Пищевые отравления, вызванные примесями химических веществ
Могут быть связаны с повышенным содержанием в продуктах пищевых добавок и примесей, перешедших в продукты из оборудования, инвентаря, тары, упаковочных материалов, а также примесей, попавших в продукты из окружающей среды.
Нитриты и нитраты используются в качестве пищевых добавок в производстве колбасных изделий (для фиксации розового цвета), как консерванты при изготовлении сыров и брынзы. Нитраты накапливаются в овощных и бахчевых культурах из-за применения азотных и азотистых удобрений. Нитраты превращаются при хранении и обработке овощей в нитриты, а поступление нитритов приводит к образованию метгемоглобина в крови, что сопровождается нарушениями дыхания, синюшностью, слабостью и другими симптомами. Опасность поступления нитритов в организм человека связана также с образованием нитрозаминов, облачающих канцерогенным действием. В нашей стране осуществляется строгий контроль применения этих пищевых добавок и остаточных количеств нитритов и нитратов в пищевых продуктах.
Согласно гигиеническим нормативам содержание нитритов в вареных колбасных изделиях не должно превышать 50 мг/кг продукта.
При использовании посуды, оборудования, инвентаря не по назначению или изготовлении из материалов, не соответствующих гигиеническим требованиям, возможен переход в пищу солей тяжелых металлов или других химических веществ. В пищевые продукты металлы могут попадать из почвы при загрязнении ее промышленными выбросами, автотранспортом и др. Чаще всего отравления имеют хроническую форму, но в некоторых случаях фиксируются острые отравления, например солями цинка при неправильном использовании оцинкованной посуды.
Попадание в пищу свинца возможно из посуды, оборудования, консервных банок. Олово не обладает токсическими свойствами и поэтому широко используется для лужения посуды и жести, однако накопление его в пище нежелательно из-за перехода примесей свинца. Во избежание отравлений для лужения посуды используется олово с содержанием примесей свинца не более 1 %, а для лужения консервной жести — не более 0,04 %. Свинец может переходить в пищу из керамической, полимерной, стеклянной посуды, если она не сертифицирована и не соответствует требованиям безопасности. Содержание солей свинца в пищевых продуктах не должно превышать установленных нормативов.
Отравления цинком возникают при неправильном использовании оцинкованной посуды. Оцинкованная поверхность посуды покрыта тонким слоем углекислого цинка. Если в такой посуде готовить или хранить пищу, особенно с кислой реакцией среды, то под воздействием органических кислот соли цинка переходят в пищу и вызывают отравление. Симптомы отравления связаны с раздражающим действием солей цинка на слизистую оболочку желудка. В воде соли цинка не растворяются, поэтому оцинкованную посуду можно использовать для хранения воды.
Медная посуда и аппаратура без полуды могут быть причиной отравления солями меди. В настоящее время медь используется для изготовления посуды только в составе сплавов.
Для изготовления посуды, тары, деталей машин и оборудования, холодильников, инвентаря и упаковки допускается применять полимерные материалы, лаки, краски, клеи, только разрешенные санитарными органами для контакта с пищевыми продуктами. Опасность представляют добавки (стабилизаторы, пластификаторы, антиоксиданты, красители и др.), входящие в состав синтетических материалов, а также остаточные количества мономеров. Переход химических веществ из полимеров усиливается при их старении и деструкции, а также при неправильном использовании (нагревании и др.) посуды, тары или упаковки.
Из окружающей среды в продукты питания могут попадать мышьяк, ртуть, кадмий, фтор, марганец и другие химические вещества.
В пищевые продукты как растительного, так и животного происхождения могут попадать пестициды (ядохимикаты), используемые в сельском хозяйстве для защиты растений от сорняков и вредителей. В нашей стране допущено к применению более 300 пестицидов разного химического состава и назначения. В то же время некоторые из пестицидов способны накапливаться в почве, воде, продуктах питания и могут оказать неблагоприятное действие на организм человека.
