Воздействие различных факторов производственной среды на здоровье служащих
Гигиеническое воспитание
совокупность мероприятий, направленных на привитие населениюгигиенических навыков, воспитание правильного отношения к собственному здоровью и здоровьюокружающих.
Гигиеническое обучение и воспитание является одной из стратегий формирования здоровья, здорового образа жизни индивида, различных групп населения, это активная медико-педагогическая деятельность, направленная на повышение знаний по вопросам поддержания и укрепления здоровья, создание мотиваций для ведения здорового образа жизни, формирование гигиенической культуры и гигиенического поведения. Данная деятельность предусматривает активность как со стороны воспитателя – учителя, преподавателя, социального работника – так и со стороны воспитуемого. Процесс воспитания в отличие от просвещения заключается в целеустремленном и систематическом воздействии на психологию индивидуума с целью привития ему желаемых качеств, в данном случае гигиенических знаний и навыков.
Гигиеническое обучение и воспитание осуществляется с использованием комплекса путей, методов и средств воздействия одновременно через семью, школу, медицинское и социальное учреждения, учреждения культуры.
Гигиеническое воспитание рассматривается сегодня как основа профилактики.
Так, под первичной профилактикой понимается система мер по предупреждению возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний. К ним относятся социально-экономические меры государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию, такие как вакцинация населения, создание общественных и индивидуальных условий для оптимального режима труда и отдыха, рационального питания, оздоровления окружающей среды и др.
Вторичная профилактика предусматривает проведение комплекса мероприятий по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях способствуют обострению (рецидиву) заболевания или его переходу в хроническую форму. Наиболее действенным механизмом вторичной профилактики является диспансеризация населения, а также диспансерное наблюдение за лицами с нарушением здоровья, наличием хронических заболеваний.
Под третичной профилактикой понимается комплекс мероприятий, проводимых в отношении больных с хроническими формами заболеваний и инвалидов с целью восстановления их социального функционирования. Действенной мерой данной профилактики является организация и проведение комплекса реабилитационных мероприятий, включая меры медицинского, профессионального, социального, психологического и иного характера, имеющих восстановительную направленность.
Целью гигиенического обучения и воспитания является формирование гигиенического поведения населения, базирующегося на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.
Этому способствует решение следующих основных задач:
– обеспечение населения необходимой медико-гигиенической информацией о факторах, позитивно и негативно влияющих на здоровье, а также способах уменьшения или исключения их влияния на здоровье;
– стимулирование деятельности государственных органов и общественных организаций по созданию условий для гигиенического воспитания населения, а также побуждение его к ведению здорового образа жизни;
– вовлечение в работу по гигиеническому воспитанию населения не только медицинских работников, но и таких специалистов, как педагоги, психологи и социальные работники;
– создание условий для широкого распространения движения за здоровый образ жизни.
Гигиеническое воспитание населения строится на следующих принципах:
– научность, т.е. пропаганда тех сведений, которые являются научным знанием, прочно утвержденным и доказанным научными исследованиями;
– правдивость и объективность;
– дифференцированность и целенаправленность;
– массовость;
– систематичность и последовательность;
– комплексность (участие в работе по гигиеническому воспитанию различных специалистов и учреждений).
Важнейшими направлениями гигиенического воспитания являются:
1. Пропаганда факторов, позитивно влияющих на здоровье.
2. Пропаганда предупреждения (профилактики) влияния факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье.
Воздействие различных факторов производственной среды на здоровье служащих
На рабочий процесс оказывают влияние определенные условия производственной среды, которые влияют на трудоспособность и состояние здоровья человека в процессе работы. Существуют опасные и вредные факторы, оказывающие наибольшее влияние на здоровье человека и его жизнедеятельность. Действия , приводящие к травме, а в отдельных случаях — к внезапному ухудшению здоровья или к смерти называются опасным фактором. Действия , приводящие к заболеваниям или снижению трудоспособности , называются вредным фактором. Эти факторы непосредственно отрицательно действуют на организм человека; осложненяют нормального функционирования органов человека. Они по влиянию на человека делятся на группы: активные, страдательно-активные, пассивные.
