Методические рекомендации студентам для семинарского занятия

№8-9

1. Тема занятия:

«Выявление факторов риска возникновения зубочелюстных аномалий и деформаций, их предупреждение. Роль вредных привычек в возникновении зубочелюстных аномалий. Методы профилактики зубочелюстных аномалий».

2. Цель занятия:

Студент должен знать:

- Анатомо-физиологическое строение зубных рядов.

- Порядок и сроки прорезывания молочных и постоянных зубов.

- Понятие прикус. Виды прикуса.

- Охарактеризовать признаки центральной окклюзии.

- Возрастные особенности развития зубочелюстной системы.

Студент должен уметь:

-Провести опрос пациента.

-Провести осмотр полости рта.

-Уметь заполнить медицинскую карту стоматологического больного.

- Провести профессиональную чистку зубов.

Студент должен ознакомиться:

1.Этиологией зубочелюстных аномалий.

Факторами риска в развитии зубочелюстных аномалий и их профилактика.

Взаимосвязью кариеса и его осложнений с зубочелюстной системой.

Методами профилактики зубочелюстных аномалий.

3.Содержание обучения:

Организационные мероприятия, обеспечивающие профилактику зубочелюстных аномалий в системе диспансерного наблюдения, могут быть сформулированы следующим образом:
- клиническое обследование детей, которое позволяет участковому стоматологу выявить и диагностировать формирующиеся или сформированные зубочелюстные аномалии, а также устранить предрасполагающие факторы их развития;
- определение групп для диспансерного наблюдения и составление плана профилактических и лечебных мероприятий (для врачей-педиатров всех профилей специализированной службы);
- своевременное направление детей со сформированными аномалиями к врачу на лечение;
- контроль за проведением специализированного лечения и разъяснение его роли детям, родителям и воспитателям;
- контроль за устранением у детей выявленных причинных факторов возникновения аномалий;
- организация и проведение в детских коллективах обучения детей, их родителей, педагогического и медицинского персонала методике гигиенических мероприятий.
Профилактические мероприятия должны строиться с учетом возрастных периодов развития ребенка. Наиболее благоприятным для профилактики зубочелюстных аномалий является период активного роста челюстей, связанный с формированием молочного прикуса, что совпадает с ранним преддошкодьным и дошкольным возрастом ребенка. В эти возрастные периоды определяются клинические признаки основных этиологических Факторов, относящихся к функциональным нарушениям и способствующих развитию зубочелюстных аномалий.
В период сменного прикуса профилактические мероприятия становятся менее эффективными. У детей с постоянным прикусом диагностируются сформированные зубочелюстные аномалии, требующие трудоемкого лечения. Поэтому определение активно действующих причин и их устранение уже не могут иметь профилактической направленности. Исправление функциональных нарушений затрудняется ввиду того, что проявляется устойчивая взаимообусловленность патологически измененных функций и отклонений в морфологическом строении органов полости рта.
Данные методические указания построены следующим образом: по периодам детства будут сформулированы наиболее часто встречающиеся этиологические факторы и меры их предупреждения.

Внутриутробный период

Этиологические факторы, имеющие место в периоде внутриутробного развития плода, можно разделить на эндогенные и экзогенные.
К эндогенным факторам необходимо отнести:
- наследственное предрасположение (в последние годы обнаружена ассоциация генов системы Н1А, т.е. наличие этих генов является фактором развития аномалий и пороков развития зубо-челюстной системы);
- семейное предрасположение к развитию зубочелюстных аномалий (частичная или полная адентия, сверхкомплектные зубы, индивидуальная микро -или макродентия. нарушение структуры эмали зубов, микро- или макрогнатия, про- или ретрогнатия, врожденное несращение в челюстно-лицевой области, аномалии величины и прикрепления уздечек языка, губ; макроглоссия).
К экзогенным факторам необходимо отнести следующие:
- механические (травма, ушиб беременной женщины; тесная одежда будующей матери; неправильное предлежание плода);
- химические (алкоголизм и курение будущих родителей);
- профессиональные вредности-работа с лаками, красками, химическими реактивами);
- биологические (перенесенные заболевания беременной женщиной, особенно опасны для плода возбудители туберкулеза, сифилиса, возбудитель коревой краснухи, эпидемического паротита, некоторые формы гриппа, токсоплазмоз);
- психические (неблагоприятное влияние на развитие ребенка оказывают стрессовые ситуации у матери в первом триместре беременности);
- радиационнные факторы (рентгеновское облучение, связанное с профессиональными вредностями или пребывание беременной в районах с повышенным уровнем радиации).

Профилактические мероприятия:
1. Медико-генетическое консультирование будущих родителей с целью определения величины генетического риска рождения ребенка с той или иной врожденной патологией челюстно-лицевой области при наличии ее у близких родственников.
2. Организация рационального режима труда, отдыха, питания беременной-женщины. Проведение санитарно-просветительной работы среди них. Необходимо добиться понимания каждой женщиной важности обращения к детскому стоматологу на первом году жизни ребенка, если беременность протекала с осложнениями, ребенок родился с низкой массой тела, иди были осложнения в родах, т. е., когда очень высок риск возникновения самых различных заболеваний, в том числе и стоматологических.

Наши рекомендации