Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности

Установлено, что БЖД в РФ - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основным субъектом обеспечения безопасности являются законодательные, исполнительные и судебные органы государства. Однако непосредственная реализация функций в сфере безопасности возлагается на органы, образующиеся в системе исполнительной власти. Это: Вооружённые Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц; налоговой службы; службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни; природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

Наряду с органами государства субъектами безопасности являются граждане, общественные и иные организации и объединения, которые совместно с законодательством образуют систему безопасности РФ.

Основными функциями системы безопасности являются:

- выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

- создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

- управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

- осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения ЧС;

- участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключёнными или признанными РФ.

Деятельность по обеспечению БЖД строится строго на законодательной основе, которую составляют: Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, Закон РФ «О безопасности», законы и другие нормативные акты РФ, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе РФ и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключённые или признанные РФ.

При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

В соответствии с законодательством БЖД достигается проведением единой государственной политики, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для непосредственного решение задач по обеспечению безопасности субъектам делегируются соответствующие полномочия.

Учитывая разнообразие угроз и видов безопасности (экологическая, санитарная, экономическая, физическая и др.), а также частоту и тяжесть экстремальных ситуаций, в целях обеспечения БЖД определены основные функции органов управления по предупреждению и ликвидации ЧС, а так же полномочия руководителей предприятий в области безопасности труда, которые сводятся к следующему.

Минстрой России:

- разработка методов проектирования, строительства и эксплуатации объектов в районах с экстремальными условиями, методов и средств изучения, оценки и прогнозирования опасных природных и техногенных процессов; разработка новых и совершенствование существующих методов инженерной защиты территорий, нормативное обеспечение строительства и инженерной защиты хозяйственных объектов в экстремальных условиях;

- руководство созданием и функционированием подсистемы защиты городов и населенных пунктов от воздействия опасных природных и техногенных процессов в Российской системе предупреждения и действия в ЧС;

- разработка методологии проведения расчетов ущерба и потребности материально-технических ресурсов при проведении спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации ЧС.

МВД России - обеспечение общественного порядка и охрана материальных и культурных ценностей при ЧС.

Федеральная служба безопасности России:

- предоставление МЧС России и руководящим органам территориальных, функциональных и ведомственных подсистем РСЧС информации о возможных предпосылках и характере ЧС, об их причинах, о планах, намерениях и конкретных действиях преступных групп и отдельных лиц по умышленному созданию ЧС;

- осуществление мероприятий по обеспечению государственной безопасности при ЧС, в том числе на режимных объектах и объектах с особым режимом, в районах, закрытых для посещения иностранцами, а также при оказании иностранными государствами содействия по ликвидации ЧС в России;

- участие при необходимости специальных сил и средств органов безопасности в работе при ликвидации ЧС, в том числе в ситуациях, созданных в результате действия террористов и других экстремистских органов.

Министерство здравоохранения:

- руководство созданием и функционированием подсистем или службы экстренной медицинской помощи в ЧС РСЧС;

- организация работ по оказанию медицинской помощи в районах ЧС;

- создание запасов медицинского имущества и лекарственных средств при ликвидации ЧС.

Министерство иностранных дел:

- содействие в развитии международных связей в области предупреждения и ликвидации ЧС;

- оказания взаимной помощи при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

Министерство образования и науки:

- организация и проведение научных исследований в интересах совершенствования и развития российской системы предупреждения и действия в ЧС;

- координация и оказание государственной помощи в проведении этих исследований; организация подготовки кадров специалистов для РСЧС.

Министерство экономического развития, Министерство энергетики, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору:

- организация, наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

- осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий аварий, катастроф на объектах Министерств;

- координация работ по размещению объектов министерств с учётом промышленной и экологической безопасности;

- участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ силами ведомственных и профессиональных аварийно-спасательных подразделений, входящих в РСЧС;

- руководство созданием и функционированием соответствующих ведомственных подсистем РСЧС.

Министерство сельского хозяйства:

- осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф на объектах министерства;

- организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяй­ственных угодий радиоактивными веществами, тяжелыми металлами, обеспечение рационального ведения сельскохозяйственного производства на загрязнённых территориях;

- организация и координация работ по эпифитотическому и токсикологическому контролю и ликвидации эпизоотий и эпифитотий;

- обеспечение оперативного получения, обработка и выдача необходимой для сельского хозяйства информации по оценке ЧС природного и экологического характера.

Министерство промышленности и торговли, Министерство финансов, Министерство труда и социального развития:

- координация работ по размещению народнохозяйственных объектов на территории РФ с учетом требований промышленной и экологической безопасности (рациональное размещение производительных сил - функция Минэкономики);

- обеспечение финансирования работ по предотвращению и ликвидации ЧС и оказание помощи пострадавшему населению;

- создание страховых и резервных фондов, запасов материальных средств, необходимых для ликвидации ЧС;

- организация и обеспечение пострадавшего населения товарами первой необходимости;

- руководство созданием и функционированием подсистем соответствующих чрезвычайных резервных фондов РСЧС.

