Стили руководства / лидерства
Феномен «акме». Его основные характеристики
1. Понятие «акме». Основные варианты его использования. Основные характеристики «акме» человека.
2. «Акме» в контексте жизненного пути, в личностном и индивидуальном развитии человека.
3. Социальные факторы в достижении человеком вершины своего развития. Психологические характеристики человека как условие достижения им своего «акме».
4. «Акме» как феномен развития группы, организации, общности.
1
Три варианта использования понятия «акме»
Первый
Младенчество, детство, отрочество, юность – этапы в развитии человека, предшествующие его вступлению во взрослость. Если все эти этапы проходят нормально, то человек имеет возможность полноценно реализовать себя на ступени взрослости в качестве:
- физически здорового человека;
- законопослушного гражданина;
- надежного супруга;
- в воспитательном отношении умелого родителя;
- творчески проявляющего себя в конкретной области труда специалиста-профессионала.
Взрослость оказывается вершиной развития человека, после которой следует пожилой возраст, старость, для которых характерно поступательное снижение уровня физического здоровья, ослабление гражданской активности, сокращения объема и содержания родительских обязанностей, выключение из сферы профессионального труда.
В таком случае, «акме» - это вся ступень взрослости человека, для которой характерны физическая, личностная и субъектная зрелость.
Второй
«Акме» (в более узком смысле) включает три аспекта:
1) достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии его здоровья;
2) поведение оказывается отмеченным наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение;
3) деятельность находит свое воплощение в максимально возможном конкретном материальном или духовном результате.
Третий
В работах, в которых рассматривается развитие человека в онтогенезе.
«Акме» - пики (оптимумы), которые человеку удается достичь в своем развитии на разных возрастных этапах.
Такие пики называют «микроакме».
«Микроакме» -вершины, предваряющие достижение «макроакме».
«Макроакме» -наивысший уровень в развитии, достигнутый человеком или общностью людей.
Характеристики «акме»:
1. Содержание.
Определяется, по каким направлениям развития человек достиг «акме»: развиваясь физически, проявляя себя как личность, действуя как профессионал или при совокупном высоком уровне развития всех этих характеристик.
2. Величина (калибр).
3. Время достижения «акме».
4. Продолжительность «акме».
2
«Акме» в контексте жизненного пути человека
Подходы к изучению жизненного пути человека
1. Идиографический подход
Подход к жизни как судьбе, независящей от человека, подчеркивал неповторимость личности.
2. Биографический
Близок к первому по своему феноменологическому описательному характеру. Выявлял неповторимый ансамбль жизненных обстоятельств.
3. Онтогенетический
Сложился в возрастной психологии как возрастная периодизация жизни личности, общая для всех людей.
4. Акцентировал определяющую роль детства(З. Фрейд и др.) или роль врожденной потребности самоактуализации(Ш. Бюлер, А. Маслоу и др.)
5. Раскрыл особенности развития и новообразования личности, возникающие в каждом возрастном периоде через разрешение кризисов (эпигенетическая концепция Э. Эриксона).
6. Связан с разработкой Б. Г. Ананьевым категории «жизненного цикла», ценен стремлением соединить возрастную и социальную периодизацию (зрелый возраст представлен ролями, статусом, профессиональной карьерой) жизни личности.
Подход Б. Г. Ананьева отличается своим эмпирическим характером и введением в поле зрения психологов проблем взрослой личности, ее зрелости, достижения ее вершин своей жизни – акме. Он выделил стадии юношеского «старта» и «финиша» в старости.
7. Этот подход качественно отличается от предыдущих.
Во-первых, сама личность определяется не как обособленная, а континуально, т. е. в пространстве-времени жизненного пути. Во-вторых, самовыражение и самоактуализация – две важнейшие характеристики личностной сущности.
Личность – то, что она сумела сделать из себя при данных жизненных условиях.
Сам жизненный путь рассматривается не безлично, а в зависисмости от личности, уровня ее активности, ее личностной зрелости, ответственности, способности принимать решения и организовывать время.
С.Л. Рубинштейнразрабатывает понятие «субъект жизненного пути»,в качестве которого выступает личность.