Пестициды обладают различной токсичностью для человека. Особую опасность представляют препараты, отличающиеся высокой устойчивостью во внешней среде, способностью накапливаться в живых организмах и выделяться с молоком животных. Такими свойствами обладают многие хлорорганические пестициды. Типичный представитель их ДДТ запрещен для применения с 1970 г. ДДТ, изомеры гексахлорциклогексана нормируются практически во всех пищевых продуктах, так как являются глобальными загрязнителями окружающей среды. Ртутьорганические пестициды, а также соли и эфиры 2,4-Д кислоты контролируются в зерновых продуктах, присутствие их не допускается. Применение ртутьорганических препаратов, обладающих высокой токсичностью для человека, в нашей стране в настоящее время запрещено.
Химические отравления
Отравление - совокупность неблагоприятных эффектов, обусловленных попаданием токсического вещества в желудочно-кишечный тракт и дыхательные пути либо его контактом с кожей, глазами или слизистыми оболочками (полостирта, влагалища и др.).
Что провоцирует / Причины Химического отравления:
К ядам относятся некоторые лекарственные препараты, вещества, используемые в домашнем хозяйстве, растворители, пестициды и другие химикаты.
Симптомы Химического отравления:
Симптомы отравления зависят от вида и количества яда, попавшего внутрь, и индивидуальных особенностей пострадавшего. Некоторые яды с низкой токсичностью вызывают те или иные нарушения только при длительном воздействии или повторном попадании в организм в большом количестве. Другие вещества настолько ядовиты, что даже попадание одной капли такого яда на кожу может привести к тяжелейшим последствиям. Токсичность вещества в каждом конкретном случае зависит и от генетических особенностей человека. Некоторые в норме неядовитые вещества токсичны для людей с определенным генотипом (набором генов).
Доза вещества, вызывающая симптомы отравления, очень зависит также от возраста. Например, у маленького ребенка попадание в организм большего количества парацетамола скорее вызовет симптомы отравления, чем та же доза у взрослого. Для пожилого человека седативное средство из группы бензоди-азепинов (седуксен, реланиум, феназепам) может быть токсично в таких дозах, которые у человека среднего возраста не вызывают никаких нарушений.
Симптомы отравления могут быть незначительными, но неприятными, например зуд, сухость во рту, нечеткость зрения, боль, а могут и представлять опасность для жизни: например дезориентация, кома, нарушение сердечного ритма, затруднение дыхания и выраженное возбуждение. Некоторые яды начинают действовать через несколько секунд, в то время как другие - спустя несколько часов или даже дней после попадания в организм.
Существуют яды, которые не вызывают очевидных симптомов, пока не происходит необратимого нарушения функции жизненно важных органов, в частности печени или почек. Таким образом, симптомы отравлений столь же бесчисленны, как и количество ядов.
Диагностика Химического отравления:
Оптимальное ведение больных с отравлением требует постановки правильного диагноза. Хотя токсические эффекты некоторых химических веществ имеют очень характерные особенности, большинство синдромов, наблюдаемых при отравлении, могут быть обусловлены другими заболеваниями.
Отравление обычно включают в дифференциальную диагностику комы, судорог, острого психоза, острой печеночной или почечной недостаточности и угнетения костного мозга. Хотя это и следовало бы делать, но возможность отравления можно не принимать во внимание, когда основными проявлениями у больного являются слабые психические или неврологические нарушения, боли в животе, кровотечение, лихорадка, гипотония, застой крови в легких или кожная сыпь. Кроме того, больной может не знать о воздействии на него яда, как это бывает при хронических, скрытых отравлениях, или после попытки самоубийства или аборта больной также будет не склонен соглашаться с таким диагнозом. Врачи всегда должны помнить о разнообразных проявлениях отравления и сохранять высокую степень настороженности в их отношении.
