Демографические характеристики
К демографическим характеристикам относятся следующие показатели: пол, возраст индивида, социальный статус, уровень дохода. В свою очередь, демографические характеристики подразделяются на внутренние (пол, расовая и этическая принадлежность, возраст человека) и внешние (образованность, социально-экономический статус).
Демографические характеристики также подразделяются на:
· временные (социально-экономический статус)
· постоянные (пол, место рождения человека, дата рождения)
Рассмотрим более подробно ключевые демографические характеристики – пол и возраст.
Пол
В общепризнанном смысле, такое понятие, как «пол» обозначает физиологическую характеристику человека, согласно которому все люди на Земле подразделяются на мужчин и женщин. Однако, психологи отдают предпочтение термину «гендер», который определяет, что значительные отличия между мужчиной и женщиной обусловлены и созданы культурой.
Гендерные различия определены социальными нормами.
Социальные нормы – это образцы поведения, правила, определяющие поведение индивида в обществе. Психологи считают, что причины гендерных отличий необходимо искать в социальных нормах, которые приписывают людям разнообразные модели поведения в зависимости от их биологического пола. К примеру, вследствие того, что от женщин ожидают добродушия, снисходительности, компромиссных решений, они переносят этот стиль на рабочие отношения, и наоборот, мужчины оправдывают ожидания авторитарного, бескомпромиссного и соревновательного поведения.
Гендерные роли – комплекс норм, ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин. Социальные нормы укрепляются в нашем сознании посредством телевидения, радио, СМИ и пр. В случае отклонения от стандартных, принятых обществом стереотипов поведения, так называемого гендерно-ролевого поведения, индивид испытывает осуждение со стороны общества.
Обобщая исследования как отечественных, так и зарубежных авторов, можно сделать следующие выводы:
Ø И мужчины, и женщины стремятся получить одобрение со стороны социума за поведение, которое отвечает требованиям своей традиционной гендерной роли.
Ø Наиболее важным для мужчин является предоставление возможностей для карьерного роста, высокооплачиваемая работа, возможность повышения квалификации. Успех для них значит больше, чем качество жизни.
Ø Наиболее значимыми факторами для женщины, являются: дружный коллектив, тёплая атмосфера, стабильность, благоприятные условия труда, доверительные отношения с руководством, коллегами. Качество жизни является более значимым, чем профессиональный успех.
Ø В предпринимательстве женщины зависимы от других людей, в связи с чем, их взгляды, методы, этичность бизнеса, в значительной мере обуславливаются нравственными нормами.
Ø Социальная ответственность у женщин в бизнесе находится на более высоком уровне, чем у мужчин. Прежде всего, женщины, ориентированы на любовь к человеку, уважению человеческой личности, на благотворительность.
Вместе с этим рассматриваются общие характеристики так называемых женских и мужских организационных культур. Там, где преобладает женская ценность, предпочитают в качестве лучшего средства групповую интеграцию, в мужской культуре ставка делается на индивидуальные усилия. От данного параметра культуры зависят и способы разрешения конфликтов. В «мужских» организациях конфликт носит характер открытого и жесткого противостояния, которое, как правило, доводится до логического конца, тогда как в «женских» организациях он чаще носит скрытый, латентный характер и его урегулирование осуществляется не силовыми методами, а в процессе дискуссий, переговоров. В мужской организационной культуре доминирует стремление быть первым, в женской — стремление быть обычным. Мужским источником власти является статус, женским — личные отношения. При решении проблем и принятии решений в мужской организационной культуре типична вера в силу индивидуальных решений; важны решительность и жесткость, в женской — внимание ко мнениям других, интуиция и достижение консенсуса.
Некоторые ученые предполагают, что присутствуют лишь несущественные отличия между мужчинами и женщинам, влияющие на качественное выполнение работы. Иными словами, мужчины и женщины не демонстрируют каких-либо связанных с полом различий в отношении способностей решать проблемы, аналитических навыков, побуждений к конкуренции, мотивации, способности к обучению или коммуникабельности. Однако женщины более конформны, и у них слабее, чем у мужчин, выражены ожидания успеха.
