Защита выпускной квалификационной работы
Завершенная ВКР подписывается студентом на последнем листе и представляется научному руководителю, который дает на нее подробный письменный отзыв, подписывает и представляет работу на кафедру не позднее, чем за месяц до защиты.
На заседании кафедры решается вопрос о допуске ВКР к защите. При положительном решении заведующий кафедрой подписывает работу на титульном листе.
ВКР, допущенная к защите, направляется деканатом факультета на внешнее (вне СГУ) или внутреннее (другие кафедры университета) рецензирование.
Рецензентами могут быть высококвалифицированные специалисты, как по проблеме ВКР, так и в соответствующей отрасли. При этом предпочтение отдается специалистам тех учреждений, где студент проходил педагогическую и учебную практики.
Готовясь к защите работы, студент составляет тезисы выступления, оформляет наглядные пособия, продумывает ответы на замечания рецензента.
Защита ВКР проводится на заседании ГАК. На выступление студенту отводится 10-15 минут.
В своем выступлении студент должен отразить:
– актуальность темы;
– теоретические, методологические и методические положения, на
которых базируется ВКР;
– результаты проведенного теоретического и практического анализа изучаемой проблемы;
– основные выводы и конкретные предложения и рекомендации.
Выступление по возможности не должно включать теоретические положения, заимствованные из литературных или нормативных документов, ибо они не являются предметом защиты. Особое внимание необходимо сосредоточить на собственных идеях, результатах исследования, разработках и выводах.
В процессе выступления необходимо корректно использовать наглядные пособия. Они необходимы для усиления доказательности выводов и предложений студента, облегчить его выступление. Следует помнить: наглядные пособия при защите необходимы студенту, а не членам экзаменационной комиссии.
После выступления студента, оглашения отзыва руководителя, а также внешней рецензии дипломник отвечает на заданные ему вопросы и замечания научного руководителя, рецензента, председателя и членов ГАК, а также присутствующих на защите.
По окончании публичной защиты всех выпускников Государственная аттестационная комиссия на закрытом заседании обсуждает качество ВКР и уровень их защиты, оценивает их и с учетом сдачи государственного экзамена принимает решение о присвоении студенту-выпускнику соответствующей квалификации.
Студент, не защитивший ВКР, допускается к повторной ее защите не ранее чем через год. Для студентов, не защитивших ВКР в установленные сроки по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами, председателем ГАК может быть назначена специальная дополнительная защита.
Защищенные ВКР сдаются на кафедру безопасности жизнедеятельности для регистрации и последующего хранения в архиве.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Сформулируйте цели и задачи ВКР.
2. Охарактеризуйте этапы выполнения ВКР.
3. Как осуществляется защита ВКР?
4. Как осуществляется подготовка к защите ВКР?
5. Как производится анализ научно-методической литературы в процессе написания ВКР?
6. Как осуществляется организация и проведение педагогического эксперимента по теме ВКР?
7. Раскройте структуру ВКР.
Литература
1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 238 с.
2. Бородовский В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 96 с.
3. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988. – 168 с.
4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 208 с.
5. Методические рекомендации по выполнению дипломных работ по специальности 033300.00 – Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью физическая культура / Авт.-сост. В.В. Филанковский, Ю.А. Маренчук. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.
6. Исследовательская деятельность студентов: Учеб. пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
7. Научные работы: Методика подготовки и оформления / Сост. И.Н. Кузнецов. – М., 1998. – 68 с.
8. Рефераты, контрольные и дипломные работы: Практические рекомендации по разработке и оформлению / Сост. А.В. Батаршев. – Псков: ПОИПКРО, 2000. – 128 с.
Содержание
предисловие.. 3
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 4
Лекция 1. Предмет и задачи дисциплины «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности». 6
Лекция 2. Методологические основы образовательного процесса. 9
Лекция 3. Место курса « Основы безопасности жизнедеятельности » в образовании и его состояние. 19
Лекция 4. Представление об учебном предмете. 25
Лекция 5. Структура и содержание школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 34
Лекция 6. Организация процесса обучения. 42
Лекция 7. Учебно-материальная база образовательных учреждений по «Основам безопасности жизнедеятельности». 50
Лекция 8. Контроль результатов учебно-познавательной деятельности учащихся на занятиях по безопасности жизнедеятельности. 60
Лекция 9. Формы и методы обучения безопасности жизнедеятельности. 66
Лекция 10. Методика подготовки учителя безопасности жизнедеятельности к проведению занятий. 79
Лекция 11. Общая система воспитания в процессе обучения безопасности жизнедеятельности 85
Лекция 12. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в начальных классах. 90
Лекция 13. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-9 классах. 100
Лекция 14. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах. 111
Лекция 15. Организация и выполнение курсовой работы.. 120
Лекция 16. Педагогическая практика. 126
Лекция 17. Передовой педагогический опыт в области преподавания безопасности жизнедеятельности. 132
Лекция 18. Творческий урок по безопасности жизнедеятельности. 140
Лекция 19. Дистанционное обучение на уроках безопасности жизнедеятельности. 145
Лекция 20. Методика организации и проведения 5-дневных учебных сборов на базе воинских частей. 152
Лекция 21. Методика проведения «Дня защиты детей». 160
Лекция 22. Методика проведения соревнований «Школа безопасности». 166
Лекция 23. Подготовка и выполнение выпускной квалификационной работы.. 170