Во всех случаях отравления должна быть предпринята попытка установить токсичный агент. Очевидно, что без такой идентификации невозможно проведение специфической терапии антидотами. В случаях убийства, самоубийства или криминального аборта установление яда может иметь юридическое значение. В тех случаях, когда отравление является результатом промышленных воздействий или терапевтической ошибки, точное знание действующих агентов необходимо для предотвращения подобных случаев в будущем.
При остром случайном отравлении действующее вещество может быть известно больному. Во многих других случаях информацию можно получить от родственников или знакомых, путем исследования емкостей, находящихся на месте отравления, или при опросе лечащего врача больного или его аптекаря. Часто подобные действия позволяют установить только торговое название продукта, которое не позволяет узнать его химический состав. В списке литературы в конце этой главы перечислен ряд книг, в которых приводятся активные составные части веществ, используемых в домашнем хозяйстве, сельском хозяйстве, патентованных лекарственных средств и ядовитые растения. Небольшой справочник такого типа каждый врач должен носить в своем портфеле. Последняя информация такого рода может быть получена также в Центрах по лечению отравлений и у представителей фирм-производителей данных веществ. При хроническом отравлении часто невозможно быстро определить токсичный агенг по данным анамнеза. Меньшая срочность проведения лечебных мероприятий в этих случаях обычно позволяет провести необходимое тщательное Исследование привычек больного и состояния окружающей среды.
Некоторые яды могут вызывать развитие характерных клинических признаков, достаточных для веских предположений о точном диагнозе. При тщательном обследовании больного можно обнаружить характерный запах цианида; вишневое окрашивание кожных покровов и слизистых оболочек, выявляющее наличие карбоксигемоглобина; сужение зрачка, слюнотечение и гиперактивность желудочно-кишечного тракта, вызываемые инсектицидами, содержащими ингибиторы холинэстеразы; свинцовую кайму и паралич мышц-разгибателей, характерные для хронического отравления свинцом. К сожалению, эти типичные признаки присутствуют не всегда и при химических отравлениях их наличие скорее является исключением.
Химический анализ жидкостей организма обеспечивает самое правильное определение вещества, вызвавшего отравление. Некоторые широко распространенные яды, такие как ацетилсалициловая кислота (аспирин) и барбитураты, можно выявить и даже определить количественно при помощи относительно простых лабораторных исследований. Для обнаружения других ядов требуется выполнение более сложных токсикологических исследований, таких как газовая или жидкостная хроматография высокого разрешения, которые проводятся только в специализированных лабораториях. Кроме того, результаты токсикологических исследований редко можно получить своевременно для решения вопроса о начальном лечении при остром отравлении. Тем не менее образцы рвотных масс, аспирированного содержимого желудка, крови, мочи и кала следует сберечь для токсикологического исследования, если возникают диагностические или юридические вопросы. Химический анализ жидкостей или тканей организма особенно важен при диагностике и оценке степени тяжести хронических отравлений. В конечном счете результаты такого анализа полезны для оценки отдаленных результатов некоторых видов терапии.
Лечение Химического отравления:
Для правильного лечения больного с отравлением необходимо знать как основные принципы ведения таких больных, так и детали терапии при специфических отравлениях. Процесс лечения включает в себя:
- предупреждение дальнейшей абсорбции яда;
- выведение абсорбированного яда из организма;
- симптоматическую поддерживающую терапию или симптоматическое лечение по поводу расстройств кровообращения, дыхания, неврологических нарушений и нарушений функции почек;
- введение системных антидотов.
Первые три этапа применимы к большинству видов отравления. Четвертый этап чаще всего применяется только тогда, когда известен токсичный агент и имеется специфический антидот. Однако иногда при высокой степени подозрения на то, что у больного имеет место передозировка опиатов, ему дают налоксон. Следует осознавать, что для большинства ядов специфических антидотов не существует, а для проведения необходимой поддерживающей терапии не обязательно знать, какой токсичный агент вызвал отравление. Таким образом, хотя врач всегда должен пытаться установить действующий яд, эти попытки не должны задерживать проведение жизненно необходимых терапевтических мероприятий. .
