Методика удаления зубных отложений с помощью электрических инструментов
Для удаления зубных отложений используют следующие электрические инструменты:
• Ультразвуковые (пьезоэлектрические и магнитострикторные)
• Звуковые
Рабочий эффект в основе ультразвукового удаления зубных отложений достигается за счет механической обработки, ирригации, кавитационного эффекта и акустической турбулентности. Ультразвуковые скейлеры имеют более высокую мощность, чем звуковые. Из ультразвуковых наиболее мощными являются пьезоэлектрические приборы, в которых используется кристаллическая система передачи электрической энергии ( Pieson Master, Amdent US 30 и др.)
Основным правилом при использовании ультразвуковых приборов для снятия зубных отложений является полное отсутствие давления на зуб во время проведения манипуляции. При этом, необходимо руководствоваться тремя основными правилами:
• Не использовать аппарат без водяного орошения обрабатываемой поверхности зуба;
• Не устанавливать острую часть инструмента перпендикулярно к оси зуба;
• Не оказывать никакого давления инструментом на поверхность зуба.
У звуковых инструментов также имеется стержень, вибрирующий под воздействием сжатого воздуха. С помощью звуковых скейлеров образуются эллипсовидные колебательные движения, радиус которых с увеличением давления на очищаемую поверхность зуба уменьшается.
Противопоказания при использовании звуковых и ультразвуковых скейлеров:
• Злокачественные новообразования;
• Тяжелая форма сахарного диабета;
• Имплантированный кардиостимулятор;
• Эпилепсия;
• Локализованный остеомиелит;
• Дефекты тканей полости рта;
• Острые и хронические инфекционные заболевания;
• Нарушения носового дыхания;
• У пациентов, которые перенесли хирургическое лечение сетчатки глаза;
• Проведение у пациентов кортикостероидной и иммунодепрессивной терапии.
Во время удаления зубных отложений обязательно использование водного охлаждения для исключения термического ожога твердых тканей зуба и развития пульпита.
Методика работы. Десну обрабатывают раствором антисептика, после чего в полость рта вводят слюноотсос и подводят наконечник, при этом нажимая на педаль. Не рекомендуется остановка движения инструмента в одной какой-либо точке, тем более, если на зубе есть пломба. Данную процедуру следует заканчивать полированием и шлифованием зубов.
Основные недостатки:
• Наличие противопоказаний при использовании ультразвуковых аппаратов для снятия зубного камня ;
• Ухудшение видимости из-за брызгов воды;
• Снижение порогов тактильной чувствительности во время процедур;
• При неправильном использовании оборудования, возможно повреждения поверхностей, пульпы зуба, а также мягких тканей полости рта.
Основные преимущества:
• Сокращение времени проведения манипуляций;
• Снижение усилий со стороны врача-стоматолога;
• Достаточное очищение операционного поля водой или растворами антисептиков;
• Более комфортно для пациентов и снижение у них до минимума болевых ощущений.
Ультрадисперсные (порошкоструйные) аппараты
Для снятия отложений применяют также специальные порошкоструйные аппараты (Prophyflex - «KaVo»), Air Flow – «EMS». Данные аппараты являются воздушно-абразивными, поскольку в данных приборах используется абразивный порошок. Обычно это альфа-оксид алюминия или бикарбонат натрия. В этих аппаратах насадка имеет два канала, причем через один канал происходит подача воды, а через второй – смеси порошка и воздуха. Два потока соединяясь, друг с другом образуют один точно направленный спрей, находящийся на кончике насадки. Порошкоструйные аппараты производятся в виде отдельных приборов или в качестве насадки для турбинного разъема стоматологической установки.
Благодаря возможности регулирования подачи воды в наконечник возможности применения данного метода довольно широки:
• Удаление зубных отложений;
• Обработка фиссур перед запечатыванием;
• Устранение глубоких пигментаций;
• Препарирование небольших кариозных повреждений;
• Подготовка адгезионных поверхностей для композитных реставраций и ортопедических конструкций.
