Психосоциальная работа с инвалидами

Методами социально-психологической реабилитации служат психологическое консультирование, психотерапия, социотерапия, т.е. весь комплекс мероприятий, положительно воздействующих на больного или инвалида и создающих вокруг него психологи­чески благоприятную микросоциальную среду.

При всех методах социально-психологическая реабилитация, прежде всего, апеллирует к личности индивида, активно пыта­ясь добиться у него гармонии с самим собой и обществом, по­высить компетентность в анализе ситуации, вселить веру в свои силы и возможности, восстановить нарушенные болезнью соци­альные связи. Успешность реабилитации во многом определяют такие психологические факторы, как уровень зрелости личнос­ти, установки и структура ценностных ориентации, внутренняя картина болезни, стереотипы психологической защиты, адек­ватное восприятие социума, гармоничные отношения с окружа­ющими. Отношение больного или инвалида к процессу реабили­тации, к возвращению к трудовой деятельности, его оценка сво­его состояния и перспектив формируют субъективную оценку качества жизни и определяют в дальнейшем социальную актив­ность.

В социальной работе психосоциальное направление занимает особое место. Оно включает в себя способы решения проблем, учитывающие одновременно и социальные, и психологические аспекты, рассматривает индивида во взаимодействии его с окру­жающим миром, в конкретной жизненной ситуации. Необходи­мость психосоциальной помощи особенно возрастает, если речь идет о «трудной жизненной ситуации». По мнению Е. А. Петровой (2004), к основным феноменологическим показателям, характе­ризующим трудную жизненную ситуацию, относятся:

- возникновение новой системы требований к субъекту, выхо­
дящей за рамки текущей социализации, необходимость его адап­
тации к ситуации и, по сути, ситуативной ресоциализации;

- неадекватность алгоритмов привычного социального поведе­
ния;

-нарушение текущей деятельности (трудовой, учебной и пр.);

- разрыв круга привычного общения;

- стрессовое воздействие на организм и психику в целом.

Все эти параметры непосредственно можно отнести к ситуаци­ям, в которых человек в силу тех или иных причин стал инвали­дом. Помощь социального работника не может быть эффектив­ной, если она не апеллирует к личности клиента, не учитывает его психологическое состояние и мотивацию поведения, не ис­пользует психологическое воздействие.

Выделяют основные теоретические парадигмы психосоциальных вмешательств — психодинамические и поведенческие. По психоди­намической теории, развитие личности определяется двусторонни­ми отношениями «человек—среда» и их взаимным влиянием. Со­гласно концепции психосоциальной идентичности личности, пред­ложенной Э. Эриксоном, личность воспринимает себя в неразрыв­ном единстве со всеми своими социальными связями. Изменение социальных отношений приводит к трансформации прежней иден­тичности, что вызывает определенный кризис, продолжающийся до тех пор, пока индивид не сформирует новую идентичность. Пси­ходинамический подход широко используется в современной пси­хиатрии и психологии для понимания природы возникновения психических, личностных и поведенческих расстройств. В свою оче­редь, это дает основание для выбора социально-терапевтических воздействий. В практике психодинамической модели психосоциаль­ной работы основной акцент делается на изучение природы про­блем клиента в аспекте жизненного опыта и стереотипа разреше­ния межличностных конфликтов и реагирования на стресс.

Бихевиоризм (от англ. ЪеНатог — поведение) — направление в психологии, которое поведение человека понимает как совокуп­ность реакций организма на воздействие внешней среды, на на­бор фиксируемых стимулов. Развившаяся в рамках бихевиоризма теория социального научения выдвигает положение о том, что поведение управляется тремя отдельными, но взаимодействую­щими регулирующими системами. Это — внешние стимулирую­щие события, внешнее подкрепление и, самое главное, проме­жуточные когнитивные процессы.

Когнитивная модификация поведения подразумевает анализ ин­терпретации личностью своего жизненного опыта. Согласно дан­ному подходу влияние средовых событий на поведение в большой степени зависит от когнитивных процессов, определяющих, ка­ким именно средовым факторам уделяется внимание и как они интерпретируются индивидом.

На теориях социального научения и когнитивной модифика­ции поведения основана поведенческая терапия, которая исполь­зует принципы, развитые в экспериментальной и социальной психологии.




