Концепции «десоматизации-ресоматизации» М. Schur

Шур (Schur, 1897–1969) [16,20], преимущественно на примерах кожных заболеваний, разработал модель психосоматической патологии, получившую название «десоматизация-ресоматизация».

Шур считал, что грудные дети инстинктивно реагируют на различные отклонения их гомеостаза. С формированием функций восприятия, памяти и других вторичных психических процессов, т. е. с возрастанием структурированности «Я», становится возможным контроль инстинктов и аффекта, возрастает независимость индивида от вегетативных процессов для поддержания гомеостаза организма (десоматизация).

В отягощающих жизненных ситуациях активируются бессознательные, невротические конфликты, «Я» теряет способность к вторично-процессуальному мышлению с развитием физиологической регрессии к ресоматизированным реакциям [20].

Модель двухэшелонной линии обороны Митчерлиха

В соответствии с этой концепцией психосоматический процесс развивается в такой последовательности:

1. Сначала человек пытается справиться с конфликтом при помощи исключительно психических средств на психосоциальном уровне:

1) с помощью обычных средств социального взаимодействия;

2) невротических (патологических) защитных механизмов;

3) невротического развития личности.

2. Если не удается справиться только психическими средствами, не срабатывает первая линия обороны, подключается защита второго эшелона — соматизация.

3. Современные психоаналитики выделяют еще и третий уровень защиты — психотическое симптомообразование (Кернберг).

Концепция «болезней готовности и выражения» F. VexKull

F. VexKull, рассматривая проблему психосоматической патологии, выделил болезни готовности и болезни выражения [52]. Согласно концепции Кэннона об адаптивных реакциях, эмоциональная готовность человека при опасном событии (если действие не осуществляется) хронифицируется в постоянное нарастание функциональной активности собственных органов, финалом чего может быть развитие язвенного процесса (при длительно повышенном выбросе желудочного сока), гипертонии (хронизирующиеся изменения прекапиллярных артерий) и т. д. Таким образом, психосоматическое заболевание развивается как следствие нереализуемой реакции готовности в случае психологического инфантилизма или потери мотива на основе вытеснения.

Болезни выражения по F. VexKull — это конверсионные синдромы как результат конфликта мотивов личности, т. е. в силу внутренних запретов мотивы (желания) выражаются в форме истерических моносимптомов («обломки действий»), имеющих «значение выражения».

III. Ментально-когнитивные модели

Концепция алекситимии P. Е. Sifiieous

Алекситимия — это неспособность пациента дифференцировать и вербализировать свои эмоции. Понятие введено в 1973 г. Sifneous [16]. Считается, что причиной развития алекситимии является среда, в которой нет места выражениям чувств относительно жизненных реальностей, часто усугубляемая многолетним обучением ригидному следованию общественным нормам [20]. В отличие от больных неврозами, психосоматические пациенты алекситимического толка хорошо адаптированы в своей социальной среде, длительно имитируя себе и окружающим состояние удовлетворенности и отсутствия значимых проблем [20]. Причиной обращения к врачу является уже соматическая патология.

Проблеме алекситимии как базе психосоматических заболеваний продолжает уделяться внимание исследователей [35, 36].

Концепция потери объекта Н. Freyberger [16, 20]

В работах по психоанализу объект — это почти всегда человек, части человека либо символы того или другого [25]. Переживания потери объекта чрезвычайно часто предшествуют развитию психосоматического заболевания. Типичные примеры таких переживаний — потеря контактов с близкими людьми или значимой для субъекта деятельности (профессия, работа). Для пациентов потеря остается непреодоленной, и они воспринимают ее как травму. За потерей объекта, как правило, следуют депрессия и соматические нарушения. Теория «психосоматической линии развития» при потере объекта достаточно глубоко разработана в психоанализе, включая разделы «симптом», «конфликт», «личностные особенности» [20].

Модель нарушения объектных отношений

Теория объектных отношений (Кляйн, Фейберн, Винникот, Кернберг) изучает воздействие индивидуальных отношений человека с внешним миром на его внутренний психический мир и представляет психику и личность как результат связей людей с внешним миром, которые запоминаются (интернализуются) разумом в виде «объектных отношений». Ранние модели взаимоотношений оказывают огромное влияние на формирование взрослых связей, независимо от дальнейших событий.

Когнитивные модели

Когниции — вербальные суждения или образы восприятия действительности, связанные с лежащими в их основе убеждениями, установками и представлениями. Обработка поступающей информации происходит по определенной схеме, в результате рождается оценка явления и эмоциональное и мотивационное возбуждение. При депрессии, например, доминирующим становится стиль поведения, основой которого является самоотрицание; при тревожных расстройствах отмечается гиперактивный индивидуальный стиль реагирования на опасность; при панических расстройствах мобилизован стиль поведения, соответствующий неизбежной катастрофе. Схемы бывают широкие и узкие, гибкие и жесткие, интенсивные и ослабленные. Имеет значение их степень активности. Дисфункциональные убеждения и дезадаптивные стратегии вызывают расстройство личности, делают человека уязвимым. Так, зависимое расстройство личности характеризуется чувствительностью к утрате любви и помощи; нарциссическое расстройство — чувствительностью к ущемлению чувства собственного достоинства. Когнитивная уязвимость основана на экстремальных, ригидных и императивных убеждениях. При соматическом заболевании важно найти индивидуальную когнитивную схему, которая привела к патологии, и помочь заменить, модифицировать или реинтерпретировать ее.

Универсологияпредлагает универсальные схемы моделирования здорового образа жизни с помощью матричного прогнозирования (определение индивидуальных потенциалов развития), модель социальной адаптации, основанную на поэтапном формировании системных отношений и модель иерархии целей. Моделирование позволяет человеку выбрать путь наиболее эффективного развития.

Наши рекомендации