Поэтому, в первую очередь, должна произойти его адаптация, чтоб он комфортно чувствовал себя в новых условиях
ЛОГИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Логику педагогического процесса в лагерной смене (далее – «логика смены») будем понимать как последовательность некоторых её этапов, взаимосвязанных между собой и являющихся ступенями достижения поставленной цели, и, соответственно, результата.
Говоря о смене в целом, можно рассматривать как минимум две таких последовательности: организационную и содержательную.
С точки зрения организации процесса обычно выделяют три этапа (периода), которые соответствуют логике развития временного детского объединения: организационный, основной, итоговый.
Внутри основного периода можно выделить учебный, учебно-демонстрационный и демонстрационно-развивающий (иногда выделяют еще закрепляющий, чаще пограничный с итоговым периодом).
Содержательная последовательность основывается на организационной, но в ней могут выделяться более мелкие этапы, в соответствии с программой конкретной смены; или же, полностью совпадая по временным рамкам, содержательные этапы дополняют организационные новыми смыслами.
Содержательные этапы помогают четче обозначить для себя систему действий по достижению результата, а для детей – событийный ряд.
Программируя содержание деятельности, мы можем поставить для себя различные цели, ориентиры. Процессы, которые условно мы называем организационными, общими для каждой смены, направлены на достижение общей же для любой смены цели, которую можно сформулировать как «обеспечение физического, психоэмоционального, интеллектуального, социального, морально-нравственного благополучия ребенка». Именно эти процессы являются базовыми при выстраивании любой содержательной программы, поэтому на них мы будем ориентироваться, раскрывая особенности организации педагогического процесса лагерной смены.
ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПЕРИОДА
Подведем итог и сформулируем задачи организационный периода (в организационный период детям вместе с педагогами-взрослыми нужно):
– адаптироваться к природно-климатическим условиям;
– познакомиться друг с другом;
– познакомиться с другими людьми в лагере, с самим лагерем – его возможностями, условиями, территорией, включиться в систему взаимоотношений, взаимодействия;
– выработать и принять общие нормы и требования (в том числе, единые педагогические требования);
– составить представление о перспективах деятельности;
– заложить основы совместной коллективной деятельности, определить структуру коллектива.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЛ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПЕРИОДА
И УСЛОВИЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Организационные дела должны охватывать все виды деятельности, чередовать их и быть, по возможности, творческими, коллективными, связанными с демонстрацией себя и других, предполагать частые смены групп и заданий, задействовать всех членов коллектива, учитывать возраст детей, чередовать активную и пассивную деятельность, «сидячую» и подвижную. Не лишним будет дать почувствовать романтику жизни в лагере
Детям нужно сразу обозначить возможные опасности (тех мест, где проводятся дела, видов деятельности, предметов, которыми дети пользуются в деятельности, и т. п.), нужно учесть климатические особенности, погодные условия и обратить на них внимание детей. Дела, направленные на знакомство с территорией, должны помочь детям узнать все необходимые для их жизнедеятельности бытовые объекты.
Условия эффективности всех форм
– соответствие форм целям и задачам периода, а также содержанию конкретной смены;
– разнообразие форм деятельности;
– связь между собой всех средств в определенной логической последовательности;
– деятельность должна быть основана на знаниях о детях (возрастные физиологические и психоэмоциональные особенности, состояние здоровья, общее физическое состояние, настроение и т. п.);
– постоянный анализ и корректировка программы.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПЕРИОДА
1. Организационный период смены – это первый этап жизнедеятельности ребенка в новых условиях:
– ребенок приезжает из другого климатического пояса, места;
– из другого круга общения, другой ролевой структуры;
– другого событийного ряда.
Поэтому, в первую очередь, должна произойти его адаптация, чтоб он комфортно чувствовал себя в новых условиях.
2. С другой стороны, это первая стадия становления детского объединения – стадия его образования.
В это время складываются организационные основания деятельности отряда, происходит формирование отношений, определение перспектив деятельности, ее средств. Формируется структура, определяются и персонализируются функции, т. е. распределяется ответственность. В это время основным авторитетом для ребят является педагог, поэтому это самый подходящий момент регулировать процессы, которые происходят с группой детей в течение смены. Запуск этих процессов не зависит от нашего желания, он предопределен законами развития коллектива, но их стихийное развитие может создать в дальнейшем проблемы как в жизнедеятельности ребенка (отдельного или группы в целом), так и в деятельности педагога.
Определим главные проявления тех процессов, условия для которых должен обеспечить вожатый:
– для эффективного развития в дальнейшем процесса лидерства и руководства в организационный период важно обеспечить активность каждого ребенка (это главное проявление лидерства);
– для принятия и дальнейшего выполнения групповых решенийв организационный период особенно важно научиться принимать решения, определяющие дальнейшую жизнь коллектива (например, планирование деятельности), совместно – всем коллективом;
– процесс нормообразования(формирование групповых норм, начало складывания группового самосознания) также начинается в организационный период: происходит выработка совместных норм и требований. Детям нужно задать образец, например, через законы и традиции лагеря, помочь на их основе выработать и принять собственные нормы, законы общежития и совместной деятельности. При этом должно произойти обсуждение прав и обязанностей каждого из членов группы, в том числе взрослого. В дальнейшем изменение групповых норм, заложенных на этой стадии, будет почти невозможно. Например, если не достигнут необходимый уровень дисциплины, наводить ее, когда групповые нормы уже сложились, во много раз труднее.
Основные задачи педагога на этом этапе развития группы:
1. Организовать деятельность, выдвигающую лидеров:
2. Обеспечить ситуацию, в которой будут выдвинуты в лидеры ребята с наиболее высокими морально-интеллектуальными ценностями. Тем самым эти ценности станут более привлекательными для всего коллектива.
– для формирования функционально-ролевой структуры группы – запуска самоуправления, как демократической формы организации жизнедеятельности коллектива, в организационный период должно произойти формирование группового мотива «мы хотим», т. к. говорить о самоуправлении можно только применительно к коллективу; дальнейшее его проявление – самостоятельность во всех этапах организации жизнедеятельности;
– разбивка коллектива на референтные группы так же, как и другие процессы, происходит независимо от нашего желания. Для того, чтобы регулировать этот процесс, в организационный период нужно познакомить детей в деятельности, помочь каждому найти группу по интересу или по симпатиям (при распределении учесть возраст, на заезде не разбивать делегации по 1 ребенку), как можно больше разнообразить состав малых групп, в которые попадает ребенок в делах отряда, в личностном общении.