9 Зозуля



Методы поведенческой терапии, которые применяются в психо­
социальной работе, опираются на способность человека к целена­
правленному и осмысленному изменению поведения. В процессе
тренингов, ориентированных на решение конкретных поведен­
ческих задач, человек учится справляться с жизненными трудно­
стями и повышает свои способности к самоконтролю и активным
действиям. ч

Психосоциальные методы аккумулируют в себе элементы пси­хокоррекции, психотерапии и социальной работы. Психосоциаль­ная помощь относится к наиболее важной составной части реаби­литации лиц с проблемами здоровья и ограниченными возмож­ностями, так как наряду с решением множества терапевтических задач она в обязательном порядке способствует улучшению соци­ального поведения индивида.

В процессе оказания психосоциальной помощи социальные работники стремятся помочь инвалидам лучше понять свои про­блемы, представления о цели в жизни, правильно оценить и улуч­шить собственные способности к изменениям, к адаптивным фор­мам поведения и в случае необходимости используют социальные ресурсы для обеспечения процесса позитивного изменения.

Основные направления психосоциальной работы составляют:

социотерапия личности (индивидуальные и групповые формы);

психокоррекционная работа с реабилитируемой личностью и его ближайшим окружением (семьей, соседями, коллегами по работе, учебе или проведению досуга), включая семейную тера­пию, вовлечение инвалидов в групповые формы активности, в том числе в группы самопомощи, в психосоциальные клубы;

информационно-образовательная работа с инвалидами и об­ществом.

Социотерапия — это меры социального терапевтического воз­действия, которые стимулируют социальную активность личности и способствуют ее социализации. Методологическую основу соци-отерапии составляют некоторые психотерапевтические методы, ориентированные на приобретение и развитие социальных навы­ков, повышение компетентности в анализе ситуации, а также те­рапия микросредой, терапия занятостью, организация активного досуга, трудотерапия и другие методы реабилитации, которые позволяют улучшить социальное поведение индивида.

Под термином «терапевтическая среда» понимают все то, что окружает больного, — вещи, люди (медицинские и социальные работники, родственники, пациенты учреждения), процессы, события. Создание терапевтической среды особенно важно при вынужденном ограничении социального окружения и социальных контактов человека. В первую очередь это касается стационарных учреждений (больниц, интернатов) или домашней обстановки в случае невозможности свободного перемещения инвалида за пре-

делами квартиры. Психологическими исследованиями установле­но неблагоприятное воздействие длительной госпитализации, которая включает в себя элементы социальной депривации и при­водит к проявлениям «госпитализма» — обеднению эмоциональ­но-волевых качеств личности и углублению социальной пассив­ности.

Необходимо все окружение пациента организовать таким обра­зом, чтобы оно как можно больше приближалось к естественно­му, предоставляло максимум свободы, стимулировало адаптаци­онные возможности больного и формирование ответственности за свое социальное поведение. Чем активнее средовое терапевти­ческое воздействие, тем более ощутим его эффект.

Среди мероприятий социализирующего плана, которые вхо­дят в понятие терапии средой, выделяют две группы:

1) мероприятия, организованные работниками учреждений (на­
пример, домов-интернатов или больниц), не требующие какого-
либо проявления активности пациентов: кино, концерты, лек­
ции, просмотр телепередач, встречи с родственниками;

2) мероприятия по активному вовлечению проживающих в уч­
реждении в общественно полезную деятельность: участие в само­
управлении, в общественных советах; дежурства в столовой, на
этаже, в жилых комнатах, шефство над ослабленными больны­
ми, участие в неформальных и терапевтических группах и др.

Роль социального работника состоит в обеспечении уюта и ком­фортных условий в жилых комнатах, холлах, помещениях для от­дыха и трудовой деятельности, в формировании и выявлении по­требностей у инвалидов в более комфортной окружающей среде, в обучении инвалидов умению самим создавать уют, совершен­ствовать интерьер, в реализации совместными усилиями конк­ретных мер по улучшению условий для проживания инвалидов.

В систему социально-терапевтических мероприятий входят тру­довая терапия и занятость в различных кружках (вышивания, вя­зания, рисования, художественной самодеятельности), которые способствуют организации досуга, развитию способностей и са­мовыражению инвалидов. Вид досуга выбирает сам человек в меру уже сформировавшихся потребностей, сложившихся привычек либо развивающихся интересов. В целях расширения кругозора и интересов инвалидов практикуются культурно-массовые и спортив­ные мероприятия, экскурсии, коллективные беседы по обмену впечатлениями.

Важное звено в организации терапии средой — создание дру­жеской атмосферы среди проживающих, формирование партнер­ских отношений между персоналом и пациентами, что способ­ствует не только установлению благоприятного психологического климата в учреждении, но и повышению социального и личност­ного статуса больных или инвалидов.





В процессе психосоциальной работы осуществляется психокор­рекция, которая направлена на исправление недостатков в психи­ческом развитии или поведении в случаях неудовлетворенности личности собой и собственной жизнью.

Выделяют следующие специфические черты, характерные для психокоррекционного процесса:

- ориентация на людей, имеющих в повседневной жизни труд­
ности, проблемы и желающих изменить свою жизнь или ставящих
перед собой цель повысить способность к самореализации;

- ориентация на здоровые стороны личности независимо от
степени нарушения (может применяться как у психически здоро­
вых, так и у больных людей при сохранении критики к собствен­
ной личности и поведению);

- направленность на изменение поведения, межличностных
отношений (семейных, коллективных) и развитие личности кли­
ента.

Психокоррекционная социальная работа проводится в инди­видуальной и групповой формах. Психосоциальная работа в виде индивидуальной формы получила название индивидуальной работы со случаем (зоаа1 саземюгк): социальный работник выступает в качестве основного и единственного инструмента воздействия на пациента. При этом контакт социального работника может осу­ществляться с одним пациентом или группой лиц (например, чле­нами семьи пациента). Социальная работа с группой в таких слу­чаях понимается как особая форма индивидуальной работы.

К основным этапам индивидуальной работы относятся откры­тие случая, контакт, диагностика (определение потребностей кли­ента), установление целей, планирование работы (с оценкой ба­рьеров), осуществление интервенции, мониторинг и контроль, оценка вмешательства, закрытие случая.

Наиболее распространенный метод индивидуальной психосо­циальной работы — консультирование, при котором основным сред­ством воздействия выступает целенаправленная беседа. Ее задача — помочь пациентам и их семьям справиться с интрапсихическими, межличностными, социоэкономическими трудностями, достичь адаптации в определенной ситуации или общественной среде, по­высить эффективность управления собственной жизнью. Консуль­тирование представляет собой серию сессий, направленных на ре­шение проблемы.

Психосоциальная групповая работа ориентируется на техники и методы групповой работы, принятые в психотерапии и практике психологов и направленные на работу с людьми с различными социально-психологическими патологиями. В этом случае, в отли­чие от социальной работы с индивидом или группой лиц, где между отдельными ее членами нет жестко структурированных вза­имоотношений, психотерапевтическая группа несет в себе опре-

деленный лечебный потенциал и является активным помощни­ком социального работника в психокоррекционном процессе.

Специфика групповой терапии заключается в целенаправлен­ном использовании групповой динамики, т. е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участ­никами группы в процессе работы.

Выбор метода и техник групповой работы зависит от цели те­рапевтического воздействия, проблем, возраста, личностных осо­бенностей и количества пациентов, а также-от тактики специали­ста.

Существуют следующие виды психокоррекционных групп:

1) группы социально-психологического тренинга, которые по
своему целевому назначению составляют:

- группы тренинга социальных навыков и умений;

- группы развития коммуникативных навыков;

- группы тренинга ассертивного поведения;

- группы межличностных отношений (проблемы семьи, про­
изводственные конфликты);

2) группы встреч (или самопомощи);

3) группы, в которых работа направлена на изменение ценно­
стных ориентации;

4) другие виды групп: группы совместной деятельности, му-
зыкотерапии, библиотерапии, арттерапии, танцевальной психо­
терапии, терапии творческим самовыражением и т.д.

Психокоррекционные группы, так же как и другие, могут быть центрированы преимущественно на руководителе (группы тренинга умений) или на членах группы (группа встреч).

В группе человек чувствует себя принимающим и принятым, доверяющим и пользующимся доверием, заботящимся и получа­ющим помощь. В такой обстановке взаимопонимания и взаимо­действия облегчается процесс разрешения межличностных конф­ликтов, возникающих вне группы. Человек пробует и осваивает новые навыки поведения, у него появляется возможность экс­периментировать с различными стилями межличностных от­ношений. Психокоррекционная группа может облегчить процесс самоисследования и самопознания, проверить посредством груп­пового мнения уровень самооценки, реальность собственных при­тязаний.

Методы групповой социально-психологической терапии.В прак­тике групповой психосоциальной работы широкое распростране­ние и популярность в связи с высокой эффективностью получили методы поведенческой терапии.

Понятие «поведенческая психотерапия» впервые ввели в прак­тику независимо друг от друга Арнольд Лазарус и Ганс Айзенк в конце 1950-х гг. В отечественной психотерапии этот метод чаще называют «условно-рефлекторная терапия». Он основан на модели

научения, или образовательной модели, человеческого развития. Для того чтобы вызвать изменение поведения, необязательно глу­боко вникать в происхождение психологической проблемы. В пове­денческой терапии большую роль играет опыт корректирующего научения, тренинг умений, позволяющий пациентам приобрести новые навыки поведения, повысить свою коммуникативную ком­петентность или научиться преодолевать свои дезадаптивные при­вычки и разрушительные эмоциональные конфликты.

В процессе проведения сессии можно выделить следующие этапы:

- идентификация поведения клиента;

- определение целей изменения поведения и задач каждого за­
нятия;

- моделирование ситуации по изменению поведения;

- проигрывание ситуации и закрепление необходимого типа
поведения (или стремление приблизиться к нему);

- оценка достигнутого результата и внесение коррекции;

- поддержание изменения целевого поведения в реальной жизни.
В процессе социально-психологической терапии применяются

различные методические приемы: групповая дискуссия, ролевая игра, невербальные упражнения и т.д.

Тренинг социальных навыков направлен на повышение социаль­ной компетентности инвалидов в повседневной жизни и конкре­тизируется в тех или иных сферах: домашнее хозяйство, работа, досуг. К основным видам жизненных умений, которым обучаются в группе, относятся управление эмоциями, планирование своего ближайшего и отдаленного будущего, принятие решений, роди­тельские функции, коммуникативные умения.

Техники тренинга социальных навыков строятся с учетом сни­женной способности инвалидов к социальному научению, на чем основано требование структурированности программы и ступенча­тости в усложнении, а также ее индивидуализации на основе пред­варительной оценки функциональных возможностей пациента.

Для терапии широкого диапазона межличностных проблем — от ограниченности социально-поведенческого репертуара до со­циальной тревоги — применяется тренинг ассертивности.

Ассертивность — термин, означающий уверенность, настой­чивость, напористость, способность утверждать себя. Неассертив-ные люди испытывают тревогу в социальных ситуациях и страда­ют от низкой самооценки, они не в состоянии выражать свои чувства и отстаивать свои законные права.

В начале работы с пациентом при помощи терапевта произво­дится оценка уверенности в себе. Затем в процессе занятия тера­певт может смоделировать адекватное ассертивное поведение и предложить пациенту воспроизвести его. Внимание при этом уде­ляется формированию как невербальных, так и вербальных ха­рактеристик экспрессивного поведения (в частности, телесным



позам, голосовому тренингу и визуальному контакту). Для снятия возможных негативных эмоций, возникающих при репетиции, проводятся релаксационный тренинг и перестройка убеждений.

Поведенческая репетиция для обучения ассертивности хорошо подходит для групповой терапии, поскольку члены группы могут обеспечить более разнообразную обратную связь, чем один тера­певт, и также способны быть источником целого спектра модели­рующих влияний.

Занятия обычно проводятся в малых груцпах (8 —12 человек), с использованием моделирования соответствующих ситуаций, с применением ролевых игр и многократным повторением и за­креплением эффективных форм поведения, положительным их подкреплением со стороны ведущего и других участников группы. После проигрывания ролевой ситуации на тренинге с целью за­крепления данного поведения пациент в качестве «домашнего- за­дания» должен воспроизвести ассертивный поступок в реальном мире.