К применению порошкоструйных аппаратов являются следующие противопоказания(Цимбалистов А.В., Шторина Г.Б. и др., 2003) :
• Необходимость безнатриевой диеты;
• Прием препаратов, влияющих на солевой обмен;
• Инфекционные заболевания (в том числе СПИД и гепатит);
• Беременность;
• Заболевания верхних дыхательных путей.
4.Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:
- учебно-методическая литература.
- наглядные пособия: таблицы, схемы, муляжи, тренажёры, плакаты, слайды.
Практичекая работа
Название практической работы:
-осмотр, опрос и сбор анамнеза, заполнение карты обследования.
-проведение профессиональной чистки зубов
Цель работы:
-научится обследовать пациента
- научится проводить профессиональную чистку зубов
Методика выполнения:
Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, микромотор, щеточки для чистки зубов, паста для профессиональной чистки зубов.
Порядок выполнения: опрос с выяснением анамнеза и жалоб; осмотр ЧЛО и полости рта; заполнение карты обследования. Проведение профессиональной чистки зубов.
Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.
6.Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:
1. Индивидуальная гигиена полости рта.
4. Зубные отложения.
3. Методы чистки зубов.
2. Основные средства гигиены.
7.Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:
1. Методы удаления зубных отложений.
2. Профессиональная гигиена полости рта.
3. Оборудование и инструментарий для проведения профессиональной гигиены полости рта.
4. Современные методы профессиональной гигиены полости рта.
5. Правила и методики работы ультразвуковыми и звуковыми скейлерами.
6. Методика работы с порошкоструйными аппаратами.
8.Хронокарта учебного занятия:
Этапы занятия | Время |
1. Организационная часть (приветствие, заполнение журнала посещений занятий, оценка внешнего вида студента, состояния медицинской одежды, наличия медицинских перчаток, защитных масок, очков, сменной обуви) определение преподавателем темы занятия, цели занятия и задач, направленных на её выполнение | 5 минут |
2. Проверка домашнего задания, опрос | 35 минут |
3. Объяснение нового материала. | 35 минут |
4. Самостоятельная работа студентов: прием пациентов, заполнение истории болезни. | 65 минут |
5. Обобщение занятия, задание на дом. | 5 минут |
9.Самостоятельная работа студентов:
1. Перечислить методы удаления зубных отложений и кратко их описать.
2. Зарисовать ультразвуковой скейлер и указать его составные части.
3. Описать методику работы с порошкоструйными аппаратами.
10.Перечень учебной литературы:
1.Боровский Е.В. Терапевтическая стоматология – М.2000г.
2.Кузьмина Э.М. «Профилактика стоматологических заболеваний»-М.,2001г
3. Терапевтическая стоматология. Максимовский Ю.М. Москва, 2002 год
ЗАНЯТИЕ № 11
1.Тема занятия:
«Кариесогенная ситуация в полости рта. Общие и местные факторы развития кариеса. Теории возникновения кариеса. Кривая Стефана, оценка кариесогенности зубного налета (экспресс-метод выявления кариесогенной ситуации в полости рта В.А.Румянцеву, В.К.Леонтьеву). Противокариозные диеты».
2.Цель занятия:
Студент должен знать:
1. Общие и местные факторы развития кариеса.
2. Теории возникновения кариеса.
3.Что такое кривая Стефана?
4. Как проводится оценка кариесогенности зубного налета.
5. Показания к назначению противокариозных диет.
Студент должен уметь:
1. Провести опрос пациента.
2. Провести осмотр полости рта.
3. Уметь заполнить медицинскую карту стоматологического больного.
4. Провести профессиональную чистку зубов.
Студент должен ознакомиться:
- с причинами возникновения кариесогенной ситуации в полости рта,
- с общими и местными факторами развития кариеса,
- с теориями происхождения кариеса,
- с методом оценки кариесогенности зубного налета,
- с показаниями к применению и составом противокариозных диет.
3.Содержание обучения:
Общепризнанным механизмом возникновения кариесаявляется прогрессирующая деминерализация твердых тканей зубов под действиеморганических кислот, образование которых связано с деятельностью микроорганизмов.
В возникновении кариозного процесса принимает участие множество факторов, что позволяет считать кариес многофакторным заболеванием.