Организация и методика проведения уроков по теме «Город (село) как источник опасностей»
В ходе изучения темы «Город (село) как источник опасностей» необходимо углубить и расширить знания о различных видах транспорта, закрепить представления детей о том, что любой современный транспорт – зона повышенной опасности, а также ознакомить учащихся с потенциально опасными промышленными предприятиями и объектами.
Первое занятие по отработке вопросов курса ОБЖ в этой теме целесообразно начать с краткой вступительной беседы. Вопросы для беседы могут быть такими: что делают люди, если им нужно попасть из одной части города в другую? Какие виды транспорта вы знаете? Как называются люди, которые едут в автобусе, трамвае? Что такое пассажирский транспорт? Где его ожидают люди? Как надо вести себя в автобусе?
Во время беседы очень важно использовать личный опыт ребят, уточнить их представления о том, как можно доехать до места работы родителей, до дачи, к бабушке, другу, живущему в другом городе, и т. д.
После беседы важно обобщить ответы детей и рассказать, что благодаря транспорту можно быстро переезжать из одной части города в другую, из одного населенного пункта в другой. Современный транспорт разнообразен. Это автобусы, трамваи, троллейбусы, такси, метро, электрички, пассажирские поезда, морские и речные суда, вертолеты, самолеты (здесь уместно показать фотографии, рисунки тех видов транспорта, которых нет в населенном пункте, где живут дети, и кратко рассказать о них). В наше время трудно найти человека, который не пользуется услугами различных видов транспорта.
Далее следует сказать, что автобусы (троллейбусы) останавливаются на специальных остановках около тротуаров (у обочины дороги), трамвай – на середине улицы. Место остановки можно узнать по специальному указателю в виде прямоугольной таблички с надписью «Автобус», «Троллейбус» и т. п. Ожидать транспорт люди должны на специальных площадках, а там, где их нет, – на тротуаре. Посадка и высадка пассажиров разрешаются только на остановках. Пассажиры не должны придерживать двери, когда они закрываются, открывать их, пока машина не остановилась. В автобусе (трамвае) нужно вести себя спокойно, разговаривать тихим голосом, уступать место старшим. Высовываться из окон или выставлять какие-либо предметы не разрешается.
В заключение обобщения следует указать на то, что любое транспортное средство является источником повышенной опасности и человек, воспользовавшийся его услугами, находится в зоне повышенной опасности. «Почему так говорят?» – с таким вопросом учитель обращается к учащимся. Вероятно, этот вопрос вызовет много разных суждений. Высказываются все желающие. Подводя итог дискуссии, нужно сказать, что это связано с возможными дорожно-транспортными происшествиями (опрокидыванием транспорта, столкновением между собой, наездом на людей и препятствия), крушениями и авариями пассажирских поездов, воздушных и морских судов, травмами при посадке в транспорт и в процессе его движения. При этом следует отметить, что одной из частых причин дорожно-транспортных происшествий является нарушение пешеходами, в том числе детьми, правил дорожного движения. Здесь желательно привести местные примеры различных дорожно-транспортных происшествий, причины их возникновения и последствия. По возможности показать фотографии этих трагедий. Давно известно, что большое впечатление производит на детей изображение того состояния, в котором они могут оказаться при совершении предосудительного поступка. Этим фактом при обучении детей безопасному поведению в окружающей среде не следует пренебрегать.
На последующих занятиях по этой теме надо сказать, что большую опасность для городов и населенных пунктов представляют не только резко увеличивающиеся в последнее время транспортные потоки, но и развитие промышленного производства.
6. Организация и методика проведения уроков по теме «Природная среда и безопасность»
На уроках по теме «Природная среда и безопасность» при рассмотрении программных вопросов курса ОБЖ необходимо рассказать детям о ядовитых растениях, опасных животных и насекомых, ознакомить с правилами поведения на водоемах летом и зимой.
