Понятие и социальная сущность культуры. Основные подходы
Вопросы, связанные с культурой, весьма актуальны в социологии. Во-первых, социология не может не учитывать, что современное человечество переживает глубокую культурную трансформацию, полную противоречий. Во-вторых, культура — это важнейшая характеристика общества, человека; культурные феномены всеобъемлющи, напомним, что общество определяется как социокультурная система. Любой социальный процесс, социальное взаимодействие имеют культурное содержание. Цель социологии культуры — вскрыть это содержание, показать роль культуры в функционировании общества, выявить особенности и условия ее формирования и развития. Социология культуры — специальная отрасль социологического знания, изучающая закономерности, принципы, механизмы функционирования и развития культуры как атрибута социальной системы. Социология анализирует культуру во всем богатстве ее сторон и проявлений.
Понятие культура объясняется по-разному. Одни мыслители указывают на взаимосвязь культуры и религии, делая акцент на слове «культ». Таким образом, под культурой понимается, прежде всего, способность человека регулировать, направлять свою жизнедеятельность, ориентируясь на духовные ценности, «высшие предписания». Другие полагают, что происхождение термина «культура» восходит к латинскому «culture», возникшему на основе корней «colo», «colere», означающих «взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием». Первоначально в культуру включались те изменения в природных объектах, которые происходили под воздействием человека, а не естественных причин. Впоследствии под культурой стали понимать все созданное человеком, «вторую природу», преобразование не только естественных условий его существования, но и самого человека, его «ума и души».
Понятие «культура», близкое его современному содержанию, складывается в конце XVII в. Так, немецкий ученый Пуффендорф рассматривает культуру как содеянное человеком без учета в нем самом и окружающей среде природного начала. Культура — то, что возвышает человека, выступает как результат собственной деятельности, дополняющей его внутреннюю и внешнюю природу. Как явление социальной жизни, составляющее предмет научного интереса, культура начинает исследоваться в эпоху Просвещения, во второй половине XVIII в. (в трудах Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гердера, В. фон Гумбольдта, И. Канта и др.).
В XIX и особенно XX в. активно изучаются различные стороны культуры, появляется огромное количество ее определений — от 200 до 600, по разным оценкам.
В широком смысле слова культура — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного производства, в системе социальных норм и институтов, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Таким образом, существуют три сферы проявления культуры: (1) отношение человека к окружающей природе (труд); (2) отношение человека к другому человеку (мораль, право, политика и др.); (3) отношение человека к самому себе (формы самосознания).
В узком смысле слова под культурой понимается система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.
Определим важнейшие черты культуры, ее сущностные характеристики.
Основа культуры - труд и нравственность. В понятии культуры фиксируется общее от биологических форм жизни, «все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных»1. Надбиологичность культуры не означает исключения человека из мира природы: природа выступает как объект духовно-практического освоения человека, знания и умения позволяют людям овладеть силами природы для удовлетворения своих потребностей, преодолеть страх и зависимость от природы. Важнейшей основой культуры становится труд и его организация. Другой основой является нравственность, формирующаяся под влиянием необходимости упорядочения взаимоотношений между людьми.
Существуют антропологические предпосылки культуры, к которым относятся такие особенности человека, как разумность (сознание), язык и речь, прямохождение, питание (приготовление пищи), «продленное» детство (длительное пребывание детей с родителями), своеобразие отношений между полами (оно не носит сезонный характер), освобождение руки, использование огня.
Формы, образцы, способы, средства взаимодействия людей, выработанные в культуре, не наследуются генетически (биологически), стихийно. Культура легко разрушаема. Поэтому для поддержания определенных структур деятельности и общения, их воспроизводства необходимы социальные механизмы, представленные как на уровне общества, группы, так и отдельной личности.
Артефакты и знаки-символы. Культура включает в себя мир искусственно созданных людьми явлений, отсутствующих как таковые в природе, — они называются артефактами (искусственными явлениями).
Природа культуры определяется как знаково-символическая. Это означает, что образцы человеческих отношений — способы восприятия, мышления, поведения, деятельности — выражены в символической форме. Известным всем символом является слово, на которое люди реагируют при взаимодействии, Другие примеры: социальный институт приветствия предполагает наличие символов в виде жестов (пожатие рук, наклон головы), слов («Здравствуйте!» и т.п.), выражающих характер отношений между людьми. Руководитель социальной организации воспринимается ее членами не только как индивидуальность, но и как символ, реагируя на который, люди определенным образом действуют и ведут себя
Культурное явление может быть рассмотрено как текст, то есть как структурированная совокупность знаков, символов.
Коммуникативность и целостность культуры. Характерная черта культуры - коммуникативность. Как форма общения между людьми, она возможна лишь в той группе, в которой люди, так или иначе, общаются и предмет общения им понятен. Например, «мертвые языки» (древнеегипетский, древнееврейский, древнегреческий и др.) имеют культурное значение лишь для специалистов, поскольку не могут быть включены в общение между современными людьми. Вещь становится культурным феноменом, будучи включенной в коммуникацию; выпадая из коммуникации, вещь теряет статус культурности, превращаясь в материальный объект. К примеру, нож или книга, забытые в лесу, становятся такими объектами (пока их не обнаружит какой-нибудь человек, знающий культурный смысл данных вещей).
