Стили руководства / лидерства

Феномен «акме». Его основные характеристики

1. Понятие «акме». Основные варианты его использования. Основные характеристики «акме» человека.

2. «Акме» в контексте жизненного пути, в личностном и индивидуальном развитии человека.

3. Социальные факторы в достижении человеком вершины своего развития. Психологические характеристики человека как условие достижения им своего «акме».

4. «Акме» как феномен развития группы, организации, общности.

1

Три варианта использования понятия «акме»

Первый

Младенчество, детство, отрочество, юность – этапы в развитии человека, предшествующие его вступлению во взрослость. Если все эти этапы проходят нормально, то человек имеет возможность полноценно реализовать себя на ступени взрослости в качестве:

- физически здорового человека;

- законопослушного гражданина;

- надежного супруга;

- в воспитательном отношении умелого родителя;

- творчески проявляющего себя в конкретной области труда специалиста-профессионала.

Взрослость оказывается вершиной развития человека, после которой следует пожилой возраст, старость, для которых характерно поступательное снижение уровня физического здоровья, ослабление гражданской активности, сокращения объема и содержания родительских обязанностей, выключение из сферы профессионального труда.

В таком случае, «акме» - это вся ступень взрослости человека, для которой характерны физическая, личностная и субъектная зрелость.

Второй

«Акме» (в более узком смысле) включает три аспекта:

1) достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии его здоровья;

2) поведение оказывается отмеченным наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение;

3) деятельность находит свое воплощение в максимально возможном конкретном материальном или духовном результате.

Третий

В работах, в которых рассматривается развитие человека в онтогенезе.

«Акме» - пики (оптимумы), которые человеку удается достичь в своем развитии на разных возрастных этапах.

Такие пики называют «микроакме».

«Микроакме» -вершины, предваряющие достижение «макроакме».

«Макроакме» -наивысший уровень в развитии, достигнутый человеком или общностью людей.

Характеристики «акме»:

1. Содержание.

Определяется, по каким направлениям развития человек достиг «акме»: развиваясь физически, проявляя себя как личность, действуя как профессионал или при совокупном высоком уровне развития всех этих характеристик.

2. Величина (калибр).

3. Время достижения «акме».

4. Продолжительность «акме».

2

«Акме» в контексте жизненного пути человека

Подходы к изучению жизненного пути человека

1. Идиографический подход

Подход к жизни как судьбе, независящей от человека, подчеркивал неповторимость личности.

2. Биографический

Близок к первому по своему феноменологическому описательному характеру. Выявлял неповторимый ансамбль жизненных обстоятельств.

3. Онтогенетический

Сложился в возрастной психологии как возрастная периодизация жизни личности, общая для всех людей.

4. Акцентировал определяющую роль детства(З. Фрейд и др.) или роль врожденной потребности самоактуализации(Ш. Бюлер, А. Маслоу и др.)

5. Раскрыл особенности развития и новообразования личности, возникающие в каждом возрастном периоде через разрешение кризисов (эпигенетическая концепция Э. Эриксона).

6. Связан с разработкой Б. Г. Ананьевым категории «жизненного цикла», ценен стремлением соединить возрастную и социальную периодизацию (зрелый возраст представлен ролями, статусом, профессиональной карьерой) жизни личности.

Подход Б. Г. Ананьева отличается своим эмпирическим характером и введением в поле зрения психологов проблем взрослой личности, ее зрелости, достижения ее вершин своей жизни – акме. Он выделил стадии юношеского «старта» и «финиша» в старости.

7. Этот подход качественно отличается от предыдущих.

Во-первых, сама личность определяется не как обособленная, а континуально, т. е. в пространстве-времени жизненного пути. Во-вторых, самовыражение и самоактуализация – две важнейшие характеристики личностной сущности.

Личность – то, что она сумела сделать из себя при данных жизненных условиях.

Сам жизненный путь рассматривается не безлично, а в зависисмости от личности, уровня ее активности, ее личностной зрелости, ответственности, способности принимать решения и организовывать время.

С.Л. Рубинштейнразрабатывает понятие «субъект жизненного пути»,в качестве которого выступает личность.