Во вводной беседе следует рассказать детям, что на наших полях и лугах, в лесу наряду со съедобными и лекарственными много опасных (ядовитых) растений. Ядовитыми называют растения, которые, попав в организм человека, причиняют ему вред (вызывают отравление – заболевание или смерть). Чтобы это не случилось, нужно хорошо знать природу, уметь отличать ядовитые растения от неядовитых.
Затем целесообразно попросить ребят назвать ядовитые растения. Внимательно выслушав их ответы, необходимо сообщить детям, какие ядовитые растения произрастают в местности, где расположен их город (село). Такими растениями могут быть: вех (или цикута), белена, вороний глаз, волчье лыко, майский ландыш, семена вики (мышиный горошек) и др. Свое сообщение учитель иллюстрирует цветными рисунками, на которых хорошо просматриваются характерные (отличительные) признаки каждого растения.
Далее следует сообщить, что, кроме названных ядовитых растений, есть еще и ядовитые грибы. Они тоже могут вызвать отравление организма. (Здесь есть смысл привести примеры массового отравления людей грибами, случающегося ежегодно.) Затем целесообразно обратиться к детям с вопросом: «Какие ядовитые грибы вы знаете?» Выслушав ответы ребят, необходимо их дополнить и сообщить, какие ядовитые грибы произрастают в ближайших лесах. Основными ядовитыми грибами являются: бледная поганка, мухоморы (красный, пантерный, порфировый), ложные опята, желчный и ложный белый гриб и др. Свое сообщение учитель иллюстрирует цветными рисунками, муляжами, на которых хорошо видны характерные признаки, отличающие их от съедобных.
Представление детей об опасностях будет далеко не полным, если не обратить их внимание на некоторых животных и насекомых, в частности на ядовитых змей, лесных клещей, ос, пчел, шершней. С этими опасностями дети могут встретиться не только в природе, но и непосредственно в селе, на даче.
Чтобы избежать укуса змей, пчел, ос и шершней, следует посоветовать детям подальше играть от мест обитания насекомых и не беспокоить их, а также проявлять определенную осторожность при употреблении на открытом воздухе сладостей: меда, варенья, фруктов и ягод.
Наша страна богата различными водоемами: реками, озерами, морями и океанами. Берега водоемов – прекрасные места для отдыха. Купание в водоемах – хорошее средство для закаливания организма. При наступлении теплых дней дети стремятся к воде, забывая или не представляя, что водоем – специфическая опасная зона. Опасными факторами являются: возможность погружения в воду (утопление), травмирование при нырянии, столкновение с другими купающимися или плавсредствами и т. д. Несчастные случаи происходят чаще всего при нарушении правил поведения на воде. Большинство детей гибнет из-за неумения хорошо плавать и купания в необорудованных водоемах.
В ходе беседы целесообразно довести до учащихся, в каких местных водоемах можно купаться, при этом обязательно следует обратить их внимание, что купаться можно только в установленных для этих целей местах.
В заключение урока можно рассмотреть такую ситуацию: мальчик на надувном матраце решил плавать на большом озере. Вопрос: «К чему это может привести?» (Ветром его может отнести далеко от берега, а волной – опрокинуть, захлестнуть, из матраца может выйти воздух, и он потеряет плавучесть.)
На уроке следует объяснить детям, что прочность и толщина льда изменяются на протяжении поздней осени, зимы и ранней весны. Осенний лед становится прочным только после того, как установятся непрерывные морозные дни, но даже при кратковременной оттепели он теряет прочность, появляется рыхлость. Зимний лед прочен, обладает большой грузоподъемностью. Весной ледяной покров под воздействием солнца и талой воды становится пористым и очень слабым, хотя и сохраняет достаточную толщину. Усиливающееся течение «подтачивает» его снизу. Выходить на осенний и весенний лед всегда опасно.
