Психосоциальная работа с инвалидами
Методами социально-психологической реабилитации служат психологическое консультирование, психотерапия, социотерапия, т.е. весь комплекс мероприятий, положительно воздействующих на больного или инвалида и создающих вокруг него психологически благоприятную микросоциальную среду.
При всех методах социально-психологическая реабилитация, прежде всего, апеллирует к личности индивида, активно пытаясь добиться у него гармонии с самим собой и обществом, повысить компетентность в анализе ситуации, вселить веру в свои силы и возможности, восстановить нарушенные болезнью социальные связи. Успешность реабилитации во многом определяют такие психологические факторы, как уровень зрелости личности, установки и структура ценностных ориентации, внутренняя картина болезни, стереотипы психологической защиты, адекватное восприятие социума, гармоничные отношения с окружающими. Отношение больного или инвалида к процессу реабилитации, к возвращению к трудовой деятельности, его оценка своего состояния и перспектив формируют субъективную оценку качества жизни и определяют в дальнейшем социальную активность.
В социальной работе психосоциальное направление занимает особое место. Оно включает в себя способы решения проблем, учитывающие одновременно и социальные, и психологические аспекты, рассматривает индивида во взаимодействии его с окружающим миром, в конкретной жизненной ситуации. Необходимость психосоциальной помощи особенно возрастает, если речь идет о «трудной жизненной ситуации». По мнению Е. А. Петровой (2004), к основным феноменологическим показателям, характеризующим трудную жизненную ситуацию, относятся:
- возникновение новой системы требований к субъекту, выхо
дящей за рамки текущей социализации, необходимость его адап
тации к ситуации и, по сути, ситуативной ресоциализации;
- неадекватность алгоритмов привычного социального поведе
ния;
-нарушение текущей деятельности (трудовой, учебной и пр.);
- разрыв круга привычного общения;
- стрессовое воздействие на организм и психику в целом.
Все эти параметры непосредственно можно отнести к ситуациям, в которых человек в силу тех или иных причин стал инвалидом. Помощь социального работника не может быть эффективной, если она не апеллирует к личности клиента, не учитывает его психологическое состояние и мотивацию поведения, не использует психологическое воздействие.
Выделяют основные теоретические парадигмы психосоциальных вмешательств — психодинамические и поведенческие. По психодинамической теории, развитие личности определяется двусторонними отношениями «человек—среда» и их взаимным влиянием. Согласно концепции психосоциальной идентичности личности, предложенной Э. Эриксоном, личность воспринимает себя в неразрывном единстве со всеми своими социальными связями. Изменение социальных отношений приводит к трансформации прежней идентичности, что вызывает определенный кризис, продолжающийся до тех пор, пока индивид не сформирует новую идентичность. Психодинамический подход широко используется в современной психиатрии и психологии для понимания природы возникновения психических, личностных и поведенческих расстройств. В свою очередь, это дает основание для выбора социально-терапевтических воздействий. В практике психодинамической модели психосоциальной работы основной акцент делается на изучение природы проблем клиента в аспекте жизненного опыта и стереотипа разрешения межличностных конфликтов и реагирования на стресс.
Бихевиоризм (от англ. ЪеНатог — поведение) — направление в психологии, которое поведение человека понимает как совокупность реакций организма на воздействие внешней среды, на набор фиксируемых стимулов. Развившаяся в рамках бихевиоризма теория социального научения выдвигает положение о том, что поведение управляется тремя отдельными, но взаимодействующими регулирующими системами. Это — внешние стимулирующие события, внешнее подкрепление и, самое главное, промежуточные когнитивные процессы.
Когнитивная модификация поведения подразумевает анализ интерпретации личностью своего жизненного опыта. Согласно данному подходу влияние средовых событий на поведение в большой степени зависит от когнитивных процессов, определяющих, каким именно средовым факторам уделяется внимание и как они интерпретируются индивидом.
На теориях социального научения и когнитивной модификации поведения основана поведенческая терапия, которая использует принципы, развитые в экспериментальной и социальной психологии.
9 Зозуля
Методы поведенческой терапии, которые применяются в психо
социальной работе, опираются на способность человека к целена
правленному и осмысленному изменению поведения. В процессе
тренингов, ориентированных на решение конкретных поведен
ческих задач, человек учится справляться с жизненными трудно
стями и повышает свои способности к самоконтролю и активным
действиям. ч
Психосоциальные методы аккумулируют в себе элементы психокоррекции, психотерапии и социальной работы. Психосоциальная помощь относится к наиболее важной составной части реабилитации лиц с проблемами здоровья и ограниченными возможностями, так как наряду с решением множества терапевтических задач она в обязательном порядке способствует улучшению социального поведения индивида.
