Анализ сбора вожатыми
Анализ проводится вожатыми после сбора, они отмечают, как отряд принимал участие в ходе сбора, активность каждого, выполнение поставленных целей и задач.
Примерный план анализа
Что дает сбор?
1. Личности:
а) дает возможность утвердить себя в коллективе;
б) помогает ориентироваться в окружающей жизни, самому принимать в ней участие;
в) оказывает эмоциональное воздействие;
г) учит выслушивать мнение других и считаться с ним.
2. Коллективу:
а) намечает перспективы развития коллектива, участие отряда в жизни лагеря;
б) сплачивает коллектив.
3. Педагогу:
а) помогает увидеть взаимоотношения между ребятами;
б) помогает увидеть реальные результаты своей работы;
в) помогает зафиксировать рост отряда в сравнении с первыми днями смены, с огоньком знакомств.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СБОРА
«ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОТРЯДА И ДЕЛ ЛАГЕРЯ»
Цели сбора:
– организация деятельностного общения ребят в отряде для их свободного самоопределения в выборе различных видов деятельности;
– цианирование деятельности в отряде.
Задачи:
– диагностика участников сбора для понимания мотивов участия в деятельности отряда и лагеря;
– организация обмена информацией;
– обучение формам общения, для их дальнейшего применения.
1. Задача первого этапа сбора – вывести ребят на размышления о том «Что такое человек?», «Чем он отличается от других существ?», «Что такое гармонично развитый человек?». В итоге на стенде появляются сферы развития человека.
2. Вывод ребят на осознание того, что развитие человека происходит прежде всего самостоятельно.
– Как происходит развитие человека?
– Кто может развивать каждого из нас как личность, как человека?
– Кто будет делать все то, что мы сейчас с вами запланируем?
В итоге решаем, что все дела делаем самостоятельно с помощью консультантов-вожатых.
3. Организация общения. Используется форма «Вертушка общения». За каждым столом обсуждается свое направление развития человека и определяются дела, которые могут в этом помочь. Время на обсуждение – 5 минут. В итоге появляются листы с предлагаемыми делами в том или ином направлении как для отряда, так и для лагеря. Затем группы собираются за свои столы, подводят итоги и предлагают на обсуждение отряда самые интересные дела.
4. Выбор ребятами 1–2 дел в каждом направлении, примерное определение сроков проведения, формы подготовки.
5 Формирование творческих групп по подготовке выбранных дел, распределение ответственности.
Возможные направления:
– спорт, здоровье, туризм;
– интеллект;
– творчество;
– ералаш (досуг, развлечение).
КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Коллективное планирование – творческая организаторская деятельность, которую можно рассматривать, с одной стороны, как составляющую процесса деятельности отряда в смене, с другой – как дело, имеющее собственную ценность для решения комплекса задач, стоящих перед отрядом как в оргпериод, так и в дальнейшем. Включая детей в процесс планирования смены, мы учим их выстраивать перспективу собственной деятельности – ближнюю и дальнюю, удовлетворяем их потребность в самостоятельности действий, способствуем формированию сложного нравственного качества личности – ответственности.
Коллективное планирование – это не только ряд организаторских действий в начале смены, это последовательная работа в течение смены, которая проявляется в постоянной корректировке, в уточнении планов на основе анализа их реализации, в выдвижении задач на каждый следующий день, в составлении планов конкретных дел.
Планируя деятельность отряда вместе с ребятами (как и самостоятельно – при предварительном педагогическом планировании) важно помнить, что формы дел служат для реализации целей и задач. Иногда планирование осуществляется лишь для наработки форм, нацеливая ребят на качество их проведения, на внешний блеск. Но важнее определить в первую очередь не направления работы, а принципы жизни, такие как активность каждого из ребят в отряде, познание нового, общественно-полезную направленность, участие в реальной жизни лагеря и т. д. Этот процесс не сиюминутный, не нужно торопить ребят завершить планирование в первые три дня, важно дать им возможность поразмышлять, определиться самим, продумать свою позицию. К обсуждению принципов, к анализу их реализации в жизни ребят в лагере нужно возвращаться в течение смены, каждый раз по-новому, на важных для отряда сборах, огоньках.
Источники планирования (можно их рассматривать как условия деятельности отряда в смене):
– перспективный план детского лагеря;
– программа деятельности лагеря на смену;
– рекомендации методического и педагогического советов;
– методические разработки, опыт предыдущих смен в целом;
– календарные даты, праздники;
– собственный опыт и творчество ребят, педагогов.
Перспективное планирование включает в себя поиск и выбор важнейших дел или серии, цикла дел на пользу и па радость своему коллективу, окружающим людям, а также поиск постоянных дел – поручений.
Перспективный план – план на относительно длительный период; включает названия дел, сроки и форму проведения, способ подготовки и ответственных.
Календарный план (один из удобных вариантов – план-сетка) составляется на более короткий срок, в него включаются все дела, а не только важнейшие, как в перспективный, обозначены не только даты, но и время проведения.
Коллективное творческое планирование отличается от обычной системы планирования, в первую очередь, тем, что является делом самим ребят. Происходит планирование работы отряда в несколько этапов, каждый из которых решает свою задачу.
ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ С ОТРЯДОМ
1. Предварительная работа. Знакомство с программой смены, которая предлагается педа- гогическим коллективом | Карта гостя Детская пояснительная записка Работа совета дежурных командиров Работа делегаций по обмену опытом |
Определение места и роли отряда в общелагерных направлениях деятельности | |
Определение собственных интересов, возможностей, ожиданий | Рассказ-эстафета «Наш отряд в конце смены» Анкета «Хочу, чтоб было так» Мини-сочинение Диагностика |
Сбор-старт – определение идей, сроков и порядка планирования | Организационный сбор «Мозговой штурм» Деловая игра Предвари- тельная работа инициативной группы |
Определение условий и возможностей лагеря, которые могут быть полезны в дальнейшей деятельности отряда | Экскурсии Вертушки знакомства Игры по станциям |
Информационное обеспечение хода планирования (и в дальнейшем – на каждом этапе) | Журнал-эстафета Рубрика в отрядном уголке Выпуск газеты «Молния» |
2. Работа груши по направлениям – поиск важнейших дел и разработка собственных идей | «Разведка интересных дел» с составлением карты-схемы Копилка интересных идей и предложений Конкурс идей и предложений (закрытый или открытый) |
3. Обсуждение предложений групп, составление сводного перспективного плана | Сбор планирования Игра «Интерес» |
4. Конкретное планирование: составление календарного плана | Работа инициативной группы |
5. Утверждение общего календарного плана | Сбор отряда |
Параллельно может потребоваться соотнесение с общелагерным ходом планирования – на 2–3 этапе.