Социальные характеристики личности безопасного типа поведения

Социальная сторона ЛБТП характеризуется:

• рациональной и гуманистической активностью человека в обществе;

• умением применять безопасные способы самореализации в процессе взаимодействия с природой, информационной и инфраструктурой города и коллектива, вступая в общественно-правовые отношения;

• умением гармонично общаться с другими людьми;

• постоянным повышением уровня своего интеллектуального, эмоционального и физического развития.

В частности, это находит выражение в выполнении служебного долга по защите Родины, в умении строить взаимоотношения с государственными, административными и правоохранительными органами, в здоровых межконфессиональных, межэтнических отношениях, в развитии семьи и государства, укреплении гуманистического мировоззрения, в реальной практике жизнедеятельности и др.

Формированию подобных качеств ЛБТП способствуют следующие основные пшхолого-педагогические условия:

• осознание единства природы, общества, человека во всех существующих сферах жизнедеятельности;

• понимание своих возможностей в обеспечении безопасности природы, общества и личной безопасности;

• знание опасностей, влияющих на человека в обществе и природе;

• овладение способами рационального и гуманистического взаимодействия с природой, техникой, людьми;

• приобретение способности создавать для себя необходимые ресурсы безопасного существования;

• умение организовывать безопасную жизнедеятельность для себя и других людей.

Безопасное поведение предполагает наличие четырех основных компонентов:

• предвидение опасности;

• избежание влияния опасности;

• преодоление опасности;

• создание ресурсов безопасности.

Формируя содержание данных компонентов, учитель БЖ передает знания, создает условия для формирования навыков и умений безопасной жизнедеятельности. Раскроем более подробно содержание первых трех компонентов.

Предвидение опасности предполагает:

• знание опасностей, окружающих человека;

• знание физических свойств опасностей, влияющих на человека;

• правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности и ее последствия, правовая направленность поведения);

• предвидение опасности от среды обитания (природной, техногенной, социальной, в случаях военной обстановки);

• предвидение опасности от собственного «я» (себе, среде обитания, другим людям);

• планомерное обучение и подготовку человека к безопасной жизнедеятельности.

Чтобы избежать влияния опасности, человек должен понимать природу возникновения, характер развития опасных ситуаций, сознавать реальные возможности по преодолению опасности, уметь правильно оценить ситуацию и рационально распределить свои силы.

Учитель БЖ обязан формировать у школьника уверенность в том, что он, даже в случае невозможности избежать влияния опасности, способен преодолеть ее воздействие, если будет вести себя адекватно сложности опасной ситуации (в обществе, на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. д.), знать и применять способы защиты (способы заблаговременного укрытия от опасности, способы защиты во время воздействия опасности, а также борьбы с последствиями опасностей); владеть навыками само– и взаимопомощи (при ранении, в условиях автономного выживания в природе, при ожогах, при поражении током, при укусах насекомых и т. д.). Для этого необходимо мобилизовать мотивационные установки, эмоции, волю, интеллект, личностную и деятельностную ориентацию учащихся.

Воспитательная работа по формированию безопасного поведения проводится в двух направлениях:

• оказание помощи обучаемым в борьбе с внешними трудностями (неудачи в жизни, болезнь, несчастье, стихийное бедствие, авария и т. д.);

• формирование таких личностных качеств, как благородство, честность, доброта, щедрость и т. д.

Общая цель формирования ЛБТП – выработка определенных навыков и умений, позволяющих строить свое поведение так, чтобы снижался уровень исходящих от личности опасностей, а также их профилактика в окружающем человека мире.

Источники опасности, как правило, носят комбинированный характер. Поэтому в современных условиях необходимо обеспечить функционирование комплексного механизма готовности к безопасной жизнедеятельности. Этот механизм включает:

• приобретение и передачу знаний и навыков развития личности в различных жизненных ситуациях;

• формирование экологического мировоззрения;

• обучение действиям в условиях природных катаклизмов;

• развитие умения адекватно реагировать и вести себя в условиях острых социальных конфликтов в обществе;

• формирование готовности отстаивать интересы Отечества.

Выводы

Основными составляющими модели личности безопасного типа поведения являются:

• общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;

• бережное отношение к окружающему миру;

• грамотность во всех областях обеспечения безопасности жизнедеятельности;

• наличие правовых навыков защиты от угроз природы, людей, самому себе, исходящих от внешних источников и от самого себя.

Безопасное поведение предполагает:

• предвидение опасности;

• уклонение от опасности;

• преодоление опасности;

• оказание помощи.

Основное звено модели ЛБТП – предвидение опасности как от среды обитания (природной, техногенной, социальной и т. д.), так и от собственного «я» (причиняемой себе, среде обитания, другим людям). Оно включает:

• правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности и ее последствия, правовая направленность поведения);

• организацию и планирование действий по недопущению влияния конкретной опасности;

• создание материальной и духовной базы для оказания помощи пострадавшим.

Контрольные вопросы

1.Каковы причины деструктивного поведения?

2. Дайте характеристику различных типов деструктивного поведения.

3. Перечислите психолого-педагогические условия формирования качеств ЛБТП.

4. Назовите основные черты личности безопасного типа поведения.

5. Что входит в понятие «личность безопасного типа поведения»?

6. Охарактеризуйте психофизиологический аспект ЛБТП.

7. Раскройте содержание компонентов поведения личности безопасного типа.

8. Назовите психолого-педагогические условия формирования ЛБТП.

Рекомендуемая литература

Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. Психология формирования и развития личности. М., 1981.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.

АсмоловА. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.

Безопасность жизнедеятельности / Под ред. С. В. Белова. М., 2000.

Безопасность России. М., 2001.

Горшкова В. В. Проблема субъекта в педагогике. Хабаровск, 1993.

Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.

Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. Н.Сухобской. М.,1981.

Основы безопасности жизнедеятельности человека: Метод, пособие для учителей 1–4 классов / Под ред. Л. А. Михайлова. СПб., 1998.

Основы безопасности жизнедеятельности человека: Метод, пособие для учителей 5–6 классов / Под ред. Л. А. Михайлова. СПб., 1998.

Основы безопасности жизнедеятельности человека: Метод, пособие для учителей 7–9 классов / Под ред. Л. А. Михайлова. СПб., 1998.

Наши рекомендации