряду с конкретными задачами в ходе обучения математическим представлениям и конструированию «Программа» предусматривает реализацию и более широкой задачи — формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности доступной их восприятию «картины мира». Именно в ходе обучения элементарной математике и конструированию у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в разнообразной деятельности можно сформировать взаимосвязи с основными сферами бытия (предметным миром, миром людей, природой), то есть «картину мира».
Именно для этой категории учащихся очень важно, чтобы содержание учебного предмета «Математические представления и конструирование» способствовало решению задач нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания. Поэтому учебный предмет «Математические представления и конструирование» нельзя рассматривать в отрыве от решения задач целостного развития учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с учетом их индивидуально-психологических особенностей, влияющих на успешность овладения элементарной предметно-практической, игровой и учебной деятельностью. К таким особенностям относятся своеобразие сенсорики, моторики и умственной деятельности, влияющие на успешность всего обучения.
В «Программе» содержание учебного предмета «Математические представления и конструирование» направлено на формирование и преобразование получаемого учащимися элементарного математического и конструктивного опыта путем активного, преднамеренного, осознанного овладения ими физической и социальной картиной мира, значимой для их социально-бытовой адаптации. Эта задача решается в предметно-манипулятивной, предметно-практической, игровой, трудовой, речевой, а также в элементарной учебной деятельности. Известно, что познавательная деятельность выделяется как ведущая в математическом образовании детей и развитии навыков конструирования. Этой позиции придерживаются и авторы «Программы», опираясь на положение о том, что процессы обучения и познания неразрывны. Анализ становления компонентов познавательной деятельности учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью свидетельствует о том, что даже в старшем школьном возрасте они связаны с потребностями предметной деятельности. Большую роль в процессе формирования элементарных математических представлений и навыков конструирования У учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью играет чувственное познание, на основе которого становится возможным научить их элементарной бытовой деятельности и сформировать у них навыки невербального и доступного вербального общения.
Процесс обучения математическим представлениям и конструированию в рамках «Программы» строится с учетом положения о том, что наиболее сложные понятия усваиваются ребенком сначала на интуитивном («житейские» понятия по Л. С. Выготскому), а затем на аналитическом («научные» понятия) уровне. Это в полной мере соответствует онтогенетическому принципу математического развития и формирования навыков конструктивной деятельности учащихся, в том числе и с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, и филогенетическому принципу развития математической и конструктивной мысли на многовековом пути человечества.
При разработке «Программы» авторы учитывали, что учащимся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для социально-бытовой адаптации, а в целом для социализации необхо-Щ димо, а чаще всего возможно овладеть прежде всего «житейскими» понятиями. Именно эти понятия математического и конструктивного характера рассматриваются в качестве показателей развития учащихся на всех этапах обучения:
- овладение манипулятивными действиями предметами, значимыми для математической и конструктивной деятельности и для элементарных навыков жизнеобеспечения;
- формирование навыков предметно-практической деятельности с объемными и плоскостными объектами и элементарных коммуникативных навыков;
- развитие навыков общения по содержанию предмета «Математические представления и конструирование» на наглядной основе, овладение предметно-игровой деятельностью и элементами бытовой деятельности с математическим содержанием и конструктивными материалами.
Чаще всего перечисленные выше направления образовательной деятельности являются основными и наиболее доступными для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Если же в результате обучения учащиеся (обычно с умеренной умственной отсталостью незначительной степени выраженности) овладевают «житейскими» математическими понятиями и конструктивными навыками и умениями, то они включаются в дальнейшее обучение:
- простейшим учебным математическим и конструктивным навыкам на наглядной основе, средствам коммуникации и простейшим видам труда, в ходе выполнения которых требуются элементарные научные понятия из области математики и конструирования;
- элементарной учебной математической, конструктивной и трудовой деятельности на основе простейших математических и конструктивных навыков, умению общаться на основе элементарных математических знаний и понятий о конструировании из объемного и плоскостного материала.
Таким образом, содержание математического развития и формирования конструктивных навыков и умений учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью направлено на создание условий для усвоения ими элементарных научных понятий. В то же время необходимо отметить, что в «Программе» формирование элементарных научных знаний не является самоцелью. Это лишь желаемый результат обучения, который может быть достигнут только если интеллектуальные возможности ребенка, состояние его здоровья позволяют сделать это.
Количественные, пространственные, временные и другие математические представления формируются у учащихся, исходя из их индивидуально-типологических особенностей. Поэтому возможный предел, например, счетных навыков определяется учителем в ходе уроков-занятий с учащимися. В программе предлагается максимально доступный предел математических представлений, прежде всего счетных навыков, для учащихся с умеренной умственной отсталостью. В ходе обучения учитель определяет пределы математических представлений, которые могут быть усвоены учащимися, и ориентируется на возможности каждого из них.
Обучение строится таким образом, чтобы достичь максимальной активности учеников, используя в процессе формирования элементарных математических представлений и навыков конструирования занимательные игровые материалы, полифункциональное игровое оборудование, красочное и эмоциональное оформление уроков-занятий. Процесс обучения осуществляется с ^пользованием практических, наглядных методов в сочетании со словесными.
Для процесса обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью математическим представлениям и конструированию характерны индивидуальный и дифференцированный подход, значительно сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, максимально возможная самостоятельность и активность учеников, многократная повторяемость материала при небольшом увеличении объема и усложнении его.
Учебный процесс по предмету «Математические представления и конструирование» построен на основе образовательных ситуаций. Среди них наиболее широко используются уроки-занятия (чаще всего на интегрированной основе), экскурсии, наблюдения, специальные игровые упражнения и игры (отобразительные, подвижные, сюжетно-дидактические, конструктивные, строительно-конструктивные), коллективный труд, рисование.