Возраст
Выделяют три вида возраста:
· хронологический – отражает фактический возраст человека, исчисляемый с даты его рождения;
· биологический – отражает степень физической изношенности организма;
· психологический – отражает умственный возраст (IQ), социальную зрелость (SQ), эмоциональную зрелость (EQ).
Формирование и развитие психических функций носит неравномерный характер.
Статистика интеллектуального развития человека:
1. Оптимум развития интеллектуальных функций приходится на 18-20 лет. Если принять логическую способность 20-летнего человека за 100%, то в 30 лет она будет 96%, а в 40 лет – 87%, в 50 лет – 80%, а в 60 лет – 75% от эталона.
2. Практическое мышление имеет самые высокие показатели в возрасте 31-32 года, и 34-35 лет.
3. Подлинная когнитивная зрелость (обязательность и ответственность) наступает в период средней зрелости (после 30 лет), когда человек становится автономным и обретает способность справляться с противоречиями и неопределенностью своего жизненного опыта. Это происходит тогда, когда человек обретает навыки самостоятельного принятия решений.
4. Гибкость и быстрота мышления уменьшаются в период средней и поздней зрелости (после 40-60 лет).
5. Объем, переключение и избирательность внимания нарастают с 18 до 33 лет (пик – 27-33 лет), после 34 – снижаются.
6. Пик интеграции мыслительных процессов приходится на возраст 20-40 лет.
Любой возрастной период включает в себя специфику поведения личности индивида в организации, которую обязаны учитывать руководители. С каждым прожитым годом, индивид становится умнее, опытнее, происходит установление стереотипов, ценностей, формирование умений и навыков. Все это приводит к тому, что скорость получения новых знаний снижается. Сохранность работоспособности индивида с возрастом зависит от желания сотрудника постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки, повышать свою квалификацию.
Рассматривая отличия между людьми в обыденной жизни, необходимо, в первую очередь, акцентировать внимание на демографических характеристиках. Они играют важную роль при устройстве на работу, рассмотрении условий работы с целью формирования адекватной реакции на потребности и запросы кандидатов. Тем не менее, демографические различия зачастую ведут к неверной оценке потенциала будущего сотрудника. Менеджеру по подбору персонала важно всегда не забывать о том, что принимая к сведению только демографические характеристики, нельзя со 100% уверенностью решить, подходит кандидат для данной работы, или же нет. Система ценностей человека, его рассуждения, мнения, компетентность, черты характера – вот те самые факторы, которые следует учитывать кадровым работникам.
Компетентность
Компетентность – соответствующие умения, знания, навыки, накопленный опыт в той или иной области, которые необходимы индивиду в работе. Компетентность состоит из склонностей и способностей.
Склонности - это возможности человека научиться чему-либо.
Способности – свойства индивида, которые могут быть врожденными или приобретенными в процессе обучения, являются обязательным условием для успешного осуществления определённого рода деятельности.
Виды способностей:
· Общие способности (интеллект человека, инициативность, креативность, эрудиция, способность воспринимать, усваивать и накапливать знания, опыт, а также умения и навыки)
· Специальные (умственные, творческие, музыкальные, литературные, художественно-изобразительные, физические, математические и пр.)
Способности и усилия, которые прилагает в процессе трудовой деятельности сотрудник, представляют из себя основополагающие факторы, определяющие его поведение и эффективность работы.
Компетентность – важный показатель для любого работодателя. После того, когда индивид с набором необходимых характеристик прошёл отбор, применение разнообразных методик обучения, тренингов, мастер-классов, семинаров позволяет усовершенствовать и развить необходимые навыки. Развитие способностей – полезный и важный вклад в человеческие ресурсы. Компетентность способствует формированию уверенности в сотруднике, как в специалисте, профессионале своего дела. Сотрудник, который ощущает собственную компетентность в рабочих моментах, всегда трудится более плодотворно.
Личностные черты
На сегодняшний день существует значительное количество характеристик, которые описывают поведение индивида. Часть из них применяется в исследованиях организационного поведения.