Критерии личности как субъекта жизненного пути:

1) способность вырабатывать способ жизнив соответствии со своими индивидуально-типологическими особенностями;

2) способность к оптимальному разрешению жизненных противоречий и развитию как личностному результату этих решений;

3) способность к самосовершенствованию.

Структура жизненного пути

Структура жизненного пути –это его определенные качественные характеристики, выражающие способ функционирования личности в жизни.

Жизненный путь может закономерно определяться в таких структурных составляющих: жизненная позиция, линия, перспектива и смысл жизни.

Жизненная позиция –

1) это типичный для данной личности, обобщенный, ценностный способ отражения, выражения и осуществления ее потребностей;

2) совокупность объективных и субъективных отношений личности и способов их реализации, характеризуемых определенной степенью соответствия ее потребностям, ценностным ориентациям и принципам;

3) соотношение необходимого, желаемого и реальных результатов активности;

4) присущий личности способ организации жизни и осуществления саморегуляции на основе интеграции потребностей, способностей, отношений личности к жизни, с одной стороны, и требований социума к ней, с другой;

5) выработанный личностью способ реализации своей общественной жизни, место в профессиональной деятельности, способы самоактуализации и самореализации в общении (семье), вразличных формах жизни;

6) присущий личности способ объективации, самовыражения и самореализации в деятельности, общении, жизненном пути в целом.

Позиция представляет собой совокупность уже реализованных жизненных отношений, ценностей, идеалов.

Позиция характеризуется способом разрешения противоречий, который показывает, способна ли личность соединить свои индивидуально-психологические, возрастные, статусные возможности, особенности и притязания с условиями и требованиями жизни.

Позиция – это личностное самоопределение.

Жизненная линия –характеристика жизненного движения личности во временном и ценностно-смысловом отношениях и способы связи прошлого, настоящего и будущего, образовавшиеся личностью.

Для разных типов личности характерны разные жизненные линии:

1. Континуальная линия –одна стадия жизни следует после предыдущей и вытекает из нее.

Такая жизненная линия закономерно однонаправлена, однолинейна.

Узко ограничена одним избранным направлением, кругом интересов и общений.

2. Дискретная линия –образуются разрывы между этапами жизни, отсутствие единой логики: период подъема и успеха сменяется пассивноснтью или изменением направления активности, переменой работы (профессии), семьи и т. д.

Это иногда сопровождается потерей власти над событиями, преобладанием стихийно-эмпирического характера жизни.

3. Дивергентная линия –характеризуется расширением пространства - веером направлений активности, профессиональных интересов.

4. Восходящая линия – характеризуется повышением ее качественного уровня (С.Л. Рубинштейн), связанного с совершенствованием личности как субъекта.

Эта дифференциация носит достаточно условный характер. Она углубляется, если соотнести ее с типами личности, выделенными В.И. Ковалевымпо двум параметрам – активности и времени:

- активно-ситуативный тип

Использует все объективные возможности ситуации и соотносит максимум активности с ее «пиком».

- пассивно-ситуативный тип

Не является субъектом жизни. В его жизни, как правило, преобладает внешняя детерминация, роль событий, в которых он пассивно участвует.

- активно-пролонгированный тип

Является творцом своей жизни, поскольку реализует свою жизненную концепцию на всем ее протяжении.

- пассивно-пролонгированный тип

Описан К.Г. Юнгомкак человек, осознающий всю сложность мироздания и жизни, не рискующий выделить в ней свои цели и задачи, а потому предпочитающий бездействие.

Жизненные перспективы –личностные временные проекции. Наиболее изучены в зарубежной психологии.

Виды:

1) когнитивные– человек строит планы, но не обязательно их реализует;

2) мотивационные– при отсутствии четких сознательных планов личность успешно самореализуется на основе высокой мотивации достижения;

3) жизненные –будущее гарантировано совокупностью жизненного опыта, способностей, компетентности, зрелости личности и ее практическими жизненными достижениями (социальной, профессиональной позицией, материальным благополучием и т.д.)

Смысл жизни– это не только главный мотив движения личности в будущее, это и оценка ее прожитой жизни и ее настоящего по основному критерию подлинности жизни – адекватности способа самовыражения самой личности.