На людей, работающих в мегаполисах может отрицательно влиять комплекс факторов современного города. В наше время предприятия представляют собой комплекс производств, любое из которых отличается своим специфическим “спектром”. Отдельные производства, цеха и участки, которые расположены на одной промышленной площадке, даже при соблюдении необходимого расстояния между заводскими сооружениями, своим спектром перекрывают вредности соседних производств (участков, цехов). Из-за этого работники данного производства в той или другой мере могут натыкаться на действие совокупности техногенных и естественных факторов как собственного, так и соседнего производств. Лица, которые обслуживают производственное оборудование, наиболее всего подвержены этим факторам.
Установлено, что лица, контактирующие с токсичными веществами, болеют общими болезнями (гриппом, воспалениями верхних дыхательных путей и легких, разладами органов пищеварение), эти заболевания проходят у них более тяжело, процесс выздоровления случается при хронических заболеваний, у этих лиц заживляются послеоперационные раны и регистрируются обострение болезни. По некоторым данным у людей, работающих с химическими веществами, независимо от их происхождения, выдвигают жалобы на усталость, раздражительность, бессонница, придавленное расположение духа, волнение, отсутствие аппетита, боли в суставах, мышцах. Действие ряда факторов производственной среды может привести к повреждениям — нарушение анатомической целостности или функции организма человека, вызвать дискомфортные или экстремальные условия в трудовой деятельности работников.
Пребывание работника в экстремальных условиях для выполнения необходимой (через особенности технологического процесса, возникновение сбоев в производстве.) деятельности предполагается при проектировании объектов на основе учета возможных предельно допустимых величин факторов. При этом продолжительность пребывания определяется особенностями вредного действия факторов на состояние здоровья человека, возможностями использования защитных средств и их эффективностью, сложностью деятельности. Однако человек может быть связана с необходимостью осуществления деятельности в экстремальных условиях не только эпизодически (аварии, неполадки, особенности технологического процесса), но и постоянно, в силу специфики профессии. Факторы экстремальных условий, кроме непосредственного отрицательного влияния на организм человека, могут вызвать повышенное психическое напряжение, которое связанное с чувством страха, переживанием опасности и.
Механизм действия на работника температурного фактора среды. Влияние температурного фактора окружающей среды на человека обусловлено наличием функциональных систем терморегуляции и изготовлением тепловой энергии в организме, постоянным тепловым обменом организма с окружающей средой, целенаправленным использованием человеком в своей повседневной жизни и деятельности средств регуляции теплообмена.
Местное действие холода может разносторонне влиять на организм человека, в зависимости от продолжительности охлаждения и глубины охвата тканей той или другой части тела.
Глубокое местное переохлаждение может закончиться обморожением частей тела (чаще всего концовок) с нарушениями тканей, включая костную.
Экстремальные условия могут возникать за счет снижения или значительного увеличения содержимого углекислого газа в воздухе
Особую группу заключают экстремальные условия, которые получаются за счет действия вредных газовых примесей воздух. Это могут быть загрязнение компонентами тех веществ, которые используются или возникают в технологическом процессе, входят в состав жег и оборудование. Такими являются пары технических жидкостей, горюче-смазочных веществ, топлива, аккумуляторные газы, угарный газ, озон и др.
Экстремальные условия, которые возникают за счет факторов освещенности в производственных помещениях, связанные с функциями зрения.
Недостаточность ультрафиолетового излучения вызовет так называемого “светового голодания”. Ультрафиолетовая у взрослых людей проявляется в снижении трудоспособности и болезням, у детей она может быть причиной развития профилактики ультрафиолетовой недостаточности предусматривают специальные процедуры ультрафиолетового облучения или введения ультрафиолетового компонента в световой поток, который формируется в помещениях разными источниками освещения. Излишек ультрафиолетового облучения может также привести к трудным разладам здоровья и трудоспособность у работников.