Методика - «Сюжетные картинки»
(Г.Л. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина)
Цель.Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, справдивость-лживость.
Материал.Картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке (например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине).
Проведение.Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны - плохие... Объясни, почему ты именно так разложил картинки».
Обработка результатов:
1балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков, гак и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны моральным нормам.
2 балла- ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия.
3 балла- правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, называя моральную норму.
Было диагностировано 15 детей. Результаты диагностики показали, что у 70%(10 чел) хорошо развиты нравственность и эмоциональность. У 20% детей (3 чел) эмоциональное и нравственное развитие достаточное, но следует обратить внимание на некоторые его особенности. И 10% (2чел) это дети с недостаточно развитыми нравственными качествами.
Участие в проведении совместной деятельности взрослых и детей.
Нами была организована выставка работ, выполненных родителями совместно с детьми на тему «Ложь»:
По данной теме была проведена беседа с родителями.
БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
Тема: Детская ложь: причины и последствия
1. Здравствуйте уважаемые родители! Хочу начать нашу встречу с известной христианской притчи:
Однажды, закончив службу, священник сказал:
- В следующее воскресенье я буду беседовать с вами на тему лжи. Чтобы вам легче было понять, о чем пойдет речь, прочитайте перед этим дома семнадцатую главу Евангелия от Марка.
В следующее воскресенье священник перед началом своей проповеди объявил:
— Прошу тех, кто выполнил задание и прочел семнадцатую главу, поднять руки.
Почти все прихожане подняли руки.
Вот именно с вами я и хотел поговорить о лжи, - сказал священник. - В евангелии от Марка нет семнадцатой главы.
Это притча о лжи взрослых людей в храме. Человеческая ложь – проблема вечная.
2. А кто из вас сталкивался с детской ложью? Поднимите руку. Наш сегодняшний разговор о детской лжи: о причинах и последствиях.
3. Кто из вас может оставаться равнодушен к тому, что сын или дочь говорит не правду, поднимите руки. Таких нет. Не удивительно!
Ложь не приятна. Каждому хочется, чтобы собственный сын или дочь не лгали. А как распознать ложь?
4. Итак, игра – Детектор лжи. Для проведения игры я приглашаю нашего психолога Наталью Егоровну. Она и будет играть роль детектора лжи. При обнаружении лжи Наталья Егоровна будет ударять в камертон. Вот так (показать). Для участия в игре я приглашаю 4-х добровольцев испытать детектор лжи.
Правила игры: каждому участнику непосредственно перед процедурой испытания детектора, дается задание – солгать или сказать правду в трех-четырех предложениях о каких-то фактах из своей жизни. Если детектор обнаружит ложь, он даст об этом знать звуком. В финале игры мы попросим Наталью Егоровну открыть нам секреты процесса распознавания детектором лжи.
(идет игра - карточку с задание участнику выдает только тогда, когда тот подойдет непосредственно к детектору лжи. После выполнения задания карточка забирается и кладется на стол детектору лжи).
Детектор лжи в отличном состоянии. Он распознал из четырех участников трех лжецов. Наталья Егоровна, как вы так точно распознали ложь? Поделитесь с нами.
5. Распознать ложь это хоть и великое дело, но оно не решает наши проблемы в полном объеме. Ведь у любого явления есть причины. Нельзя бороться с явлениями не зная причин.
6. Предлагаю вникнуть в типичные ситуации, связанные с ложью детей и определить причины детской лжи в каждой из ситуаций. Описанные ситуации на каждом столе на листочках. Прошу вас зачитать их. Пожалуйста…. Прочтите вашу ситуацию. Спасибо. (Обращается ко всем) Как вы думаете, уважаемые родители, почему ребенок в данном случае солгал?
Ситуации:
• Мальчик рассказывает, с подробностями, как вчера ночью наблюдал высадку инопланетян с летающей тарелки.
• Ребенок наблюдал, как его друг разбил стекло в кабинете. Однако настойчиво утверждает, что это сделал незнакомец.