В соответствии с одним из подходов к рассмотрению личностных черт, принятым в ОП, их подразделяют на социальные черты, личные концептуальные черты и черты эмоциональной устойчивости, а затем рассматривают, каким образом осуществляется динамическое взаимодействие этих категорий.
Социальные черты
Социальные черты – характеристики личности индивида, которые приобрел человек в процессе своего социального развития. Эти черты отражают то, каким образом человек выглядит в глазах окружающих в разнообразной социальной обстановке.
Известный психиатр, К.Г. Юнг, основоположник направлений в психологии отмечал, что каждый человек появляется на свет с «целостным личностным эскизом». Ученый считал, что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено». Стиль решения проблем, исходя из работ К. Юнга, известного психолога, является одним из параметров социальных черт. Он отражает способ, с помощью которого человек производит сбор и оценку информации при решении проблемы и принятии решения.
Одним из инструментов измерения социальных черт является шкала Майерс-Бриггс (Myers-Briggs Type Indicator – MBTI), созданная на базе научных работ К. Юнга.
Шкала Майерс-Бриггс включает четыре шкалы предпочтений, которые характеризуют как человек: 1) восстанавливаети пополняет свою энергию; 2) собирает информацию 3) принимает решения; 4) какой образ жизни предпочитает (таблица 2.4.1).
Табл. 2.4.1. Характеристики четырех шкал предпочтений
Восстановление энергии | |
ЭКСТРАВЕРТ (Е) Отдает предпочтение получать необходимую энергию из внешнего мира (людей, занятий, вещей) | ИНТРОВЕРТ (I) Отдает предпочтение получать необходимую энергию из своего внутреннего мира (мыслей, чувств, эмоций) |
Сбор информации | |
ЧЕЛОВЕК СЕНСОРНОГО ТИПА (S) Получает информацию посредством пяти органов чувств. Обращает внимание, прежде всего, на реальное. | ЧЕЛОВЕК ИНТУИТИВНОГО ТИПА (N) Получает информацию посредством «шестого чувства» и обращает внимание на возможности. |
Принятие решений | |
ЧЕЛОВЕК АНАЛИТИЧЕСКОГО ТИПА (Т) Принимает решения «головой», основываясь на логике. | ЧЕЛОВЕК ЧУВСТВЕННОГО ТИПА (F) Принимает решения «сердцем», основываясь на своих личных ценностях и представлениях. |
Образ жизни | |
ЧЕЛОВЕК РЕШАЮЩЕГО ТИПА (J) Предпочитает упорядоченный и распланированный образ жизни. | ЧЕЛОВЕК ВОСПРИНИМАЮЩЕГО ТИПА (Р) Предпочитает спонтанный и гибкий образ жизни. |
На базе данных четырех шкал выделяют 16 типов личности (см. Приложение № 1 Тест MBTI).
При сочетании 2й и 3й шкалы предпочтений (сбор информации и принятие решений) мы получаем четыре стиля решения проблем: сенсорно-чувственный (SF), интуитивно-чувственный (NF), сенсорно-аналитический (ST) и интуитивно-аналитический (NT).
Исследования говорят о том, что существует взаимосвязь типа человека и типа предпочитаемых им решений. Например, ST (сенсорно-аналитический тип) предпочитает аналитические стратегии, которые делают акцент на деталях и процедурах. NF (интуитивно-чувственный тип) отдает предпочтение интуитивным стратегиям, делающим основной упор на общем подходе и соответствии. Не удивительно, что люди смешанного типа выбирают и аналитические и интуитивные стратегии. Результаты других исследований указывают на то, что люди аналитического типа обладают более сильной мотивацией, чем представители чувственного типа, и что индивиды сенсорного типа, как правило, больше удовлетворены работой, чем люди интуитивного типа. Все эти факты позволяют сделать предположение о том, что существует огромное количество базовых отличий между различными стилями решения проблем, что подчеркивает важность соответствия стиля требованиям к обработке и оценке информации в процессе выполнения задания.