Помимо навыков самоутверждения и уверенности в себе суще­ствуют и другие социальные навыки, отсутствие которых может создавать определенные трудности в повседневной жизни. Напри­мер, знакомиться, общаться, разрешать межличностные конф­ликты. Целью различных многочисленных групп тренинга служат расширение поведенческого репертуара, умение действовать в раз­личных жизненных ситуациях, повышение социальной компетент­ности как способности находить компромисс между самореализа­цией и социальным приспособлением.

Ролевая игра, на которой строится тренинг, рассматривается как развитие анализа практической ситуации. Она с успехом мо­жет использоваться при наличии поведенческих и межличност­ных проблем.

Людям свойственно избегать осмысления отрицательных чувств в отношении себя, бесстрастного отношения к партнеру по конф­ликту. Чтобы легче было понять ситуацию, надо представить себя со стороны. Для лучшего понимания своей проблемы пациент может играть не собственную роль, а поменяться местами с дру­гими участниками группы.

В терапевтический процесс могут быть включены не только участники группы, но и близкое окружение больного.

Поведенческая терапия — это двусторонний процесс. С одной стороны, терапевт стремится вызвать перемены в убеждениях и поведении реабилитируемого лица, помогает преодолевать пато­логические поведенческие стереотипы. Но для достижения успеха необходимо активное стремление пациента к осознанию своих про­блем и их преодолению. В течение терапевтической сессии паци­ент должен постоянно производить оценку и коррекцию своего проблемного поведения в естественной среде. Критический фак-

тор в терапии — мотивация пациента, его готовность сотрудни­чать и упорство в достижении намеченных целей. Сопротивление переменам или недостаток мотивации — весьма частые причины неудач поведенческой терапии. Немалая доля искусства терапии состоит в преодолении подобного рода проблем.

Группы встреч.Их можно также отнести к группам роста или группам взаимной поддержки или самопомощи {5е1/-Не1р тоАег). Основоположником данного метода стал Карл Роджерс. Он пола­гал, что в каждом человеке присутствует стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько это возможно биологически, — стремление к самоактуализации.

Цель группы встреч — пробудить внутренние резервы, стрем­ление к самоосознанию и межличностному развитию, к возмож­но полной реализации того потенциала, который заложен в каж­дом индивиде.

Группа взаимной поддержки может включать разное количе­ство человек (от 7—10 до нескольких десятков), которые обре­менены сходной проблемой и решили объединиться, чтобы со­вместными усилиями постараться эту проблему решить. Всячес­ки поощряются самостоятельность и активность каждого члена группы.

Работа группы контролируется самими членами. Профессиона­лы в этом не участвуют, но могут привлекаться для консультирова­ния. Кроме того, группы поощряют контроль потребителей помо­щи над службами любых типов и требуют, чтобы профессионалы, предоставляющие обслуживание, были им подотчетны.

Члены группы в процессе общения свободно выражают свои чувства, обсуждают жизненные проблемы и способы их решения, совместно ищут пути разрешения межличностных конфликтов, рассказывают о личном опыте преодоления проявлений болезни или функциональных недостатков. Участники групповых встреч приходят к более полному познанию себя и других, чем это воз­можно в обычных социальных отношениях. Обстановка открыто­сти, дружелюбия, взаимопомощи позволяет личности почувство­вать себя в безопасности и вынести на обсуждение самые сокро­венные вопросы, принять и потом воспроизвести в реальной жизни обновленные и конструктивные формы поведения.

Группы взаимопомощи пропагандируют свою идеологию, стре­мятся популяризировать профессиональную информацию, могут предложить альтернативную информацию или социальные услуги (бесплатно или за небольшую плату).

Группы совместной деятельности.Такие группы используют при различных занятиях, имеющих определенную ценность для ее уча­стников. Это может быть создание стенгазеты или выставки, при­готовление еды, посещение театрального представления с после­дующим его обсуждением. Важно, что в процессе совместной де-

ятельности члены группы устанавливают более тесные контакты, поощряют друг друга к активности и взаимодействию, ненавяз­чиво корригируют поведение и приобретают новые навыки. Такие группы особенно полезны для больных с выраженными дефици-тарными синдромами и явлениями социальной дезинтеграции.