Министерство транспорта:

- организация и проведение мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф на транспорте;

- обеспечение перевозок сил, средств, материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по ликвидации ЧС, осуществление эвакуационных мероприятий;

- участие в ведомственных формированиях в пределах их тактико-технических возможностей при проведении аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных и других неотложных работ в районах ЧС;

- руководство созданием и функционированием ведомственной подсистемы РСЧС.

Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий:

- прогнозирование опасных природных явлений, высокого уровня загрязнения природной среды и масштабов связанных с ним ЧС;

- методологическое руководство работами по ликвидации ЧС;

- проведение оперативного контроля и прецизионных измерений, измерений радиоактивного и химического загрязнения, обусловленного авариями и катастрофами;

- прогнозирование возможности возникновения ЧС на объектах экономики, организация и осуществление мероприятий по их предотвращению и ликвидации;

- предоставление гидрометеорологической информации, данных об уровнях загрязнения природной среды органами управления РСЧС;

- создание и руководство функционированием соответствующих функциональных подсистем наблюдения и контроля РСЧС.

Госатомнадзор, Госгортехнадзор, Госсанэпиднадзор:

- организация и осуществление контроля за состоянием потенциально-опасных объектов санитарной и эпидемиологической обстановки на территории России;

- прогнозирование возможности возникновения аварий и катастроф на объектах промышленности на территории России;

- руководство созданием и функционированием соответствующих подсистем надзора РСЧС.

Государственные органы строительного надзора:

- организация и осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий ЧС на объектах ведомственной системы;

- обеспечение участия специализированных строительно-монтажных и проектных организаций в проведении аварийно-восстановительных работ в районах ЧС;

- участие в деятельности органов управления по созданию финансовых, материально-технических ресурсов, необходимых для осуществления профилактических мероприятий, содержания аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований и ликвидации последствий ЧС;

- взаимодействие с органами госуправления при организации и проведении ими аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и других неотложных работ в районах ЧС.

В целях эффективного контроля за ситуациями на территории РФ по возможному предотвращению ЧС существует соответствующая Инструкция о порядке обмена в РФ информацией о ЧС. Инструкция определяет структуру и содержание информации для обмена. Это информация о прогнозах возникновения ЧС, ходе и итогах их ликвидации, о состоянии природной среды и потенциально-опасных объектов, о сейсмических, гелиогеофизических, стихийных, гидрометеорологических и других явлениях. В информацию также включаются данные по управлению силами и средствами наблюдения и контроля, ликвидации ЧС, справочные данные и результаты решения информационно-расчетных задач.

Обмен информацией между органами госуправления осуществляется как по вертикальным (сверху вниз, снизу вверх), так и по горизонтальным связям. Снизу вверх: передается донесение о прогнозах и фактах возникновения ЧС, о масштабах ЧС, ходе и итогах их ликвидации, а также за состоянием потенциально-опасных объектов, а также справочные данные. Сверху вниз: передаются сигналы оповещения и команды управления силами и средствами наблюдения и контроля ликвидации ЧС, информация о прогнозе возникновения ЧС, включая сейсмические, гелиогеофизические, стихийные, гидрометеорологические и другие природные явления. По горизонтали: передается информация оповещения территориальных органов государственного управления соседних регионов о прогнозах и фактах ЧС, опасных для территории этого региона, а также информация, необходимая для координации действий Министерств, ведомств и центральных органов России между собой и территориальными органами управления при угрозе и возникновении ЧС.

Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от ЧС заключаются в следующем:

- планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС;

- планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС;

- обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение работников организаций способам защиты и действиям в ЧС в составе невоенизированных формирований;

- создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о ЧС;

- обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС;

- финансировать мероприятия по защите работников организаций подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС;

- создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от ЧС, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении ЧС.

Обязанности граждан в области защиты населения и территорий от ЧС:

- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС;

- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;

- изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приёмы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

- выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;

- при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Руководитель организации обязан обеспечить:

- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;

- применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- безопасные и здоровые условия труда на каждом рабочем месте;

- режим труда и отдыха в соответствии с действующим законодательством;

- приобретение за счет собственных средств и выдачу спецодежды, спецобуви и других СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по ОТ, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований ОТ, недопущению к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучения, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований ОТ;

- организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по ОТ в организации;

- проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, а также внеочередных медосмотров по просьбам работников в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы и среднего заработка время прохождения медосмотров;

- информирование работников об условиях и ОТ на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и СИЗ;

- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

- расследование в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

- санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями ОТ;

- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

- ознакомление работников с требованиями ОТ.

Наши рекомендации