Сравнительная характеристика прокариотической и эукариотической
Клетки
Признаки | Эукариоты | Прокариоты |
1. Размеры клеток | ||
2. Наличие ядерной оболочки | ||
3. Особенности строения ДНК | ||
4. Наличие мембранных органоидов (митохондрий, пластид и др.) | ||
5. Циклоз, фагоцитоз и пиноцитоз | ||
6. Размножение клеток (митоз, мейоз, амитоз) | ||
7. Примеры групп организмов, относящихся к эукариотам и прокариотам |
Сравнительная характеристика животной, грибной и растительной клетки
Признаки | Грибная | Животная | Растительная |
1. Наличие и состав клеточной оболочки | |||
2. Наличие вакуоли | |||
3. Наличие пластид | |||
4. Тип питания | |||
5. Основное запасное вещество | |||
6. Конечные продукты обмена веществ |
Компоненты растительной клетки
Компоненты растительной клетки | Строение (перечислить структурные элементы) | Функции |
1. Клеточная стенка | ||
2. Вакуоль | ||
3. Ядро | ||
4. Цитоплазма | ||
5. Пластиды | ||
6. Митохондрии | ||
7. Комплекс Гольджи | ||
8. ЭПС | ||
9. Микротрубочки | ||
10. Микрофиламенты |
2. Тестовые задания для самоподготовки:
1. Органоиды клетки, выполняющие функцию фотосинтеза 1. вакуоль 2. митохондрии 3. хлоропласты 4. плазмалеммы 5. ЭПС |
2. Органоид клетки, выполняющий функцию синтеза АТФ 1. вакуоль 2. митохондрии 3. хлоропласты 4. плазмалеммы 5. ЭПС |
3. Органоиды характерные только для растительной клетки 1. митохондрии 2. пластиды 3. ядро 4. комплекс Гольджи 5. ЭПС 6. Вакуоль |
4. Функция митохондрии 1. синтез АТФ 2. фотосинтез 3. синтез белка 4. хранение и передача наследственной информации 5. экскреторная |
5. Функции вакуоли 1. синтез АТФ 2. фотосинтез 3. регуляция водно-солевого обмена 4. хранение и передача наследственной информации 5. экскреторная |
Лабораторная работа № 2
Тема занятия: «Строение клеточной стенки. Пластиды, запасные и минеральные включения»
1. Актуальность.Изучение строения клеточной стенки, пластид дает представление об особенностях строения и жизнедеятельности растительной клетки. Знание типов включений в растительной клетке, их диагностическое значение является необходимым условием для овладения навыка микроскопического анализа растительного сырья.
2. Цели занятия:
1. Научиться опознавать структурные компоненты и видимые в световой микроскоп органоиды.
2. Научиться проводить качественные реакции на запасные вещества в клетке (крахмал, белки, жиры).
3. Научиться обнаруживать процесс одревеснения клеточных стенок.
4. Научиться распознавать крахмальные и алейроновые зерна, кристаллы минеральных включений.
5. Научиться использовать запасные и экскреторные вещества клетки в качестве диагностических при анализе лекарственного растительного сырья.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:
· устройство микроскопа и правила работы с ним;
· историю изучения клетки, постулаты клеточной теории;
· строение прокариотической клетки;
· строение эукариотической клетки, ее основных органоидов;
· особенности строения растительной клетки.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:
· приготовить и работать с временными микропрепаратами;
· различать типы клеточных стенок;
· различать типы пластид;
· различать разные типы включений, использовать их в диагностике растительного сырья;
Для формирования профессиональной компетенции студент должен владеть:
· ботаническим понятийным аппаратом;
· техникой микроскопирования и гистохимического анализа микропрепаратов растительных объектов;
3. Необходимые базисные знания и умения:
· современные представления о строении прокариотической и эукариотической клетки, их отличия;
· современные представления о фотосинтезирующем аппарате растительной клетки;
· понятие и первичных и вторичных метаболитах клетки;
· знание ботанической микротехники.
4. Продолжительность внеаудиторной работы – 2 академических часа (90 мин).
Вопросы для самоподготовки:
1. Пластиды. Теории происхождения. Типы. Строение, функции.
2. Клеточная стенка, образование, строение, функции. Первичная и вторичная клеточная стенка.
3. Вторичные изменения клеточной стенки. Качественные реакции.
4. Запасные включения. Типы. Углеводы. Место отложения в клетке. Формы отложения. Качественные реакции.
5. Белки и жиры. Место отложения в клетке. Качественные реакции.
6. Минеральные включения. Типы. Диагностическое значение.
Пояснение к заданиям
Пластиды
Пластиды - это органоиды, характерные только для растительной клетки, обычно содержащие пигменты и осуществляющие синтез органических веществ. По набору пигментов различают:
1. Хлоропласты – пластиды зелёного цвета. Самые крупные пластиды – 4-10 мкм длиной у высших растений. Структура хлоропластов сложна - это овальные тельца, имеющие двойную мембрану. Внутренняя мембрана вдаётся в полость хлоропласта немногочисленными выростами. Мембранная оболочка ограничивает матрикс хлоропласта, так называемую строму. Строма и выросты внутренней мембраны формируют в полости хлоропласта сложную систему мембранных поверхностей, ограничивающих особые плоские мешки, называемые ламеллами или тилакоидами. Группы дисковидных тилакоидов связаны друг с другом. Их полости оказываются непрерывными, они образуют столбики или граны. В мембранах тилакоидов сосредоточен пигмент зелёных растений – хлорофилл. В строме хлоропластов содержатся ферменты, рибосомы, ДНК. Функции хлоропластов: фотосинтез, синтез и гидролиз липидов, крахмала и белков.
