Тенденции совершенствования содержания образования в Республике Беларусь

Основные теории содержания образования, основанные на методологических позициях ученых

Вопросы для сравнения Теория формального обучения Теория материального обучения Прагматическая теория
1. Представители Педагоги Д. Локк, И. Песталоцци, И. Гербарт, философ И. Кант Английский ученый Г. Спенсер Американский педагог и психолог Д. Дьюи
2. Источник познания «Рацио» (от лат. «разум») «Эмпирио» (от лат. «опыт») «Прагма» (от греч. «действие»)
3. Направление философии Философия рационализма Философия эмпиризма Философия прагматизма
4. Цель образования Развитие мыслительных способностей Полезные для жизни знания Социальная адаптация, подготовка к жизни
5. Предметы для изучения Древние и иностранные языки, математика Математика, естественные науки, прикладные дисциплины Решение практических задач, интересных детям и взятых из их опыта
6. Тип учебного заведения Классическая гимназия Реальное училище Школы проектного обучения США
7. Положительные стороны Развитие памяти, мышления, логики, способностей учащихся Подготовка к жизни и профессиональной деятельности Социальная адаптация, общительность, мотивация учения
8. Недостатки Не хватает содержательности материала, нет прочности знаний Узость подготовки, нет развивающего влияния других предметов Нет системы знаний, низкий утилитарный уровень развития

Содержание образования (чему учить?):

Это педагогическая адаптация системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечивает развитие личности (И.Я. Лернер).

«Содержание образования - это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая индивиду для усвоения, отобранная и структурированная таким образом, чтобы ее усвоение направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям воспитания» (В.С. Леднев).

Структура содержания образования:

1. Система знаний о природе, обществе, производственной деятельности; развитии мышления и познания; истории науки - когнитивный опыт человечества (понятия, законы, теории, концепции и др.);

2. опыт осуществления способов деятельности, известных обществу - интеллектуальные и практические умения как общего (анализ, сравнение, выделение главного, формулирование выводов), так и специального характера (в соответствии со спецификой учебного предмета);

3. опыт творческой деятельности - готовность к творческому преобразованию действительности, развитие умений самостоятельно переносить знания в новую ситуацию, видеть множество способов решения проблемы и находить новые способы;

Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру - система ценностей личности, ее мировоззрение, культура поведения и общения.

-Какого человека можно назвать образованным?

Важнейшие факторы, определяющие содержание образования (И.Ф. Харламов):

Объективные Субъективные

Потребности и цели развития 1)политика и интересы общества правящих классов

Развитие науки 2) методологические

Возрастные особенности учащихся позиции ученых

Критерии отбора содержания образования (Ю.К. Бабанский):

1) направленность на формирование базовой культуры личности;

2) высокая научная и практическая значимость изучаемого материала;

3) соответствие сложности материала реальным возможностям учащихся определенного возраста;

4) соответствие объема материала времени, отводимого на изучение данного предмета в школе;

5) учет международного опыта построения содержания образования;

6) соответствие имеющейся учебно-методической и материальной базе образовательного учреждения.

Тенденции совершенствования содержания образования в Республике Беларусь

(в соответствии с новой образовательной парадигмой: формирование у учащихся способности к самоопределению во всех сферах жизнедеятельности, умений самостоятельно овладевать знаниями, применять их в новых условиях):

- гуманизация и гуманитаризация содержания образования;

- информатизация содержания образования;

- разработка и реализация деятельностного содержания образования;

- постепенное уменьшение обязательных предметов и увеличение предметов по выбору;

- открытость и вариативность содержания образования;

- включение интегрированных курсов;

- стандартизация содержания образования.

Основные документы, определяющие содержание образования:

1. Государственный стандарт РБ;

2. Учебный план:

- перечень предметов;

- количество часов на их изучение;

- порядок обучения (учебные четверти, каникулы);

- базовый (обязательный) и школьный (вариативный) компоненты.

3. Учебная программа:

- цели изучения предмета, его структура;

- содержание предмета по разделам и темам;

- необходимые умения и навыки; практические, лабораторные и контрольные работы;

- межпредметные и внутрипредметные связи;

- критерии оценок по 10-балльной системе;

- принципы построения: линейный, концентрический, смешанный.

4. Учебник:

- структура: текст и внетекстовый компонент;

- функции:

информационная;

мотивационная;

трансформационная;

систематизирующая;

закрепления и самоконтроля;

интегрирующая;

координирующая;

воспитательно-развивающая;

обучающая.

Наши рекомендации