В заключение беседы полезно поговорить с детьми о тех водоемах, которые находятся в районе расположения школы или вблизи ее, привести примеры, случаи, к чему приводит невыполнение мер предосторожности на льду. К вопросу безопасности на замерзших водоемах необходимо обращаться по крайней мере трижды – поздней осенью, зимой и ранней весной.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Какие разделы включены в обязательный минимум содержания по курсу ОБЖ в начальных классах?
2. Опишите организацию и методику проведения уроков по теме «Опасности, подстерегающие дома».
3. Опишите организацию и методику проведения уроков по теме «Двор и улица – места повышенной опасности».
4. Опишите организацию и методику проведения уроков по теме «Безопасное поведение в школе».
5. Опишите организацию и методику проведения уроков по теме «Город (село) как источник опасностей».
6. Опишите организацию и методику проведения уроков по теме «Природная среда и безопасность».
Литература
1. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 256 с.
2. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 320 с.
3. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России. – 2005. – 128 с.
4. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с. – 168 с.
5. Материалы о преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края. – Ставрополь, 2004. – 38 с.
6. Основы безопасности жизнедеятельности: Поурочные планы. 1 класс (программа 1-4) / Авт.-сост. Н.А. Горбунова. – Волгоград: Учитель, 2003. – 96 с.
7. Суньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 123 с.
8. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Метод. пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 176 с.
9. Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-9 классы. – М., Просвещение, 1996. – 80 с.
Лекция 13. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-9 классах
План:
1. Содержание курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в 5-9 классах.
2. Организация и методика проведения уроков по теме «Краткая характеристика факторов окружающей среды».
3. Организация и методика проведения уроков по теме «Природа и безопасность человека».
4. Организация и методика проведения уроков по теме «Социально-политические конфликты и безопасность личности и общества».
5. Организация и методика проведения занятий по теме «Стихийные бедствия и безопасность человека».
6. Организация и методика проведения занятий по теме «Образ жизни и индивидуальная безопасность».
Содержание курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в 5-9 классах
Содержание курса ОБЖ в 5-9 классах определено приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.05.1998 г., № 1236 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования».
Обязательный минимум содержания по ОБЖ:
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни.
Закономерности проявления опасных ситуаций, способы защиты от них.
Правила дорожного движения, пожарной безопасности, безопасности на воде. Способы автономного выживания человека в природных условиях.
Опасные и чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их последствия и влияние на безопасность жизнедеятельности. Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи. Гражданская оборона и ее задачи.
Действия обучающихся в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Способы повышения защитных свойств дома (квартиры, класса). Использование средств индивидуальной и коллективной защиты. Организация эвакуации населения.
Более подробно обязательный минимум содержания по ОБЖ раскрывается в примерной программе, а также в рабочих программах, разрабатываемых и утверждаемых образовательными учреждениями (закон «Об образовании», ст. 28, 29).
Преподавание курса ОБЖ в школах представляет наибольшую трудность в связи с отсутствием времени, предусмотренного на его изучение в инвариантной части базисного учебного плана. Обязательный минимум содержания курса может быть реализован за счет вариативной части базисного учебного плана, т.е. времени, выделяемого на региональный и школьный компоненты, а также включения вопросов безопасности жизнедеятельности в другие школьные дисциплины.
В целях удобства рассмотрения методики преподавания основных вопросов по безопасности жизнедеятельности в условиях различных рабочих программ и времени, выделенного на их освоение, содержание программы по смыслу сгруппировано в учебные модули (блоки): «Безопасное поведение в быту», «Дорожно-транспортная безопасность», «Как не стать жертвой преступления», «Природа и безопасность человека», «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», «Образ жизни и индивидуальная безопасность».
При этом предполагается, что при изучении каждой темы в каждом очередном классе происходит расширение и дальнейшее углубление знаний об опасностях повседневной жизни, а также совершенствование и наращивание умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде. Это достигается путем увеличения от класса к классу числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность рассматриваемых явлений, а также применения таких методов, приемов и средств обучения, которые позволяют целенаправленно переводить знания-знакомства (5 класс) в знания-умения, знания-навыки (9 класс).