В процессе оказания психосоциальной помощи социальные работники стремятся помочь инвалидам лучше понять свои проблемы, представления о цели в жизни, правильно оценить и улучшить собственные способности к изменениям, к адаптивным формам поведения и в случае необходимости используют социальные ресурсы для обеспечения процесса позитивного изменения.
Основные направления психосоциальной работы составляют:
социотерапия личности (индивидуальные и групповые формы);
психокоррекционная работа с реабилитируемой личностью и его ближайшим окружением (семьей, соседями, коллегами по работе, учебе или проведению досуга), включая семейную терапию, вовлечение инвалидов в групповые формы активности, в том числе в группы самопомощи, в психосоциальные клубы;
информационно-образовательная работа с инвалидами и обществом.
Социотерапия — это меры социального терапевтического воздействия, которые стимулируют социальную активность личности и способствуют ее социализации. Методологическую основу соци-отерапии составляют некоторые психотерапевтические методы, ориентированные на приобретение и развитие социальных навыков, повышение компетентности в анализе ситуации, а также терапия микросредой, терапия занятостью, организация активного досуга, трудотерапия и другие методы реабилитации, которые позволяют улучшить социальное поведение индивида.
Под термином «терапевтическая среда» понимают все то, что окружает больного, — вещи, люди (медицинские и социальные работники, родственники, пациенты учреждения), процессы, события. Создание терапевтической среды особенно важно при вынужденном ограничении социального окружения и социальных контактов человека. В первую очередь это касается стационарных учреждений (больниц, интернатов) или домашней обстановки в случае невозможности свободного перемещения инвалида за пре-
делами квартиры. Психологическими исследованиями установлено неблагоприятное воздействие длительной госпитализации, которая включает в себя элементы социальной депривации и приводит к проявлениям «госпитализма» — обеднению эмоционально-волевых качеств личности и углублению социальной пассивности.
Необходимо все окружение пациента организовать таким образом, чтобы оно как можно больше приближалось к естественному, предоставляло максимум свободы, стимулировало адаптационные возможности больного и формирование ответственности за свое социальное поведение. Чем активнее средовое терапевтическое воздействие, тем более ощутим его эффект.
Среди мероприятий социализирующего плана, которые входят в понятие терапии средой, выделяют две группы:
1) мероприятия, организованные работниками учреждений (на
пример, домов-интернатов или больниц), не требующие какого-
либо проявления активности пациентов: кино, концерты, лек
ции, просмотр телепередач, встречи с родственниками;
2) мероприятия по активному вовлечению проживающих в уч
реждении в общественно полезную деятельность: участие в само
управлении, в общественных советах; дежурства в столовой, на
этаже, в жилых комнатах, шефство над ослабленными больны
ми, участие в неформальных и терапевтических группах и др.
Роль социального работника состоит в обеспечении уюта и комфортных условий в жилых комнатах, холлах, помещениях для отдыха и трудовой деятельности, в формировании и выявлении потребностей у инвалидов в более комфортной окружающей среде, в обучении инвалидов умению самим создавать уют, совершенствовать интерьер, в реализации совместными усилиями конкретных мер по улучшению условий для проживания инвалидов.
В систему социально-терапевтических мероприятий входят трудовая терапия и занятость в различных кружках (вышивания, вязания, рисования, художественной самодеятельности), которые способствуют организации досуга, развитию способностей и самовыражению инвалидов. Вид досуга выбирает сам человек в меру уже сформировавшихся потребностей, сложившихся привычек либо развивающихся интересов. В целях расширения кругозора и интересов инвалидов практикуются культурно-массовые и спортивные мероприятия, экскурсии, коллективные беседы по обмену впечатлениями.
Важное звено в организации терапии средой — создание дружеской атмосферы среди проживающих, формирование партнерских отношений между персоналом и пациентами, что способствует не только установлению благоприятного психологического климата в учреждении, но и повышению социального и личностного статуса больных или инвалидов.
В процессе психосоциальной работы осуществляется психокоррекция, которая направлена на исправление недостатков в психическом развитии или поведении в случаях неудовлетворенности личности собой и собственной жизнью.
Выделяют следующие специфические черты, характерные для психокоррекционного процесса:
- ориентация на людей, имеющих в повседневной жизни труд
ности, проблемы и желающих изменить свою жизнь или ставящих
перед собой цель повысить способность к самореализации;
- ориентация на здоровые стороны личности независимо от
степени нарушения (может применяться как у психически здоро
вых, так и у больных людей при сохранении критики к собствен
ной личности и поведению);
- направленность на изменение поведения, межличностных
отношений (семейных, коллективных) и развитие личности кли
ента.