2. Хромопласты — это пластиды, окрашенные в жёлтый, оранжевый или красный цвет. В них содержатся пигменты группы каротиноидов (каротины и ксантофиллы). Сосредоточены хромопласты в клетках лепестков цветков многих растений (н-р, календулы), зрелых окрашенных плодах (томаты, шиповник, облепиха), листьях шпината, корнеплодах моркови, стареющих листьях и т.д. Хромопласты - конечный этап в развитии пластид или стареющие хлоро- и лейкопласты. Значение их в том, что за счёт окраски привлекают насекомых для опыления и животных для распространения плодов.
3. Лейкопласты - это бесцветные пластиды, т.к. в них отсутствуют какие-либо пигменты. Лейкопласты присутствуют в органах растений, развивающихся не на свету (корни, корневища, клубни и др.). Функция лейкопластов: вторичный синтез различных веществ. В лейкопластах синтезируются и откладываются в запас различные запасные вещества – углеводы (крахмал), жиры, белки. В зависимости от этого различают протеинопласты (запасают белки), амилопласты (запасают крахмал), олеопласты (запасают липиды).
Все пластиды образуются из пропластид, которые способны к делению независимо от деления клетки. Обычно в клетке встречаются пластиды только одного типа. Установлено, что одни типы пластид могут переходить в другие, например, лейкопласты в хлоропласты, а хлоропласты в хромопласты.
Включения – это вещества растительной клетки, временно или постоянно выведенные из обмена веществ. Включения подразделяют на запасные (эргастические) и минеральные.
Эргастические вещества (греч. «эргастикос» - деятельный) - разнообразные вещества, возникающие в процессе жизнедеятельности протопласта. Они могут образовываться:
1) непосредственно в цитоплазме и отчасти сохраняться в ней в растворённом виде или в форме включений;
2) могут концентрироваться вне протопласта, образуя оболочку (пектиновые вещества, целлюлоза);
3) могут накапливаться в клеточном соке вакуоли в виде растворов или в форме включений. Почти все эргастические вещества независимо от их природы в той или иной мере могут вновь вовлекаться в процесс активного метаболизма. К важнейшим эргастическим веществам относятся:
1) Углеводы - это глюкоза, сахароза, фруктоза, крахмал или близкий к нему инулин. Откладываются в запасающих тканях различных органов (корни, клубни, луковицы, корневища, плодах, семенах) в особом типе лейкопластов – амилопластах. Углеводы откладываются в виде зёрен вторичного крахмала. Рост крахмальных зёрен происходит за счёт наложения новых слоев крахмала на старые. Могут образовываться простые крахмальные зёрна (один центр, вокруг которого идёт наслоение), сложные зёрна (два и более центров наслоения) и полусложные (два и более центров наслоения, имеющие общие слои). Расположение слоев вокруг центра может быть различным, от чего зависят особенности строения зёрен.
2) Жиры и жироподобные вещества встречаются почти во всех растительных клетках. В семенах растений (например, подсолнечник, хлопчатник, арахис, соя) жирные масла составляют 40% массы сухого вещества. Жировые включения накапливаются в гиалоплазме в виде капель, эмульсии или в олеопластах.
3) Белки в основном представлены простыми протеинами. Наиболее часто откладываются в вакуолях, и выпадают в осадок при потере влаги в процессе созревания семян. Осаждающиесябелки образуют зёрна округлой или эллиптической формы - алейроновые. В алейроновых зёрнах могут быть заметны кристаллоиды (несколько кристаллоподобных структур, способных набухать), а могут встречаться глобоиды (бесцветные тельца округлой формы). Алейроновые зёрна, содержащие кристаллоиды и глобоиды, называются сложными.
К эргастическим веществам относятся также продукты вторичного метаболизма: полифенольные соединения (таниды), алкалоиды, изопренпроизводные и другие.
Большинство эргастических веществ физиологически активно. Многие из них имеют, огромное значение в хозяйственной деятельности человека, пищевой промышленности, медицине (целлюлоза, клетчатка, крахмал, сахароза, глюкоза и БАВ).
Минеральные включения - это клеточные вещества чаще вторичного, реже первичного обмена, которые утилизируются в физиологических процессах. Растения не имеют специальных выделительных органов и нередко накапливают конечные продукты жизнедеятельности протопласта в виде солей оксалата кальция или карбоната кальция. Наиболее часто они образуются в листьях и коре.
Минеральные включения откладываются исключительно в вакуолях. Форма их
разнообразна: одиночные многогранники, стилоиды (палочковидные кристаллы), сростки игольчатых кристаллов - рафиды, скопления множества мелких кристаллов - кристаллический песок, сростки звездчатых кристаллов - друзы. Цистолиты представляют собой гроздевидные образования, возникающие на выступах клеточной оболочки, вдающейся внутрь клетки, часто состоят из карбоната кальция и кремнезёма. Характерны для растений семейств крапивных, тутовых и др. Форма кристаллов, их локализация является диагностическим признаком многих растений.
1. Заполните таблицы: