Тенденции совершенствования содержания образования в Республике Беларусь
Основные теории содержания образования, основанные на методологических позициях ученых
Вопросы для сравнения | Теория формального обучения | Теория материального обучения | Прагматическая теория |
1. Представители | Педагоги Д. Локк, И. Песталоцци, И. Гербарт, философ И. Кант | Английский ученый Г. Спенсер | Американский педагог и психолог Д. Дьюи |
2. Источник познания | «Рацио» (от лат. «разум») | «Эмпирио» (от лат. «опыт») | «Прагма» (от греч. «действие») |
3. Направление философии | Философия рационализма | Философия эмпиризма | Философия прагматизма |
4. Цель образования | Развитие мыслительных способностей | Полезные для жизни знания | Социальная адаптация, подготовка к жизни |
5. Предметы для изучения | Древние и иностранные языки, математика | Математика, естественные науки, прикладные дисциплины | Решение практических задач, интересных детям и взятых из их опыта |
6. Тип учебного заведения | Классическая гимназия | Реальное училище | Школы проектного обучения США |
7. Положительные стороны | Развитие памяти, мышления, логики, способностей учащихся | Подготовка к жизни и профессиональной деятельности | Социальная адаптация, общительность, мотивация учения |
8. Недостатки | Не хватает содержательности материала, нет прочности знаний | Узость подготовки, нет развивающего влияния других предметов | Нет системы знаний, низкий утилитарный уровень развития |
Содержание образования (чему учить?):
Это педагогическая адаптация системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечивает развитие личности (И.Я. Лернер).
«Содержание образования - это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая индивиду для усвоения, отобранная и структурированная таким образом, чтобы ее усвоение направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям воспитания» (В.С. Леднев).
Структура содержания образования:
1. Система знаний о природе, обществе, производственной деятельности; развитии мышления и познания; истории науки - когнитивный опыт человечества (понятия, законы, теории, концепции и др.);
2. опыт осуществления способов деятельности, известных обществу - интеллектуальные и практические умения как общего (анализ, сравнение, выделение главного, формулирование выводов), так и специального характера (в соответствии со спецификой учебного предмета);
3. опыт творческой деятельности - готовность к творческому преобразованию действительности, развитие умений самостоятельно переносить знания в новую ситуацию, видеть множество способов решения проблемы и находить новые способы;
Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру - система ценностей личности, ее мировоззрение, культура поведения и общения.
-Какого человека можно назвать образованным?
Важнейшие факторы, определяющие содержание образования (И.Ф. Харламов):
Объективные Субъективные
Потребности и цели развития 1)политика и интересы общества правящих классов
Развитие науки 2) методологические
Возрастные особенности учащихся позиции ученых
Критерии отбора содержания образования (Ю.К. Бабанский):
1) направленность на формирование базовой культуры личности;
2) высокая научная и практическая значимость изучаемого материала;
3) соответствие сложности материала реальным возможностям учащихся определенного возраста;
4) соответствие объема материала времени, отводимого на изучение данного предмета в школе;
5) учет международного опыта построения содержания образования;
6) соответствие имеющейся учебно-методической и материальной базе образовательного учреждения.
Тенденции совершенствования содержания образования в Республике Беларусь
(в соответствии с новой образовательной парадигмой: формирование у учащихся способности к самоопределению во всех сферах жизнедеятельности, умений самостоятельно овладевать знаниями, применять их в новых условиях):
- гуманизация и гуманитаризация содержания образования;
- информатизация содержания образования;
- разработка и реализация деятельностного содержания образования;
- постепенное уменьшение обязательных предметов и увеличение предметов по выбору;
- открытость и вариативность содержания образования;
- включение интегрированных курсов;
- стандартизация содержания образования.
Основные документы, определяющие содержание образования:
1. Государственный стандарт РБ;
2. Учебный план:
- перечень предметов;
- количество часов на их изучение;
- порядок обучения (учебные четверти, каникулы);
- базовый (обязательный) и школьный (вариативный) компоненты.
3. Учебная программа:
- цели изучения предмета, его структура;
- содержание предмета по разделам и темам;
- необходимые умения и навыки; практические, лабораторные и контрольные работы;
- межпредметные и внутрипредметные связи;
- критерии оценок по 10-балльной системе;
- принципы построения: линейный, концентрический, смешанный.
4. Учебник:
- структура: текст и внетекстовый компонент;
- функции:
информационная;
мотивационная;
трансформационная;
систематизирующая;
закрепления и самоконтроля;
интегрирующая;
координирующая;
воспитательно-развивающая;
обучающая.