Культура составляет содержательное наполнение совместной жизни людей. Ей присуща целостность, так как материальная, духовная, поведенческая стороны представлены в ней в единстве и проявляются в образе жизни общества, группы, личности
Культура и цивилизация. Выяснение сущности культуры предполагает сопоставление таких понятий, как «культура» и «цивилизация». Однозначного определения понятия «цивилизация» нет, поэтому осуществить указанное сопоставление совсем не просто. Принято рассматривать цивилизацию как нечто, противоположное культуре, как «смерть культуры» (Н. Бердяев), ее закат. Пессимистическую позицию по отношению к цивилизации разделяют также Н. Данилевский, О. Шпенглер, П. Сорокин. Культура — это творческий порыв, свобода, рождение идей, символичность, личностное начало; цивилизация — материально-вещественное воплощение идей, застывшие формы общественной жизни, — так рассуждают сторонники этой точки зрения.
Слово «цивилизация» происходит от римского «civis» — так римляне называли гражданина, жителя полиса, крепости, имевшего свои гражданские обязанности и соблюдавшего нормы вежливости. Жившие за пределами крепости считались варварами. Потом к характеристикам цивилизованности добавилось знание искусства, наук, философии.
В современном понятии цивилизации фиксируется реальное поведение (воспитанный человек, гражданин), а также ступень и степень организации общества
Под культурой понимается, прежде всего, творческая деятельность людей, в процессе которой производятся, сохраняются и распространяются материальные и духовные ценности. Культура предполагает кристаллизацию человеческих усилий в виде ценностей, которые, удовлетворяя определенные исторически детерминированные материальные и духовные потребности, превращаются в факты цивилизации. Цивилизация — это то содержание культуры, которое интегрировано в социальную практику, стало составляющей образа жизни во всех его проявлениях — труде, мышлении, поведении, общении, повседневной жизни.
Особенности цивилизации зависят от того, насколько развиты в обществе социальные институты и организации, способные трансформировать факты культуры в факты цивилизации. Генератором же социально-экономических преобразований выступает культура, формируя технологии социального взаимодействия, создания и передачи символов; она определяет возможности людей в освоении мира на данном этапе развития. Культура придает смысловую направленность социальным процессам; система ценностей, составляющая ядро культуры, интегрирует людей в социокультурную целостность, структурирует и упорядочивает их жизнедеятельность. Культура, таким образом, предстает как социогенетический код цивилизации.
К всеобщим факторам западноевропейской культуры, определившим особенности техногенной цивилизации, можно отнести: высокую значимость личной свободы; понимание человека как существа, активно преобразующего и самого себя и окружающий мир; отношение к природе как полю для приложения сил человека и общества; приоритет новаций и изменений над традициями; высокая оценка результативности и эффективности деятельности.
Основные подходы к понятию культуры можно сгруппировать следующим образом.
Аксиологический подход. Культура в рамках этого подхода определяется как совокупность материальных и духовных ценностей. Культура характеризует уровень развития социума, представленный в результатах, продуктах материального и духовного производства, имеющих значение для данного социума.
Такой подход не раскрывает сам процесс созидания, становления культуры, в нем не представлен человек как культурное существо, как субъект культуры, творчества.
Кроме того, этот подход определяет степень культурности того или иного социума, что предполагает наличие эталона, идеала, который может быть установлен произвольно. Например, европоцентризм означает «равнение» разнообразных культур на ценности европейской культуры, при этом не учитывается историчность, конкретность, объективно обусловленное своеобразие каждой культуры. Нормативно-описательный подход. Культура здесь понимается как совокупность норм, принятых в данном обществе, группе и регулирующих жизнедеятельность людей. В качестве норм выступают не только политико-правовые и нравственные регуляторы, но и правила, способы трудовых операций, навыки повседневной жизнедеятельности, поведения (например, нормы приветствия, написания слов, их произнесения, нормы изготовления вещей и др.). Культура исследуется эмпирически, фактически устанавливается некоторая сумма норм, в то время как сущностное содержание культуры, ее социально-исторические корни не выявляются
Антропологический подход. Культура предстает как выражение сущности человека, как мера его собственно человеческого развития и способа самореализации. Изучаются обычаи, традиции, ритуалы, описываются и обобщаются формы поведения людей, вскрываются их культурные смыслы.
Семиотический подход. Культура понимается как система знаков, принятых для управления поведением и упорядочения жизни людей, для интегрирования их в единое социокультурное пространство, для придания смысловой направленности социальным процессам. Знак — это любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т.п.), которое имеет значение и может служить средством передачи смысла. Данный подход обращает внимание на коммуникационную и символическую природу культуры; культура возможна лишь в той группе, в которой люди общаются.
Структурно-функциональный подход рассматривает культуру как систему структур и функций, направленных на поддержание образа жизнедеятельности людей. Их реализация осуществляется посредством исторически сложившихся социальных институтов. Культура понимается как часть социальной системы, то есть узко, что является недостатком данного подхода. Кроме того, не учитывается в полной мере развитие, процессуальность культуры.
Деятельностный подход представляется наиболее адекватным, он может аккумулировать выше перечисленные подходы. Культура рассматривается как небиологический, специфически человеческий способ деятельности.