Основные формы психокоррекционных групп — открытые и закрытые. Закрытые группы отличаются постоянным составом уча­стников. Длительность их работы определяется поставленными целями, задачами и терапевтической программой.

Открытые группы не имеют постоянного состава участников. Одни уходят по мере достижения положительных результатов и реализации своих ожиданий, другие вливаются в группу в про­цессе ее работы и посещают занятия с подходящей для них часто­той. Такие группы могут существовать неопределенно длительное время (иногда годами).

Открытые группы участвуют обычно в менее структурирован­ных формах психотерапии. Среди них следует выделить музыкоте-рапию, библиотерапию, арттерапию, танцевальную психотера­пию.

Группы терапии творческим самовыражением.Для длительно болеющих людей и инвалидов с успехом можно использовать ме­тод терапии творческим самовыражением, разработанный для пси­хически больных психотерапевтом М.Е. Бурно (1989). Метод на­правлен на обучение приемам целебного творческого самовыра­жения с осознанием ценности своей жизни.

Основными приемами этого метода служат:

- создание творческих произведений (сочинение рассказов,
рисование, фотографирование, вышивание и др.) на уровне воз­
можностей индивида с целью выражения особенностей его лич­
ности;

- творческое общение с природой, в процессе которого чело­
век должен стараться почувствовать, осознать, что именно из окру­
жающего ему особенно нравится, положительно влияет на эмо­
циональное состояние;

-творческое общение с литературой, искусством, наукой (име­ются в виду осознанные поиски среди различных произведений культуры близкого, созвучного больному);

- коллекционирование произведений искусства, интересных
предметов;

- обучение творческому поиску вдохновляющего в повседнев­
ном, необычного в обычном.

Кроме того, важно направлять активность подопечных в свобод­ное время на развитие коммуникативных и социальных навыков, привлекать их к участию в спортивных мероприятиях, развлечени­ях, походах выходного дня, к клубным встречам, всячески поощ­рять совместную деятельность инвалидов разных категорий.

Информационно-образовательная работа с инвалидами и обще­ством. Винформационно-образовательной работе с инвалидами можно выделить два блока:

1) проведение образовательных программ, касающихся воп­
росов здоровья;

2) предоставление информации по правовым вопросам, о на­
личии сети реабилитационных учреждений, об общественных объ­
единениях инвалидов и перечне предоставляемых ими услуг, о
проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий для
инвалидов и т. п.

В образовательные программы, или, как их еще называют, «шко­лы здоровья», входят лекции и вспомогательные информационные материалы (брошюры, буклеты), которые освещают клинические особенности того или иного заболевания, перечень мероприятий, необходимых для поддержания хорошего самочувствия и предот­вращения обострений, современные достижения в лечении и ре­абилитации. Особое внимание уделяется вопросам диетического питания, особенно при таких заболеваниях, при которых диета становится жизненно необходимым условием поддержания здо­ровья (например, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболе­вания). Проводится обучение правильному дыханию, психофизи­ческой саморегуляции.

Немаловажное значение для инвалидов имеют информация и образование, которые распространяются на все жизненные обла­сти. В первую очередь человеку, получившему статус инвалида, необходима информация о его правах и льготах, о тех инстанциях и учреждениях, где он может получить помощь, о существующих в сообществах видах поддержки.

С развитием компьютеризации все больше повышается роль Интернета в распространении информации подобного рода. Акту­ализируется задача по созданию сайтов и баз данных, содержа­щих любую информацию, интересующую инвалидов. Информа­ционные услуги должны быть ориентированы на индивидуальные потребности и любые социальные ситуации — вплоть до возмож­ности удовлетворения интересов хобби, поиска друзей или груп­пы по совместному турпоходу.

Информационно-образовательные общественные программы

преследуют другие цели.

Практиковавшаяся на протяжении многих десятилетий изо­ляция инвалидов в специализированных учреждениях или в собст­венных семьях привела к тому, что общество как бы забыло об их существовании, оно не готово к встрече с ними ни психо­логически, ни в плане обеспечения им полноправного доступа ко всем материальным и духовным благам. Лица, имеющие фи­зические дефекты или психические отклонения, подвержены стигматизации.

