Основные признаки и классификация ЧС

Понятие гражданской защиты, нормативно правовые документы ГЗ.

В настоящее время «Гражданская оборона» воспринимается как система оборонных мероприятий государства по отношению к гражданскому населению в военное время, ее формирования имеют отраслевое подчинение. Понятно, что название «Гражданская оборона» является устаревшим, когда речь идет о мирном времени. Получается, что система с таким названием должна «оборонятся» от опасных химических веществ, землятресений, оползней, наводнений и другого «нападения».

Гражданская защита населения – это система организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других мероприятий, которые реализовываются центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, подчиненными им силами и средствами предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности), добровольными спасательными формированиями, которые обеспечивают выполнение этих мероприятий с целью предотвращения и ликвидации ЧС, которые угрожают жизни и здоровью людей, приводят к материальным убыткам в мирное время и в особый период.

С целью обеспечения защиты населения и территорий от последствий ЧС техногенного и природного характера 3 августа 1998 года Постановлением КМ Украины №1198 создается Единая государственная система предотвращения и реагирования на ЧС техногенного и природного характера (ЕГС ЧС).

Основу законодательства Украины в сфере защиты населения и территорий, от ЧС составляют:

- Конституция Украины;

- Закон Украины «О гражданской обороне Украины»;

- Закон Украины «О правовых основах гражданской защиты»;

- Закон Украины «О защите населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера»;

- Закон Украины «О правовом режиме чрезвычайного состояния»;

- Закон Украины «О правовом режиме военного состояния»;

- Закон Украины «О объектах повышенной опасности»;

- Закон Украины «О использовании ядерной энергии и радиационную безопасность»;

- Закон Украины «О обеспечении санитарного и эпидемического благополучия людей».

Целью ГЗ является:

- реализация государственной политики, направленной на обеспечение безопасности и защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей и окружающей среды от негативных последствий ЧС в мирное время и в особый период;

- преодоление последствий ЧС, в том числе последствий ЧС на территориях иностранных государств в соответствии с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховным Советом Украины.

Основными задачами ГЗ являются:

- сбор и аналитическая обработка информации о ЧС;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

- осуществление надзора и контроля в сфере ГЗ;

- разработка и осуществление предохранительных мероприятий в сфере ГЗ;

- оперативное оповещение населения о возникновении или угрозе возникновения ЧС и информирование о сложившейся ситуации;

- организация защиты населения и территорий от ЧС, оказание скорой психологической, медицинской и другой помощи пострадавшим;

- проведение неотложных работ по ликвидации последствий ЧС и организация жизнеобеспечения пострадавшего населения;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств ГЗ к предотвращению ЧС и ликвидации их последствий;

- предоставление с использованием средств ГЗ оперативной помощи населению в случае возникновения неблагоприятных бытовых или нестандартных ситуаций;

- обучение населения способам защиты в случае возникновения ЧС;

- международное сотрудничество в сфере ГЗ.

Основные признаки и классификация ЧС.

Практически на всех материках земного шара используются тысячи потенциально опасных объектов, которые обладают большими объемами запасов вредных веществ (радиоактивных, отравляющих, взрывчатых). И если возникнет чрезвычайная ситуация, то они могут причинить значительный вред окружающей среде или даже уничтожить жизнь на нашей планете.

Любое чрезвычайное происшествие начинается с того, что происходят те или иные отклонения от обычного хода какого-нибудь процесса. Характер данного происшествия, а также его последствия, зависят от дестабилизирующего фактора различного происхождения. Таким фактором может быть как природное, так и антропогенное социальное или какое-либо другое воздействие, которое расстраивает функционирование системы в целом.

ЧС в своем развитии проходят пять условных фаз:

- Первая – нагромождение отклонений от нормального состояния или процесса;

- Вторая – инициирование чрезвычайного происшествия (аварии или стихийного бедствия);

- Третья – процесс чрезвычайного происшествия, во время которого происходит влияние на людей, объекты и окружающую среду, эта фаза является следствием и развитием второй;

- Четвертая – действие вторичных поражающих факторов под воздействием возможных чрезвычайных условий;

- Пятая – ликвидация последствий ЧС. Пятая фаза по времени начинается еще до завершения третьей фазы и объединяется с четвертой.

Чрезвычайная ситуация – это нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте, территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием или другим опасным событием, которые привели (или могут привести) к гибели людей и (или) значительным материальным потерям.

C целью создания эффективного механизма оценки события, которое произошло или может произойти в прогнозированный срок, и определение степени реагирования на соответствующем уровне управления производится классификация ЧС.

Классификация ЧС на территории Украины производится в соответствии с Постановлением КМ Украины от 15.07.98г. № 1099 «О порядке классификации ЧС», «Положения о классификации ЧС», Государственного классификатора ЧС, утвержденного приказом Госстандарта Украины от 19.11.01г., и «Классификационных признаков ЧС» утвержденных приказом МЧС Украины от 19.04.03г. № 119.