Предупреждение абсорбции проглоченных ядов.Если было проглочено ощутимое количество яда, следует попытаться свести к минимуму его абсорбцию из желудочно-кишечного тракта. Успех таких попыток зависит от времени, прошедшего после проглатывания яда и от места и скорости абсорбции.
- Эвакуация содержимого желудка
Всегда, если не существует специфических противопоказаний, следует попытаться опорожнить желудок. Эти попытки могут быть очень успешными, если проводятся вскоре после проглатывания яда. Значительные количества яда' все еще могут быть выведены из желудка через несколько часов после проглатывания, поскольку его опорожнение может задерживаться в результате атонии желудка или пилороспазма. Это происходит при отравлении фенотиазинами, антигистаминными средствами и трициклическими антидепрессантами.
После проглатывания многих ядов рвота возникает спонтанно. В меньшем числе случаев ее можно вызвать в домашних условиях путем механического раздражения задней части глотки. Рвотное действие сиропа ипекакуаны (концентрация не должна превышать более чем в 14 раз концентрацию жидкого экстракта), даваемого в дозе 15 - 30 мл, более эффективно и безопасно даже в домашних условиях. Его действие начинается в среднем через 20 мин после приема и зависит отчасти от абсорбции в желудочно-кишечном тракте, поэтому следует избегать одновременного приема активированного угля, который является адсорбентом. Вторую дозу сиропа ипекакуаны следует дать больному, если у него не развилась рвота через 20 мин после приема первой дозы (после приема двух доз рвота разовьется у 90-95% больных). Если лома нет сиропа ипекакуаны, следует предпринять все усилия, чтобы найти его, даже если для этого потребуется доставить больного в больницу. Апоморфин, вводимый внутримышечно в дозе 0,06 мг/кг, действует в течение 5 мин, но может вызвать длительную рвоту. При внутривенном введении в дозе 0,01 мг/кг апоморфин вызывает рвоту почти немедленно, при этом в последующем не наблюдается никакого другого его влияния на центральную нервную систему. Иногда бывает невозможно вызвать рвоту и не следует терять ценное время на ожидание. Попытку вызвать рвоту не следует предпринимать у пострадавших, находящихся в судорожном состоянии, у больных с тяжелым угнетением центральной нервной системы или (из-за опасности перфорации желудка или пищевода или из-за аспирации рвотных масс в трахею) у лиц, проглотивших сильнодействующее едкое химическое вещество или небольшие количества (менее 100 мл) жидких углеводородов, которые являются сильными раздражителями легких (например, керосин, полировочный лак).
По сравнению с рвотой промывание желудка более предпочтительно и действует немедленно, но обычно оно не способствует более эффективному удалению яда из желудка, чем рвота. Его можно выполнить у больных, находящихся в бессознательном состоянии, эвакуация содержимого желудка уменьшает риск аспирации рвотных масс. Его выполнение, однако, противопоказано после проглатывания сильных разъедающих веществ, из-за опасности перфорации поврежденных тканей. При правильном выполнении промывание желудка сопряжено с небольшим риском аспирации содержимого желудка в легкие. Больной должен лежать на животе с опущенными головой и плечами. Используя роторасширитель, в желудок вводят - желудочный зонд, диаметр которого достаточен для пропускания твердых частиц (30-й калибр). Если функции центральной нервной системы угнетены, если введение зонда вызывает позывы на рвоту или если было проглочено вещество, являющееся раздражителем легких, то перед проведением промывания желудка разумно ввести в трахею интубац ионную трубку с манжеткой. Содержимое желудка отсасывается большим шприцем, и вместе с ним из организма удаляют большую часть яда. После этого в желудок вводят 200 мл (у детей меньше) теплой воды или жидкого раствора и отсасывают до тех пор, пока аспирируемая жидкость не станет прозрачной.