Понятие «общество». Классификация обществ

Раскрывая газеты, включая радио или телевизор, мы постоянно слышим рассуждения об "интересах общества", "перспективах общества", "кризисе общества" и т.д. При этом никому из нас не приходит в голову заглянуть в справочную литературу, чтобы выяснить смысл этого понятия. Большинству людей оно представляется "самоочевидным", интуитивно понятным. Однако, проблема в том, что именно "очевидные" понятия, как правило, с трудом поддаются определению и разъяснению.

В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на аполитической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам ("общество филателистов"). Об "обществе" говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в "дурное общество". Несмотря на многообразие "обществ", все они являются предметом исследования социологов.

В самом широком смысле этого слова общество рассматривается как антитеза природе. В этом значении термин "общество" совпадает с понятиями "надорганический мир", "социум", "культура", "человечество". Общество исследуется как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов - порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.

Современное человечество - это 6 млрд. землян, тысячи больших и малых народов, около 230 стран, огромное разнообразие культур.

В науке возникло несколько толкований (подходов) сущности общества: субъектное, которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия (материальное производство, организационную деятельность, духовную деятельность), организационное, которое рассматривает общество как систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами. Другими словами, одни социологи делает акцент на изучении людей и групп, другие на взаимодействии между ними, а третьи - на объединении, союзе между людьми.

Иные два подхода к пониманию общества можно выделить в зависимости от соотношения общества в целом и индивидов. Так, Э.Дюркгейм и его сторонники полагали, что общество (целое) не сводимо к своим частям (людям), оно существует и развивается по самостоятельным законам и представляет собой "надиндивидуальную" реальность, побуждающая индивидов к определенным способам поведения, мышления, чувствования. Общество выступает как внешней по отношению к человеку силой. М.Вебер, напротив, считал, что общества нет вне индивидов. Общество ничто иное, как реальная группа людей, и оно полностью зависит от поведения индиви-дов.

Современные социологи признают справедливость и первой и второй модели. Например, П.Бергер , считает, что общество производит индивидов, которые производят общество. Общество – Индивид - Общество

Различаются понимания общества эволюционистов и конфликтологов. Эволюционисты (О.Конт, М.Вебер, П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон и др.) рассматривали общество через гар-монию отношений, общественное согласие. Конфликтологи (К.Маркс, Э.Райт ) считают, что по своей природе общество конфликтно, люди находятся по отношению друг к другу в состоянии конкуренции, вражды.

Все перечисленные подходы имеют право быть. Они дополняют друг друга и в совокуп-ности дают полное представление о сложной, противоречивой жизни общества.

Общество можно определить как самую крупную совокупность (группу) людей, связанных между собой разнообразными устойчивыми взаимодействиями, а также общей территорией, историей и культурой.

Следует отметить, что общество самая по численности группа людей из проживающих на данной территории. Так, например, население Москвы и Московской области представляет весьма крупную группу людей (сопоставимую с населением европейских стран, как Бельгия и Швейцария, вместе взятых). Но эта совокупность людей - не общество, поскольку лишь часть российского общества, которое составляют все россияне и которое является самой крупной общностью устойчиво связанных между собой людей на территории России.

К обществу применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил американский социолог Эдвард Шилз:

  • оно не является частью какой-либо другой более крупной систем
  • браки заключаются между представителями данного объединения,
  • оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями,
  • объединение имеет территорию, которую считают своей собственной,
  • у него собственное название и собственная история,
  • оно обладает собственной системой управления,
  • объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида,
  • его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, нравов), которую называют культурой.


Социолог Р.Марш определил общество через следующую систему признаков:

  • постоянная территория
  • изменение численности населения в основном за счет процессов рождаемости и смертности, хотя иммиграция также принимается во внимание,
  • развитая культура,
  • политическая независимость.

Список признаков можно продолжать, оспаривать. Хотя эти признаки действительно являются существенными, первостепенным признаком общества, предполагающим все выше указанные, является самодостаточность. Самодостаточными являются такие группы людей, которые способны собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия совместного существования, т.е. производить все потребное для коллективной жизни.

Команда футболистов, способная к общественной по своему характеру деятельности, не может обеспечить собственное существование только усилиями футбольного клуба. Она исчезнет, если окажется предоставленной сама себе, т.к. футболисты не производят продуктов питания, ни строят стадионов, ни оказывают хирургическую помощь при травмах и т.д.

Для того, чтобы более четко определиться с определением общества, можно его соотнести с понятиями страна и государство. Если общество - это сами люди, живущие вместе, то страна - определенная территория, на которой они живут, а государство - управляющие ими органы власти. Общество уже существовало в те далекую эпоху, когда не было стран и государств. Общество - это организация не только людей одной страны, но и нации, народности, племени.