ЧС по происхождению делятся на:

ЧС техногенного характера – транспортные аварии (катастрофические пожары, неспровоцированные взрывы, аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных химических, радиоактивных, биологических веществ, внезапное разрушение сооружений и зданий, аварии на инженерных сетях и сооружениях жизнеобеспечения, гидродинамические аварии на плотинах, дамбах и т. д.).

ЧС природного характера – опасные геологические метеорологические, гидрологические, морские и пресноводные явления, деградация почвы или недр, естественные пожары, изменение воздушного бассейна, инфекционная заболеваемость людей и сельскохозяйственных животных, массовое поражение сельскохозяйственных растений болезнями или вредителями, изменение состояния водных ресурсов и биосферы и т. д.

ЧС социально-политического характера - связанные с противоправными действиями террористического и антиконституционного направления: реальная угроза террористического акта (вооруженное нападение, задержание важных объектов, ядерных установок и материалов, систем связи и морского судоходства), похищение или уничтожение судов, установление взрывных устройств в общественных местах, хищения оружия и т. д.

ЧС военного характера - связанные с последствиями применения оружия массового поражения или обычных средств поражения, во время которых возникают вторичные факторы поражения населения вследствие разрушения атомных и гидроэлектрических станций, составов и хранилищ радиоактивных и токсичных веществ и отходов, нефтепродуктов, взрывчатки, транспортных и инженерных коммуникаций и т. д.

В соответствии с территориальным распространением, обьемом нанесенных или ожидаемых экономических убытков, количества людей, которые погибли, определяют 4 уровня ЧС:

ЧС общегосударственного уровня – ЧС которая развивается на территории двух и более областей, угрожает трансграничным переносом, а также в случае, когда для ее ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, которые превышают собственные возможности отдельной области, но не менее 1% объема расходов соответствующего бюджета;

- ЧС которая привела к гибели свыше 10 человек или в результате которой пострадало свыше 300 человек (пострадавшие – люди, жизни или здоровью которых был причинен вред в результате чрезвычайной ситуации), или были нарушены нормальные условия жизнедеятельности свыше 50 тыс. человек на длительное время (более чем на 3 суток);

- ЧС в результате которой погибло свыше 5 человек или пострадало свыше 100 человек, были нарушены нормальные условия жизнедеятельности свыше 10 тыс. чел. на длительное время (более чем на 3 суток), а убытки (оцененные в установленном законодательством порядке), вызванные чрезвычайной ситуацией, превысили 25 тыс. минимальных размеров заработной платы (на время возникновения чрезвычайной ситуации);

- ЧС убытки от которой превысили 150 тыс. минимальных размеров заработной платы;

- ЧС которая в других случаях, предусмотренных актами законодательства, по своим признакам признается как чрезвычайная ситуация государственного уровня.

ЧС регионального уровня - ЧС которая развивается на территории двух и более административных районов (городов областного значения), АР Крым, городов Киева и Севастополя или угрожает перенесением на территорию смежной области Украины, а также в случае, когда для ее ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, которые превышают собственные возможности одного района, но не менее 1% объема расходов соответствующего бюджета;

- ЧС которая привела к гибели от 3 до 5 человек или в результате которой пострадало от 50 до 100 человек, были нарушены нормальные условия жизнедеятельности от 1 тыс. до 10 тыс. человек на длительное время (более чем на 3 суток), а убытки превысили 5 тыс. минимальных размеров заработной платы;

- ЧС убытки от которой превысили 15 тыс. минимальных размеров заработной платы.

ЧС местного уровня – ЧС которая выходит за границы потенциально опасного объекта, угрожает распространением самой ситуации или ее вторичных последствий, которые влияют на окружающую среду, соседние населенные пункты, инженерные сооружения, а также в случае, когда для ее ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, которые превышают собственные возможности потенциально опасного объекта, но не менее 1% объема расходов соответствующего бюджета.

- ЧС, которые возникают на объектах ЖКХ и др. которые не входят в утвержденный перечень потенциально опасных объектов.

- ЧС в результате которой погибло 1–2 человека или пострадало от 20 до 50 человек были нарушены нормальные условия жизнедеятельности от 100 до 1000 человек на длительное время (более чем на 3 суток), а убытки превысили 0,5 тыс. минимальных размеров заработной платы;

- ЧС убытки от которой превысили 2 тыс. минимальных размеров заработной платы.

ЧС объектового уровня – все ЧС, которые не подпадают под указанные определения (разворачивается на территории объекта, или самом объекте, и последствия которой не выходят за границы объекта или его санитарно-защитной зоны).

Основные признаки ЧС:

1. Опасность для жизни и здоровья людей; объектов экономики и окружающей среды.

2. Существенное нарушение экологического равновесия в районе ЧС.

3. Выход из строя систем жизнеобеспечения и управления, полное или частичное прекращение хозяйственной деятельности.

4. Значительный материальный и экономический ущерб.

5. Необходимость привлечения больших сил и средств для спасения людей и ликвидации последствий ЧС.

6. Психологический дискомфорт для больших групп людей (завалы в шахтах, гибель АПЛ "Курск"и т.д.).

Наши рекомендации