Общая характеристика способов (методов) контроля качества знаний
В практике работы преподавателей общеобразовательных школ широко применяются следующие способы (методы) контроля качества знаний учащихся: различные виды устного опроса, письменные контрольные, комбинированные способы, сочетающие устный и письменный опрос. По характеру применяемых заданий выделяют контроль с применением заданий в традиционной форме и тестовый контроль. Тестовый контроль может проводиться либо в форме письменного, либо в форме комплексного письменно-устного опроса.
Рассмотрим характеристику некоторых способов контроля качества знаний.
Устный опрос
Устные методы контроля пригодны для непосредственного общения учителя со школьниками на уроке по конкретным изучаемым на данном занятии вопросам. Они помогают учителю получить некоторую информацию о текущем усвоении учебного материала и осуществить необходимое педагогическое воздействие, а учащимся – подробнее и глубже разобраться в изучаемом материале. Различают индивидуальный и фронтальный устный опрос.
1. Индивидуальный устный опрос состоит в том, что аттестуемый индивидуально опрашивается преподавателем или своим товарищем; в последнем случае оба участника опроса являются аттестуемыми со стороны преподавателя.
Существует несколько форм индивидуального опроса: опрос с вызовом к доске; опрос с места; опрос, в котором один учащийся задает другому учащемуся вопросы, а тот отвечает на них (как с места, так и с, вызовом к доске); опрос с привлечением средств наглядности - учащийся «озвучивает» фрагмент немого кинофильма, диафильма, видеофильма, объясняет структуру модели процесса, прибора, частицы, картины, таблицы и т. д.
Этот метод контроля качества знаний достаточно эффективен, многообразен, но при неправильном его использовании может не только не повысить, но и, наоборот, способен снизить эффективность образовательного процесса. Он также имеет один существенный недостаток – требует больших затрат времени, что делает ограниченным его использование.
В курсе ОБЖ его можно применять во время семинарских занятий и при проведении итогового контроля в форме устного экзамена или устного дифференцированного зачета. Особенностью этого метода контроля является и то, что он может быть неэффективным в результате психологической несовместимости обучаемого и обучающего.
2. Фронтальный устный опрос состоит в том, что учащимся задаются вопросы, не требующие для Ответа длительного времени (1-2 мин), при этом каждый вопрос является фрагментом серии вопросов по изучаемой проблеме. За 10-15 мин можно задать и получить ответы на 10-12 вопросов. Метод позволяет активизировать процесс познания учебного материала курса ОБЖ и при определенной методике его организации способствует накоплению оценок, однако не дает возможности получить развернутые ответы и не позволяет получить объективную картину глубины усвоения знаний. Этот способ можно оптимально применять при вспомогательном, предварительном и, частично, при текущем контроле.
Письменный контроль
Письменные контрольные работы также могут использоваться для активизации самого процесса обучения и помощи учителю и учащимся в обнаружении наиболее слабых мест в усвоении предмета. Письменный контроль состоит в том, что учащимся необходимо письменно ответить на предлагаемые вопросы, которые затем проверяются преподавателем.
Различают несколько классификаций способов письменного контроля.
1. По длительности проведения работы – кратковременные и полнометражные контрольные работы. На кратковременную работу отводится 10-15 мин учебного времени; на полнометражную контрольную работу в рубежном контроле отводят 1 ч учебного времени, а на итоговую от 4 ч (письменный экзамен по математике, физике, химии, ОБЖ) до 6 ч (написание сочинения) на итоговой аттестации.
2. По характеру применяемых заданий – вопросы в традиционной форме и работы с использованием заданий в тестовой форме. Использование заданий в традиционной форме имеет существенный недостаток, состоящий в том, что на эти задания нельзя получить однозначные ответы и оценки за эти ответы в пятибалльной системе могут колебаться от «2» до «4» в зависимости от квалификации педагога, его требовательности и других факторов. Следовательно, при использовании заданий в традиционной форме сложно получить объективные результаты контроля из-за размытости содержания ответа и вследствие отсутствия инструмента точного оценивания в каких-либо единицах, например в баллах. В случае применения заданий тестового типа уровень объективности значительно повышается при строгом соблюдении технологии конструирования как конкретного тестового задания, так и блок-теста.