Критерии личности как субъекта жизненного пути:
1) способность вырабатывать способ жизнив соответствии со своими индивидуально-типологическими особенностями;
2) способность к оптимальному разрешению жизненных противоречий и развитию как личностному результату этих решений;
3) способность к самосовершенствованию.
Структура жизненного пути
Структура жизненного пути –это его определенные качественные характеристики, выражающие способ функционирования личности в жизни.
Жизненный путь может закономерно определяться в таких структурных составляющих: жизненная позиция, линия, перспектива и смысл жизни.
Жизненная позиция –
1) это типичный для данной личности, обобщенный, ценностный способ отражения, выражения и осуществления ее потребностей;
2) совокупность объективных и субъективных отношений личности и способов их реализации, характеризуемых определенной степенью соответствия ее потребностям, ценностным ориентациям и принципам;
3) соотношение необходимого, желаемого и реальных результатов активности;
4) присущий личности способ организации жизни и осуществления саморегуляции на основе интеграции потребностей, способностей, отношений личности к жизни, с одной стороны, и требований социума к ней, с другой;
5) выработанный личностью способ реализации своей общественной жизни, место в профессиональной деятельности, способы самоактуализации и самореализации в общении (семье), вразличных формах жизни;
6) присущий личности способ объективации, самовыражения и самореализации в деятельности, общении, жизненном пути в целом.
Позиция представляет собой совокупность уже реализованных жизненных отношений, ценностей, идеалов.
Позиция характеризуется способом разрешения противоречий, который показывает, способна ли личность соединить свои индивидуально-психологические, возрастные, статусные возможности, особенности и притязания с условиями и требованиями жизни.
Позиция – это личностное самоопределение.
Жизненная линия –характеристика жизненного движения личности во временном и ценностно-смысловом отношениях и способы связи прошлого, настоящего и будущего, образовавшиеся личностью.
Для разных типов личности характерны разные жизненные линии:
1. Континуальная линия –одна стадия жизни следует после предыдущей и вытекает из нее.
Такая жизненная линия закономерно однонаправлена, однолинейна.
Узко ограничена одним избранным направлением, кругом интересов и общений.
2. Дискретная линия –образуются разрывы между этапами жизни, отсутствие единой логики: период подъема и успеха сменяется пассивноснтью или изменением направления активности, переменой работы (профессии), семьи и т. д.
Это иногда сопровождается потерей власти над событиями, преобладанием стихийно-эмпирического характера жизни.
3. Дивергентная линия –характеризуется расширением пространства - веером направлений активности, профессиональных интересов.
4. Восходящая линия – характеризуется повышением ее качественного уровня (С.Л. Рубинштейн), связанного с совершенствованием личности как субъекта.
Эта дифференциация носит достаточно условный характер. Она углубляется, если соотнести ее с типами личности, выделенными В.И. Ковалевымпо двум параметрам – активности и времени:
- активно-ситуативный тип
Использует все объективные возможности ситуации и соотносит максимум активности с ее «пиком».
- пассивно-ситуативный тип
Не является субъектом жизни. В его жизни, как правило, преобладает внешняя детерминация, роль событий, в которых он пассивно участвует.
- активно-пролонгированный тип
Является творцом своей жизни, поскольку реализует свою жизненную концепцию на всем ее протяжении.
- пассивно-пролонгированный тип
Описан К.Г. Юнгомкак человек, осознающий всю сложность мироздания и жизни, не рискующий выделить в ней свои цели и задачи, а потому предпочитающий бездействие.
Жизненные перспективы –личностные временные проекции. Наиболее изучены в зарубежной психологии.
Виды:
1) когнитивные– человек строит планы, но не обязательно их реализует;
2) мотивационные– при отсутствии четких сознательных планов личность успешно самореализуется на основе высокой мотивации достижения;
3) жизненные –будущее гарантировано совокупностью жизненного опыта, способностей, компетентности, зрелости личности и ее практическими жизненными достижениями (социальной, профессиональной позицией, материальным благополучием и т.д.)
Смысл жизни– это не только главный мотив движения личности в будущее, это и оценка ее прожитой жизни и ее настоящего по основному критерию подлинности жизни – адекватности способа самовыражения самой личности.