Классификация обществ.
Известные нам человеческие общества очень разнообразным

Существует множество способов их классификации

Общества можно условно разделить на простые и сложные

Сначала существовали простые общества. Затем с переходом людей от охоты и собирательства (присваивающая экономика) к скотоводству и земледелию (производящая экономика), с изменением кочевого образа жизни на оседлый, с ростом производства и возникновением прибавочного продукта (избытом над необходимым продуктом) и частной собственности, с расслоением общества на классы (например, рабовладельцев и рабов) появились сложные.

Признаки простого общества: Возникло 50-40 тыс. лет назад Признаки сложного общества: Возникло 10-6 тыс. лет назад
кровно-родственные связи, родоплеменная организация общества,нет имущественного расслоени(нет бедных и богатых),нет руководителей и подчиненных,нет классов и государств. широкие и разнообразные связи между людьми, имущественное расслоение, многоуровневое управлением обществом посредством государства, не просто руководители и подчиненные, они составляют противоположные классы - господствующий и негосподствующий, управляющие и управляемые.

Г.Ленски и Дж.Ленски классифицировали общества в соответствии с основными харак-терными для них способами получения средств к существованию.

  1. Общества, живущие охотой и собирательством. Первобытные охотники и собиратели жили небольшими коллективами. Их жизнь проходила в постоянном поиске пищи. Образ жизни был кочевой. В таких обществах фактически не было имущественного неравенства: добытое делилось между всеми. Уже существовали религиозные верования, магические обряды и ритуалы. Их жизнь организуется на основе родственных связей. Во главе такого общества находится старейшина или вождь. Некоторые общности, ведущие такой образ жизни, сохранились до сегодняшнего дня, например, бушмены Юго-Западной Африки и аборигены Центральной Австралии.
  2. Огороднические общества. Впервые возникли на Ближнем Востоке примерно за четыре тысячи лет до нашей эры. В настоящее время такие общества сохранились, главным образом, в Африке, на юге Сахары. Как и общество охотников и собирателей растений, огороднические общества не производят прибавочного продукта. Система родственных связей также является основой взаимоотношений, но теперь они имеют более сложную структуру: иногда общества состоят из многих кланов, отличающихся друг от друга правилами, нормами общежития.
  3. Аграрные общества. Возникновению предшествовало усовершенствование плуга и использование животных в качестве рабочей силы. Благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства эти общества могли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Появление прибавочного продукта создавало возможность для возникновения городов, развития ремесла и торговли. Стали складываться более сложные формы организации социальной жизни, поэтому система родственных отношений перестала быть основой структуры общества. Модификации обществ аграрного типа еще принято называть традиционными.
  4. Промышленные, или индустриальные, общества возникли в конце Х VII . Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управления производственными процессами. Мускульная сила человека или животных уступает место использованию энергии (тепловой, электрической, атомной). Темп изменений в индустриальных обществ высок. Сложились высокоразвитые системы государственного управления, включающие бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. Индустриализация способствует дальнейшему ослаблению роли семьи. Профессиональная структура индустриального общества гораздо сложнее, чем традиционного. Невозможно перечислить все виды деятельности, характерные для него.

Общества делятся и на западные и восточные(не только в зависимости от географического положения, но и ценностей разделяемые этими обществами).

Bосточное общество Западное общество
  • коллективизм (ориентация на интересы всего общества, самоценность коллектива)
  • гармония и согласованность как принципы жизнедеятельности
  • дух созерцательности, пассивного наблюдения
  • следование вековым традициям, упор на адаптацию к сложившимся условиям жизни
  • власть конкретного человека, а не закона
  • индивидуализм (ориентация на интересы индивида, самоценность отдельного человека)
  • противостояния, конфликты как способ жизнедеятельности
  • дух инициативы, предприимчивости
  • стремлению к постоянному обновлению, преобразованию жизни, социально-экономическому прогрессу
  • власть закона, а не конкретного лица, "начальгни-ка"

Общества могут быть открытыми и закрытыми. В данном случае социологи используют понятия, которые разрабатываются в естествознании. В естественных науках открытые системы описываются как незамкнутые, они постоянно обмениваются с внешней средой не только энергией, но и веществом, находятся с ней в состоянии подвижного равновесия с нею. Закрытые системы замкнуты, изолированы, они не обмениваются с внешней средой ни веществом, ни энергией, постепенно приходят в состояние "застоя", состояние наинизшей организованности. Аналогичным образом и общества, находящиеся в изоляции от других, неизбежно переживают "застои" и кризисы. Английский социолог Карл Поппер использовал понятия открытого и за-крытого общества для описания культурно-исторических и политических систем. Примерами закрытого являются античная Спарта, нацистская Германия, СССР в эпоху сталинизма.

В литературе можно встретить и деление обществ на дописьменные и письменные (первые совпадают с простыми, у них нет письменности, сложного управления и социального расслоения; вторые со сложными), исламские, православные, католические (по виду господствующей религии) и др.

Наши рекомендации