1. Тестирование в современной школе становится привычным методом обучения, активной и увлекательной формой проверки и самопроверки знаний.
Тесты по содержанию вопросов и уровню их сложности позволяют учителю осуществить проверку знаний без дополнительных затрат времени, а учащимся дают возможность подготовиться к опросу, контрольным работам, зачетам и самостоятельно проверить правильность усвоения материала.
Тестирование может быть как итоговым, так и текущим. Количество тестов, даваемых учащимся для выполнения за один раз в процессе текущей проверки знаний, определяется преподавателем.
Тестовое задание структурно состоит из следующих частей:
• инструкция;
• содержание задания;
• предлагаемые варианты ответов (не менее трех правдоподобных);
• правильный ответ.
При тестировании проверяемый должен из предложенных вариантов ответов выбрать правильный.
2. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине. Проверочные работы могут носить не только контролирующий, но и обучающий характер.
3. Контрольные работы служат для контроля за качеством усвоения учащимися учебного материала и их умением применять знания на практике. На основании выполнения этих работ преподаватель может иметь точное и ясное представление о полученных учащимися знаниях и приобретенных ими навыках и умениях.
4. Зачеты и экзамены проводятся в качестве итоговой формы контроля и оценки подготовки учащихся.
Выставленная учащемуся оценка должна быть безукоризненно справедливой и объективной. Завышенная оценка часто порождает чувство самоуверенности и снижает желание трудиться с полной отдачей сил. Заниженная оценка вызывает у обучаемого чувство досады и нежелание учиться.
При выставлении оценки преподаватель должен учитывать:
– объем знаний по теме, разделу, предмету;
– правильность и прочность овладения навыками и умениями;
– количество, характер и значение ошибок;
– последовательность в изложении материала, самостоятельность и уверенность при проведении аналитической работы с последующими выводами.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Как осуществляется контроль за качеством знаний в образовательном процессе?
2. Охарактеризуйте функции и виды контроля в педагогическом процессе.
3. В чем сущность предварительного контроля?
4. В чем сущность текущего контроля?
5. В чем сущность рубежного и итогового контроля?
6. Охарактеризуйте индивидуальный и фронтальный устный опрос.
7. Охарактеризуйте письменный контроль знаний учащихся.
8. Раскройте сущность тестирования в современной школе.
Литература
1. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Под ред. О.А. Абдуллиной. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 512 с.
2. Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учеб. пособие / Т.А. Берсенева, Т.В. Мельникова, А.М. Осокин. – СПб.: СПбАППО, 2005. – 70 с.
3. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-метод. пособие. – М.: педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
4. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения): Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 368 с.
5. Латчук В.Н. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 8 класс. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2003. – 48 с.
6. Латчук В.Н. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 10 класс. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2002. – 64 с.
7. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2004. – 80 с.
8. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками / Авт.-сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 120 с.
9. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2001. – 104 с.
10. Соловьев С.С. Тематический контроль по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Комплект тестовых знаний для учащихся 7-8 классов. – М.: Интеллект-Центр, 2001. – 144 с.
11. Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты 5-11 классы: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 208 с.
Лекция 9. Формы и методы обучения безопасности жизнедеятельности
План:
1. Формы обучения, их особенности и признаки.
2. Типы, структура и технология уроков.
3. Методы организации и осуществления учебной деятельности.
4. Виды и характеристика словесных методов обучения применяемых на уроках основы безопасности жизнедеятельности.
5. Наглядные методы на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
6. Практические методы при обучении основам безопасности жизнедеятельности.
7. Внеклассные занятия по основам безопасности жизнедеятельности.