Внеситуативно-познавательное общение
В дошкольном возрасте ребенок начинает общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Для этого необходима полноценная речь.
В этом возрасте взрослый должен общаться с ребенком по поводу таких явлений, которые не встречались ему в его непосредственном опыте. Это вызывает у ребенка стремление к общению для получения новых знаний, у него возникает желание обсуждать причины явлений.
Речь малыша развивается в практике общения с другими людьми за счет перестройки психических процессов, особенно мышления. Постепенно его словарный запас увеличивается за счет новых существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. Одновременно с этим приобретаются новые умения строить предложения в соответствии с законами грамматики, ребенок овладевает сложными предложениями, им усваивается морфологическая система родного языка.
В 3–5 лет формируется внеситуативно-познавательное общение(рис. 1). При этом познаются предметы и явления окружающего мира,особенности общения людей, развивается речь.Общение в дошкольном возрасте уже выходит за пределы нагляднойситуации. Предметами общения ребенка со взрослым могут стать такиеявления и события, которые нельзя увидеть в конкретной ситуациивзаимодействия. Например, может пойти разговор о грозе, которая ужепрошла, о птицах, которые улетели, и т. д.Благодаря освоению речи становится возможным внеситуативно-познавательное общение, которое выходит за пределы воспринимаемой ситуации. Оно может проходить только в речевой форме, в видеразговора ребенка со взрослым. Взрослому уже недостаточно быть внимательным к ребенку и играть с ним в игрушки. Ему нужно разговаривать, рассказывать о том, чего сам дошкольник еще не знает, не видел,расширять его представление о мире.
Внеситуативно-познавательное общение окончательно налаживается к 4–5 годам, когда у ребенка появляются вопросы, адресованныевзрослому. Детей этого возраста интересует все: почему заяц прыгает,как делают книжки, как растут яблоки и т. п.Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о предметах, о происходящих вокруг событиях. В своихответах ему важно связать интересующие ребенка явления с тем, что онуже знает и понимает. Конечно, ответы должны быть правдивы, они недолжны искажать действительность. Ребенку нужно серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям.Потребность в уважении, в признании становится основной потребностью, побуждающей ребенка к общению.
Таким образом, для познавательного общения ребенка со взрослым характерно:
♦ хорошее владение им речью, которое позволяет разговаривать со
взрослым о вещах, находящихся вне ситуации общения;
♦ познавательные мотивы общения, любознательность (проявляет-
ся в вопросах);
♦ потребность ребенка в уважительном отношении со стороны взрос-
лого.
Рис. 1.Внеситуативно-познавательное общение — 3–5 лет
(познаются предметы и явления окружающего мира):
а — коммуникативная функция речи;
б — планирующая функция речи;
в — знаковая функция речи
При обучении ребенка познавательному общению необходимо:
♦ подобрать несколько познавательных тем для общения (например, о том, как растет хлеб);
♦ акцентировать внимание на развитии способности к общению, а не на сообщении новых знаний;
♦ вопросы должны быть интересны и просты, ребенок должен их хорошо понимать, а о темах, которые в них затрагиваются, у ребенка уже должны иметься какие-нибудь знания.
Познавательный материал общения должен сближать ребенка и взрос-
лого (рис.2).
На основе непосредственного речевого общения у ребенка формируется фонематический слух.