Использование компьютерных технологий на уроках основы безопасности жизнедеятельности

Известно, что учитель в процессе своей работы должен не только передавать учащимся определенный объем информации, но и стремиться сформировать у своих подопечных потребность самостоятельно добывать знания, применяя различные средства, в том числе компьютерные. Чем лучше организована самостоятельная познавательная активность учащихся, тем эффективнее и качественнее проходит обучение. Компьютер позволяет повысить самостоятельность работы учащихся, которая необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние школьника, учитель может варьировать формы контроля над усвоением учебного материала. Это можно проиллюстрировать использованием компьютера на уроках ОБЖ. Тем самым значительно сокращаются затраты учебного времени по общим предметам.

Хотя дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» довольно молодая, но электронные обучающие программы, пособия, учебники, мультимедиаэнциклопедии и другие компьютерные продукты находят все большее распространение в учебном процессе. Сегодня они широко применяются не только при использовании традиционных методов обучения, но и в дистанционной форме обучения.

Можно рекомендовать следующие программы:

– Программа автоматизированных расчетов задач по ГО «Арго».

– Комплексная оценка обстановки при ЧС (2 части).

– Программа прогнозирования масштабов поражения СДЯВ при авариях на опасных химических объектах и транспорте.

– Контрольно-обучающей программы «UTAN».

– CD: Войска спецназа (спасательные средства). Новейшая энциклопедия вооружения. Обучающие программы. Атлас мира (экология). Законы РФ «ФИЛИН». Правила дорожного движения. Правила медицинской помощи.

– Мультимедийные учебники ОБЖ для 10 классов.

– Уроки ОБЖ в формате презентаций PowerPoint.

– Ресурсы Интернет – МЧС (http://www.emercom.gov.ru/), Министерства обороны (http://www.mil.ru/), Министерства образования (http://www.ed.gov.ru/), Комитета образования (http://www.educom.spb.ru/), СПбАППО (http://upm.ipschool.spb.ru/).

Программы автоматизированных расчетов и прогнозирования поражения при различных чрезвычайных ситуаций написаны в MS-DOS и представляют собой специализированные программы для работы в условиях ЧС. Но их можно использовать в учебных целях, например, при иллюстрации поведения людей в опасных зонах, масштабов разрушения и поражения.

Для оценки ситуации и принятия решения вводится тип и масштабы чрезвычайной ситуации, характеристика местности, строений, погодные, географические условия. Программа рассчитывает глубину поражения, возможные потери, вырабатывает рекомендации. Особенно полезны эти программы в 10 классах, при изучении тем раздела ГО. Рекомендуем применять эти программы при подготовке бинарного урока, совместно с преподавателем информатики. Учащиеся не только усвоят правила поведения в ЧС техногенного и природного характера, но и получат знания по основам работы в MS-DOS.

Наиболее часто преподаватели ОБЖ используют возможности CD, в частности для иллюстрации учебного материала. К сожалению, до недавнего времени специализированных, обучающих программ по ОБЖ не было, и приходилось использовать ресурсы другой тематики. При подготовке уроков по основам военной службы можно использовать CD «Новейшая энциклопедия вооружения», где имеется слайд-шоу как современного вооружения, так и боевой техники прошлого. На диске «Войска спецназа» имеется богатый материал по спасательным средствам, аварийному запасу как штатному, так и изготовленному при помощи подручных средств. Этот диск содержит богатый материал по проблемам выживания в условиях автономного существования.

Достаточно полный материал по разделам, связанным с нормативно-правовой базой обеспечения безопасности, содержится на CD «Законы Российской Федерации». Много полезной информации по проблемам экологии, может почерпнуть и преподаватель, и учащийся с CD-ROM «Атлас мира 2002. Millennium Word». В последнее время появилось очень много дисков с программами по правилам дорожного движения, которые можно использовать на уроках в младшей школе, например: «Безопасность на улицах и дорогах» разработана совместно с НТЦ «Поиск-XXI».

Достаточно удачный CD-ROM выпустил Государственный образовательный центр Министерства по атомной энергетике РФ «Атом на службе человеку». Диск носит информационный характер по всем объектам атомной энергетики в нашем регионе. Совсем недавно издательства «Дрофа» и «Просвещение» в дополнение к учебно-методическому комплексу для старших классов выпустили мультимедийные приложения на компакт дисках.

Наиболее популярной программой использования компьютера на уроках ОБЖ является презентация. Чаще всего преподаватели используют программу PowerPoint. Самым эффективным способом передачи и получения информации сегодня является глобальная сеть Интернет. Ресурсы сети по истине фантастичны. По существу, можно получить ответ на любой вопрос. Кроме того, Интернет как средство общения используют и для обучения. Уже сейчас существуют целые учебные заведения в сети. Достаточно хорошее образование можно получить, не выходя из дома. Для ОБЖ это вопрос будущего. Но, используя «глобальную паутину», и преподаватели, и учащиеся могут решить много учебных задач. Самый простой способ поиска необходимой информации в сети – это использование так называемых поисковых машин, таких как Rambler, Yandex, Alta Vista. Но опыт показывает, что большая часть найденных ссылок имеет отношение к предмету достаточно посредственное. Например, в поисковой системе Yandex, если Вы в строке поиска наберете «ОБЖ», то получите массу сомнительной информации, о том, как весело было автору странички на уроках ОБЖ. Более эффективным является целевой поиск, используя конкретный электронный адрес. Можно использовать ресурсы банка рефератов (http://www.referat.ru/), в котором можно почерпнуть полезную информацию.

Таким образом, использование компьютера в процессе обучения, сегодня является наиболее востребованной инновационной технологией. Конечно, будущее российской школы потребует от преподавателя ОБЖ не только знания компьютерных технологий, но и их активного использования их в процессе обучения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте преимущества и возможности дистанционного обучения.

2. Объясните сходство и различия между дистанционным и очным обучением.

3. Охарактеризуйте отличительные признаки дистанционного обучения.

4. Какие признаки присущи виртуальному образовательному процессу?

5. Какие существуют электронные обучающие программы по курсу ОБЖ?

6. Раскройте возможности использования компьютера на уроках ОБЖ.

Литература

1. Андреев А.А., Барабанщиков А.В. Педагогическая модель компьютерной сети // Педагогическая информатика № 2, 1995 – с. 75-78.

2. Андреев А.А., Меркулов В.П., Тараканов Г.В. Современные телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая информатика. – № 1, 1995. – с. 55-63.

3. Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учеб. пособие / Т.А. Берсенева, Т.В. Мельникова, А.М. Осокин. – СПб.: СПбАППО, 2005. – 70 с.

4. Кривошеев А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии. – 1996. – № 2. – с. 14-17.

5. Крючек Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательном учреждении. – М.: Дрофа, 2003. – 80 с.

6. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России. – 2005. – 128 с.

7. Педагогические технологии: Учеб. пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.

8. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.

9. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

Лекция 20. Методика организации и проведения 5-дневных учебных сборов на базе воинских частей

План:

1. Цели и задачи подготовки юношей к военной службе.

2. Порядок организации и проведения учебных сборов.

3. Руководство подготовкой и проведением сборов.

4. Контроль за организацией обучения граждан начальной военной подготовке.

5. Рекомендации по критериям оценки результатов учебных сборов.

Наши рекомендации