Системообразующий фактор снижения риска чрезвычайных ситуаций в современной России
По оценкам ученых, в первой половине XXI в. может произойти эволюционный кризис всего человечества как биологического вида1. Одной из основных его причин является нежелание промышленно развитых государств сократить уровень потребления природных ресурсов, а большинства развивающихся государств - темпы прироста населения.
Современный стиль жизни населения планеты, ведущий к недопустимому уровню расхода природных ресурсов и выброса веществ, загрязняющих окружающую среду, характеризуется главенствующим императивом потребительства, мгновенным устареванием вещей, массовым изготовлением полуфабрикатов, быстродействующих лекарств, значительной частотой смены прихотей и мод на предметы потребления и т.п. Результатом этого является исчерпание в самое ближайшее время запасов невозобновляемых природных ресурсов Земли и многократное превышение предельно допустимой антропогенной нагрузки на биосферу2.
В настоящее время все очевидней становится тот факт, что деятельность по недопущению грядущего общепланетарного кризиса не может ограничиваться только нормативными правовыми, организационно-техническими и образовательными мероприятиями. Необходимо, чтобы обеспечение безопасности окружающей среды являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Для этого нужно развивать новое мировоззрение, систему идеалов и ценностей, формировать качества личности безопасного типа, создавать общество и государство, и, в конечном итоге, мировое сообщество безопасного типа3. Одним из наиболее эффективных (если не единственно возможным) путем достижения этого является формирование соответствующей культуры как основы существования и важнейшего идентификационного признака любой цивилизации4.
Анализ показывает, что «культура» - это, вероятно, одно из самых неоднозначно определяемых понятий. По выражению известного культуролога Гарри Триандиса, «культура является одним из тех определений, которые всегда присутствуют в работе социальных исследователей, но которые определяются таким количеством различных способов, что консенсус и не предвидится»5. В научной литературе существует огромное количество определений данного понятия в зависимости от целей и задач исследований, особенностей отраслей науки, специфики научных школ и т.п.
Так, в словаре Ожегова С.И.6 даются следующие определения:
«КУЛЬТУРА, -ы, ж. 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков. 2. То же, что культурность (см. культурный во 2 знач.). Человек высокой культуры. 3. Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда. 4. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. К. органической ткани. 5. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса (у певцов), Физическая к. (физкультура). К. речи. II прил. культурный, -ая, -ое (к 1, 3 и 4 знач.)».
В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова7 культура определяется как социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия), направленная на преобразование действительности, превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, всемерное выявление и развитие сущностных сил человека.
Известный культуровед академик Ю.В.Рождественский приводит следующую дефиницию8:
«Культура - деятельность, служащая устойчиво-продуктивной жизни общества за счет отбора, систематизации, хранения, изучения и организации использования правил и прецедентов деятельности».
Классик социологии П.А.Сорокин под культурой в самом широком смысле понимал некую совокупность, которая создана или модифицирована в результате сознательной или бессознательной деятельности двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или влияющих друг на друга своим поведением, т.е. результат любого взаимодействия между людьми9.
Обобщая вышеуказанные и другие многочисленные определения культуры, возможно выделить следующие походы к трактовке этого понятия с точки зрения ожидаемых результатов и параметров культурной деятельности:
1) функциональный, согласно которому культура рассматривается как способ функционирования общества, как средство осуществления человеческой деятельности, взаимосвязи между людьми и окружающей природой, как способ реализации человеческих потребностей, интересов, идей, программ и т.д.;
2) качественный: культура характеризуется как качественное состояние общества, как уровень, степень господства людей над природой и общественными отношениями, как мера очеловеченности природы. Отсюда и привычные словосочетания: культура производства, культура земледелия, культура быта, общения, чувств и т.д.;
3) аксиологический, ценностный: культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей. Такой подход требует разграничения того, что относится к культуре, а что - к антикультуре (жестокость, варварство, дикость, необузданность, фашизм, национализм, шовинизм, ведущие к кровопролитию);
4) креативный: произведения культуры рассматриваются как следствие творческой деятельности людей, творимой ими техники, средств общения, науки, искусства. Сюда включаются не только результаты человеческой деятельности, но и сами способности людей, процесс реализации способностей, связанный с творением предметов. В таком случае к культуре относят не только профессиональное научное, художественное, техническое творчество, но и творчество народных масс, самодеятельное творчество;
5) нормативный, согласно которому культура связана с существованием норм, правил поведения людей, с их традициями, обычаями. Сюда относятся способы накопления и передачи информации с помощью символов и знаковых систем, причем имеются в виду только те нормы, правила, традиции, которые соответствуют современному, цивилизованному уровню общества, способствуют его поступательному движению;
6) духовно-личностный, включающий развитие способностей людей, определенный уровень их образованности, воспитанности, то, что называется высокой культурностью, духовностью, интеллигентностью людей.