• Ребенок-лидер в коллективе рассказывает друзьям о несуществующих на самом деле влиятельных родственниках. Хвалится их возможностями.
«Ложь наших детей: причины и последствия» Таблица
Причины | Последствия |
Желание фантазировать, сочинять | - без последствий - развитые творческие способности |
Стремление избежать наказания | - преспупление - более жестокое наказание - проблемы во взаимоотношениях |
Защита | |
Стремление получить удовольствие, возвыситься | - тунеядство, леность - проблемы во взаимоотношениях |
7. Мы выявили основные причины, которые побуждают лгать наших детей. При этом одновременно мы выявили и виды лжи. Ложь-фантазия (белая ложь), ложь – защита, и ложь-удовольствие (махровая ложь).
Виды лжи | Причины | Последствия |
Ложь – фантазия (белая ложь) | Желание фантазировать, сочинять | - без последствий - развитые творческие способности |
Ложь-защита | Стремление избежать наказания | - преступление - более жестокое наказание - проблемы во взаимоотношениях |
Защита | ||
Ложь-удовольствие (махровая ложь) | Стремление получить удовольствие, возвыситься | - туниядство, леность - проблемы во взаимоотношениях |
8. Посмотрите, как изображают ложь художники!
Как вам кажется, какой вид лжи изображен на этой иллюстрации?
9. А вот так изображают ложь наши дети.
Уважаемые родители вас ничто не встревожило в этих рисунках?
Добавлю, что рисунки показали: большая часть детей представляет ложь в виде конкретных ситуаций – они лгут кому-то или им лжет кто-то. Меня удивило, что чаще всего на рисунках детей лгущий человек изображается жизнерадостным, веселым. На это нужно обратить особое внимание.
10.Мы выявили внутренние причины детской лжи. Что из внешних обстоятельств, кто из окружения побуждает детей ко лжи?
11. Вы очень точно указали главную причину детской лжи – это ложь взрослых, родителей. Когда мы с родительским комитетом готовились к собранию, то читали статью Ирина Девиной «Обучение лжи». Предлагаю им поделиться тем, что тронуло больше всего.
Родители – первые учителя лживого поведения. Как только начинается осознанное общение ребенка с родителями, начинаются лживые игры. «Не съешь – не пойдешь гулять», «Ешь – а то тебя сейчас тот злой дядя заберет», «Нет, тебе не будут делать уколы», «Оставь мамино золотое кольцо, я тебе куплю лучше – красное!», «Ой, какое вкусное лекарство, попробуй!».
Дальше больше и чаще: «Меня нет дома», «меня ни для кого нет», «Черти ее принесли! – Как мы рады вас видеть!».
Шутки, которых дети не понимают, так же воспринимаются детьми как ложь «Молодец, возьми с полки пирожок» – ребенок радостный бежит к шкафу и не обнаруживает там никакого пирожка. Приходит со слезами на глазах, чем вызывает взрыв смеха и положительные эмоции у взрослых. В такие минуты он учится лжи, цинизму, черствости.
12. Итак, в первом приближении, мы выяснили, какими могут быть причины лжи и их последствия, но для нас с вами важно выяснить не только кто виноват, но и что делать. Как нам вместе воспитывать в детях честность. Какие конкретные действия можем запланировать мы воспитатели и родители?
Наше собрание подходит к концу. В завершение я хочу прочесть отрывок из стихотворения А. Дементьева «ЛОЖЬ»
Я ненавижу в людях ложь.
Она порой бывает разной,
Весьма искусной или праздной,
И неожиданной, как нож,
Я ненавижу в людях ложь.
От лжи к предательству пол шага.
Когда-то все решала шпага,
Но это стиль для нас негожь.
Я ненавижу в людях ложь,
Я не приемлю объяснений,
Ведь человек, как дождь весенний,
А как он чист, весенний дождь.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ЗА УЧАСТИЕ В СОБРАНИИ!