Потеря смысла жизни – это потеря субъектной позиции в жизни.

«Акме» в жизненном пути личности

Понятие «акме» в жизненном пути связано с качеством субъекта жизни. «Акме» - кульминация способа самореализации субъекта жизненного пути.

Одним из важнейших поставленных С.Л. Рубинштейномвопросов является вопрос о соответствии-несоответствии кульминации жизненным силам, ресурсам личности. Он говорил, что одни люди, достигнув вершины, исчерпывают все свои силы («ресурсы»), и вся их последующая жизнь оказывается бессмысленной и пустой. И, напротив, другие, достигнув вершины, кульминации, не исчерпываются ею. Это и есть проблема соотношения возможностей личности и ее достижений, решаемая двумя способами:

1) достигнутое исчерпывает возможности личности;

2) образ движения линии жизни по восходящей: достижение каждой ступени открывает новые горизонты (умножает силы личности).

Развитие субъекта носит не просто характер его совершенствования, но и умножения его человеческих ресурсов.

«Акме» в личностном развитии человека

В современном обществе по-новому встает вопрос о субъекте деятельности, субъекте труда. Дело не только в уровне образования. Вопрос – о пожизненной эффективности специалиста, о его способности быть адекватным постоянно развивающейся профессии, ее технико-технологическому оснащению.

Современное массовое производство нуждается в субъекте труда – творческой личности.

Профессиональную высоту субъекта предопределяет личностная зрелость. Личностная зрелость проявляется в способности индивида жить через свой жизненный выбор и ответственность за него.

Необходим новый взгляд и на содержание профессионализма. Высокий профессионализм – это не просто знания, навыки и умения, но всегда и страстность, жизненный порыв личности. Профессионал – это прежде всего стремление личности предъявить миру свое собственное «Я» через деловое поле той или иной социальной деятельности.

Только личность, живущая в режиме «акме» (профессиональной и жизненной самореализации), выступает носителем и выразителем универсальных ресурсов развития цивилизации. В роли универсальных ресурсов развития выступают:

- время(прежде всего, человеческой жизни);

- информация;

- креативность(творческие способности человека, профессионализм).

«Акме» в контексте индивидуального развития человека

Индивидуальность –неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры.

Интегральная индивидуальность –целостная характеристика индивидуальных свойств человека (В.С. Мерлин).

Индивидуальная интегральность – это не совокупность особых качеств и свойств человека, это особый, индивидуально своеобразный характер связи между всеми свойствами человека.

Индивидуальная интегральность – это динамическая система активной адаптации человека к конкретным условиям среды.

В становлении индивидуальности человека выделяются два основных феномена:

1) интегральная индивидуальность;

2) индивидуальный стиль (как своеобразие активной адаптации человека к среде).

Индивидуальный стиль деятельности –индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.

Типология стилей

Стили жизни»

Понятие стиля в психологию введено в начале XX века А. Адлером для объяснения складывающихся индивидуальных черт, особенностей поведения, динамики жизненных целей человека, способствующих маскировке и компенсации его индивидуальных дефектов и преодолению комплекса неполноценности.

Формируется стихийно как следствие взаимодействия индивидуальности человека и условий его жизни.

В отечественной психологии можно выделить три разных подхода к этой проблеме:

1) концептуальный – изучение стиля на базе более общих философских, социологических и психологических категорий;

2) интегральный– стиль жизни определяется на основе синтеза более элементарных и достаточно изученных компонентов, интегрируя последние в новое качественное образование;

3) эмпирический –исследование и описание разных стратегий поведения, отношения, которые могут быть оценены как более частные проявления стиля жизни человека в какой-либо определенной сфере.

Стили руководства / лидерства

К. Левин, 1939 г.

Выделил авторитарный, демократический и либеральный стили, различая две их стороны: содержание решений, предложенных лидером группе, и способы осуществления этих решений.

Под стилями руководствапонимают стабильно повторяющиеся особенности, индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействий руководителя на коллектив.

Когнитивные стили

Зарождается в подходе «New Look» в начале 1950х гг, когда объектом исследования психологов становятся именно индивидуальные различия в протекании перцептивных и когнитивных процессов.

Наши рекомендации