Стигма — это исключение из социума определенных групп лиц на основании их непохожести на большинство представите­лей общества. Дословно этот термин означает метку, клеймо, которое в Древней Греции ставили на теле рабов или преступни­ков. Стигма — устойчивое труднопреодолимое убеждение. Уро­вень распространенности и формы стигматизации меняются в зависимости от степени цивилизованности общества и его куль­туры, господствующих на каждый исторический момент пред­ставлений. Социальное сознание имеет свойство отражаться в сознании индивидуальном, поэтому неудивительно, что и сами инвалиды, и члены их семьи склонны к самостигматизиции, что влечет за собой самоизоляцию и ограничение социальной ак­тивности.

Стигматизация и дискриминация составляют совершенно не­нужные дополнения к проблемам людей с ограниченными-воз­можностями здоровья и ставят препятствия на пути получения помощи и достижения социальной реинтеграции. Ни одно обще­ство не защищено от проблем, связанных с инвалидностью, они наносят реальный и большой урон, при этом большое число ин­валидов остаются без необходимой помощи.

Одним из условий успешной реализации политики по инте­грации лиц с ограниченными возможностями в социум служит проведение программ, направленных на повышение толерантно­сти общества к этой категории лиц. В решении проблемы дестиг-матизации профессионалами и самими инвалидами могут быть использованы разные пути.

Большую пользу могут принести правильно построенные ин­формационно-образовательные программы, издание научно-по­пулярных книг, журналов, информационных брошюр, которые должны способствовать повышению уровня осведомленности на­селения о социальных, медицинских, экономических и психоло­гических проблемах инвалидов. Необходимы программы, содей­ствующие вовлечению сообщества в решение этих проблем. Вредоносные эффекты стигмы и дискриминации могут быть со­кращены путем развенчания мифов о социальной неполноценно­сти инвалидов.

Главная цель такой работы — это запуск культуральных изме­нений и формирование эмоционального климата, способного улуч­шить нынешнее положение дел, генерировать солидарность и под­держку, создать новые взаимоотношения между людьми.

Катализаторами программ по дестигматизации могут выступать общественные организации инвалидов и их родственников, а по­мощниками этих организаций — политические и общественные деятели в сфере искусства, литературы, музыки, спорта, журна­листы, священнослужители, ученые, педагоги, руководители в сфере бизнеса и финансов.

Для привлечения внимания общества к наболевшим вопросам, связанным с инвалидностью, необходимо широко использовать возможности средств массовой информации, проведения пресс-конференций, выступлений по радио и телевидению, обращений к населению во время церковной службы, организации открытых уроков в средних и высших учебных заведениях, благотворитель­ных базаров и выставок, участия инвалидов в специальных засе­даниях парламента.

Общественные организации инвалидов должны принимать уча­стие в формировании политики, планировании деятельности служб медико-социальной реабилитации, совершенствовании законода­тельных актов в отношении инвалидов. Потребители знают, что им нужно для выживания в современном обществе, они способ­ны точно определять собственные нужды с точки зрения удовлет­ворения жизненных потребностей, охраны здоровья и устранения барьеров.

Только изменение общественного отношения к проблеме ин­валидности станет гарантией совершенствования государственной политики в этой области и, главное, ее реализации.

Вопросы для самоконтроля

1. Вчем заключаются особенности психосоциальной работы?

2. Какие методы психосоциальной помощи можно использовать при
реабилитации инвалидов?

3. Что такое терапевтическая среда и как ее организовать?

4. Какие существуют методы поведенческой терапии?

5. Какова роль социального работника в проблеме дестигматизации
инвалидов?

Литература

1.Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы /
Пер. со швед. Л.В.Лопатиной. — М., 1992.

2. Васьковская С. В., Горностай П. П. Теория и практика психологиче­
ского консультирования. — Киев, 1996.

3. Бачков И. Основы технологии группового тренинга. — М., 2000.

4. Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь насе­
лению: Пер. со швед. — М., 1998.

5. Мейер В., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. — СПб., 2001.

6. ОсиповаА.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые
методы работы. — М., Воронеж, 2000.

7. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социаль­
но-психологического тренинга. — М., 1982.

8. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. — М.,
2002.

9. Шапиро Б. Ю. Консультирование в практической социальной рабо­
те // Социальные технологии, исследования. — 2003. — № 1.

Глава 7

Наши рекомендации