Потеря смысла жизни – это потеря субъектной позиции в жизни.
«Акме» в жизненном пути личности
Понятие «акме» в жизненном пути связано с качеством субъекта жизни. «Акме» - кульминация способа самореализации субъекта жизненного пути.
Одним из важнейших поставленных С.Л. Рубинштейномвопросов является вопрос о соответствии-несоответствии кульминации жизненным силам, ресурсам личности. Он говорил, что одни люди, достигнув вершины, исчерпывают все свои силы («ресурсы»), и вся их последующая жизнь оказывается бессмысленной и пустой. И, напротив, другие, достигнув вершины, кульминации, не исчерпываются ею. Это и есть проблема соотношения возможностей личности и ее достижений, решаемая двумя способами:
1) достигнутое исчерпывает возможности личности;
2) образ движения линии жизни по восходящей: достижение каждой ступени открывает новые горизонты (умножает силы личности).
Развитие субъекта носит не просто характер его совершенствования, но и умножения его человеческих ресурсов.
«Акме» в личностном развитии человека
В современном обществе по-новому встает вопрос о субъекте деятельности, субъекте труда. Дело не только в уровне образования. Вопрос – о пожизненной эффективности специалиста, о его способности быть адекватным постоянно развивающейся профессии, ее технико-технологическому оснащению.
Современное массовое производство нуждается в субъекте труда – творческой личности.
Профессиональную высоту субъекта предопределяет личностная зрелость. Личностная зрелость проявляется в способности индивида жить через свой жизненный выбор и ответственность за него.
Необходим новый взгляд и на содержание профессионализма. Высокий профессионализм – это не просто знания, навыки и умения, но всегда и страстность, жизненный порыв личности. Профессионал – это прежде всего стремление личности предъявить миру свое собственное «Я» через деловое поле той или иной социальной деятельности.
Только личность, живущая в режиме «акме» (профессиональной и жизненной самореализации), выступает носителем и выразителем универсальных ресурсов развития цивилизации. В роли универсальных ресурсов развития выступают:
- время(прежде всего, человеческой жизни);
- информация;
- креативность(творческие способности человека, профессионализм).
«Акме» в контексте индивидуального развития человека
Индивидуальность –неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры.
Интегральная индивидуальность –целостная характеристика индивидуальных свойств человека (В.С. Мерлин).
Индивидуальная интегральность – это не совокупность особых качеств и свойств человека, это особый, индивидуально своеобразный характер связи между всеми свойствами человека.
Индивидуальная интегральность – это динамическая система активной адаптации человека к конкретным условиям среды.
В становлении индивидуальности человека выделяются два основных феномена:
1) интегральная индивидуальность;
2) индивидуальный стиль (как своеобразие активной адаптации человека к среде).
Индивидуальный стиль деятельности –индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.
Типология стилей
Стили жизни»
Понятие стиля в психологию введено в начале XX века А. Адлером для объяснения складывающихся индивидуальных черт, особенностей поведения, динамики жизненных целей человека, способствующих маскировке и компенсации его индивидуальных дефектов и преодолению комплекса неполноценности.
Формируется стихийно как следствие взаимодействия индивидуальности человека и условий его жизни.
В отечественной психологии можно выделить три разных подхода к этой проблеме:
1) концептуальный – изучение стиля на базе более общих философских, социологических и психологических категорий;
2) интегральный– стиль жизни определяется на основе синтеза более элементарных и достаточно изученных компонентов, интегрируя последние в новое качественное образование;
3) эмпирический –исследование и описание разных стратегий поведения, отношения, которые могут быть оценены как более частные проявления стиля жизни человека в какой-либо определенной сфере.
Стили руководства / лидерства
К. Левин, 1939 г.
Выделил авторитарный, демократический и либеральный стили, различая две их стороны: содержание решений, предложенных лидером группе, и способы осуществления этих решений.
Под стилями руководствапонимают стабильно повторяющиеся особенности, индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействий руководителя на коллектив.
Когнитивные стили
Зарождается в подходе «New Look» в начале 1950х гг, когда объектом исследования психологов становятся именно индивидуальные различия в протекании перцептивных и когнитивных процессов.