Укажите особенности поведения личности безопасного типа
заполнив пропуски в таблице:
СОДЕРЖАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА | |||
Основные компоненты поведения: ▪► | І. предвидение опасности | ІІ. уклонение от опасности | ІІІ. преодоление опасности |
Содержание компонент поведения личности безопасного типа: ▪► | Предвидение опасности предполагает: 1. правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития, последствия, правовая и нормативно-практическая подготовленность); 2. предвидение опасности от среды обитания (природной, техногенной, социальной), военных действий; 3. предвидение опасности от собственного «Я» (грозящей самому себе, среде обитания, другим людям). | Осознавая возможность уклониться от опасности, человек должен: 1. знать природу возникновения и характер развития опасных ситуаций; 2. знать свои силы и возможности преодоления опасности; 3. уметь правильно оценить ситуацию. | Необходимо формировать у человека уверенность в том, что он, не сумев уклониться от опасности, способен преодолеть ее последствия. Для этого человек должен: 1. уметь вести себя адекватно сложности опасной ситуации (на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. д.); 2. знать способы защиты и владеть навыками их применения (укрытие от опасности или во время опасности и применение способов борьбы с последствиями опасностей); 3. |
Тема 2: КЛАССИФИКАЦИЯ ЧС
ЗАДАНИЯ:
1. Запишите название чрезвычайных ситуаций соответствующих определениям различного происхождения:
Вид ЧС | Определение ЧС |
это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. | |
явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей. | |
аварии, катастрофы, взрывы и пожары на объектах экономики, приводящие к огромным материальным потерям, нарушениям условий жизнедеятельности людей, к возможным человеческим жертвам, а также к экологическим катастрофам. | |
обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей. |
2.Заполните таблицу:
Наименование ЧС | Пределы распространения | Кем осуществляется ликвидация |
Локальная ЧС | Зона ЧС не выходит за пределы субъекта РФ | силами и средствами органов исполнительной власти субъекта РФ. |
Местная ЧС | ||
Территориальная ЧС | ||
Региональная ЧС | Ликвидация региональной и федеральной ЧС осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС. | |
Федеральная ЧС | ||
Глобальная ЧС | ||
При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной ЧС соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) могут обращаться … ▪► | за помощью к вышестоящим КЧС. |
3. Вставьте в таблицу пропущенные значения:
Классы ЧС | Типы ЧС | Виды ЧС |
1. Литосферные ЧС | Землетрясения, извержения вулканов. | |
Геологические (экзогенные) ЧС | ||
Лесные пожары, торфяные пожары, степные пожары. | ||
2. | Ветровые (метеорологические) ЧС | |
Затяжные ливни, сильная жара, засухи, сильные холода, снегопады и метели. | ||
3. Гидросферные ЧС | Тайфуны, ледовые ЧС на морях, цунами, сильные волнение и колебание уровня моря. | |
Гидросферные ЧС на суше (гидрологические ЧС) | ||
4. | Массовые заболевания людей | |
Энзоотии, эпизоотии, панзоотии. | ||
Заболевание и поражение вредителями растений |
4. Выберите в тестах верные ответы и запишите их в таблицу:
1. | 4. | 7. | 10. | 13. | 16. |
2. | 5. | 8. | 11. | 14. | 17. |
3. | 6. | 9. | 12. | 15. | 18. |
Условные обозначения:
♣ – ответ должен иметь форму: например 1а2б, или 1в2б и т.д.
►– несколько правильных ответов.
● – тест с одним правильным ответом.
♦ – перечислить все ответы в нужной последовательности.
♣ 1. Соотнесите данные колонок 1 и 2.
Колонка 1. 1. К литосферным ЧС относятся …
2. К атмосферным ЧС относятся …
Колонка 2. а) оползни и бури, б) бури и смерчи,
в) обвалы и сели, г) смерчи и камнепады.
♣ 2. Соотнесите данные колонок 1 и 2.
Колонка 1. 1. К классу биологических ЧС относятся …
2. К классу литосферных ЧС …
Колонка 2. а) природные пожары, б) метеорологические ЧС
в) инфекционные заболевания, г) гидрологические ЧС.
♣ 3. Соотнесите данные колонок 1 и 2.
Колонка 1. 1. Половодье – это …
2. Тайфуны – это …
Колонка 2. а) метеорологические ЧС, б) гидросферное ЧС на море,
в) геологическое ЧС, г) гидросферное ЧС на суше.
♣ 4. Соотнесите данные колонок 1 и 2.
Колонка 1. 1. Эпидемии и эпизоотии – это … ЧС.
2. Затяжные ливни и снегопады – это … ЧС.
Колонка 2. а) литосферные,
б) атмосферные,
в) биологические,
г) гидросферные.
●5. К аномальным атмосферным ЧС относят:
а) обвалы, оползни, б) стихийные бедствия, катастрофы,
в) сильная жара, снежные метели, г) ураганы, смерчи.
●6. Наибольшее число ЧС природного происхождения обусловлено:
а) землетрясениями,
б) ураганами,
в) наводнениями.
● 7. Причиной возникновения ЧС техногенного характера может стать:
а) надежность обеспечения безопасности на транспорте и в сельском
хозяйстве;
б) культура производства, повышение уровня компетенции и ответственности
специалистов вредных и потенциально опасных предприятий;
в) увеличение масштабов использования взрыво- и пожароопасных веществ и
технологий.
►8. Последствиями пожаров могут быть:
а) ожоги различной степени,
б) химические отравления АХОВ,
в) поражения от ударной волны,
г) комбинированные поражения.
►9. К основным способам защиты от внешнего облучения относятся мероприятия:
а) использование средств медицинской профилактики,
б) укрытие в убежищах,
в) укрытие в подвалах.
►10. К правилам поведения на загрязненной радиоактивными веществами местности
относятся мероприятия:
а) при нахождении на открытой местности для очищения кожных покровов
как можно быстрее искупаться в открытом водоеме,
б) при возвращении в помещение как можно быстрее вытряхнуть
верхнюю одежду,
в) в помещениях проводить влажную уборку.
►11. К техногенным ЧС относятся:
а) пожар на транспорте,
б) торфяной пожар,
в) пожар в школе.
● 12. При преодолении небольших участков заражения хлором защищать органы
дыхания лучше всего повязкой, смоченной:
а) 2% раствором питьевой соды,
б) 5% раствором лимонной кислоты,
в) 2% раствором борной кислоты.
● 13. При авариях с выбросом аммиака органы дыхания надежно можно защитить
с помощью …
а) фильтрующего противогаза ГП-5,
б) фильтрующего противогаза ГП-7,
в) фильтрующего противогаза ГП-7 с дополнительным патроном ДПГ-3.
♦ 14. Установите последовательность стадий развития ЧС социального характера:
а) инициирование ЧС,
б) процесс самой ЧС,
в) стадия затухания,
г) накопление факторов риска.
►15. К кратковременным ЧС социального характера относятся:
а) инфляция, б) бандитский налет,
в) война, г) террористический акт.
►16. К локальным ЧС социального характера относятся:
а) забастовка на заводе,
б) массовые беспорядки на стадионе,
в) война между двумя государствами,
г) мировой экономический кризис.
►17. К преднамеренным ЧС социального характера относятся:
а) неурожай вследствие засухи,
б) политический конфликт,
в) война,
г) эпидемия после землетрясения.
●18. Экономический кризис можно классифицировать как ____________ ЧС.
а) локальная,
б) местная,
в) национальная.
Тема 3: ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ АВАРИЯХ,