Психокоррекционная социальная работа проводится в индивидуальной и групповой формах. Психосоциальная работа в виде индивидуальной формы получила название индивидуальной работы со случаем (зоаа1 саземюгк): социальный работник выступает в качестве основного и единственного инструмента воздействия на пациента. При этом контакт социального работника может осуществляться с одним пациентом или группой лиц (например, членами семьи пациента). Социальная работа с группой в таких случаях понимается как особая форма индивидуальной работы.
К основным этапам индивидуальной работы относятся открытие случая, контакт, диагностика (определение потребностей клиента), установление целей, планирование работы (с оценкой барьеров), осуществление интервенции, мониторинг и контроль, оценка вмешательства, закрытие случая.
Наиболее распространенный метод индивидуальной психосоциальной работы — консультирование, при котором основным средством воздействия выступает целенаправленная беседа. Ее задача — помочь пациентам и их семьям справиться с интрапсихическими, межличностными, социоэкономическими трудностями, достичь адаптации в определенной ситуации или общественной среде, повысить эффективность управления собственной жизнью. Консультирование представляет собой серию сессий, направленных на решение проблемы.
Психосоциальная групповая работа ориентируется на техники и методы групповой работы, принятые в психотерапии и практике психологов и направленные на работу с людьми с различными социально-психологическими патологиями. В этом случае, в отличие от социальной работы с индивидом или группой лиц, где между отдельными ее членами нет жестко структурированных взаимоотношений, психотерапевтическая группа несет в себе опре-
деленный лечебный потенциал и является активным помощником социального работника в психокоррекционном процессе.
Специфика групповой терапии заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т. е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы в процессе работы.
Выбор метода и техник групповой работы зависит от цели терапевтического воздействия, проблем, возраста, личностных особенностей и количества пациентов, а также-от тактики специалиста.
Существуют следующие виды психокоррекционных групп:
1) группы социально-психологического тренинга, которые по
своему целевому назначению составляют:
- группы тренинга социальных навыков и умений;
- группы развития коммуникативных навыков;
- группы тренинга ассертивного поведения;
- группы межличностных отношений (проблемы семьи, про
изводственные конфликты);
2) группы встреч (или самопомощи);
3) группы, в которых работа направлена на изменение ценно
стных ориентации;
4) другие виды групп: группы совместной деятельности, му-
зыкотерапии, библиотерапии, арттерапии, танцевальной психо
терапии, терапии творческим самовыражением и т.д.
Психокоррекционные группы, так же как и другие, могут быть центрированы преимущественно на руководителе (группы тренинга умений) или на членах группы (группа встреч).
В группе человек чувствует себя принимающим и принятым, доверяющим и пользующимся доверием, заботящимся и получающим помощь. В такой обстановке взаимопонимания и взаимодействия облегчается процесс разрешения межличностных конфликтов, возникающих вне группы. Человек пробует и осваивает новые навыки поведения, у него появляется возможность экспериментировать с различными стилями межличностных отношений. Психокоррекционная группа может облегчить процесс самоисследования и самопознания, проверить посредством группового мнения уровень самооценки, реальность собственных притязаний.
Методы групповой социально-психологической терапии.В практике групповой психосоциальной работы широкое распространение и популярность в связи с высокой эффективностью получили методы поведенческой терапии.
Понятие «поведенческая психотерапия» впервые ввели в практику независимо друг от друга Арнольд Лазарус и Ганс Айзенк в конце 1950-х гг. В отечественной психотерапии этот метод чаще называют «условно-рефлекторная терапия». Он основан на модели
научения, или образовательной модели, человеческого развития. Для того чтобы вызвать изменение поведения, необязательно глубоко вникать в происхождение психологической проблемы. В поведенческой терапии большую роль играет опыт корректирующего научения, тренинг умений, позволяющий пациентам приобрести новые навыки поведения, повысить свою коммуникативную компетентность или научиться преодолевать свои дезадаптивные привычки и разрушительные эмоциональные конфликты.
В процессе проведения сессии можно выделить следующие этапы:
- идентификация поведения клиента;
- определение целей изменения поведения и задач каждого за
нятия;
- моделирование ситуации по изменению поведения;
- проигрывание ситуации и закрепление необходимого типа
поведения (или стремление приблизиться к нему);
- оценка достигнутого результата и внесение коррекции;
- поддержание изменения целевого поведения в реальной жизни.
В процессе социально-психологической терапии применяются
различные методические приемы: групповая дискуссия, ролевая игра, невербальные упражнения и т.д.
Тренинг социальных навыков направлен на повышение социальной компетентности инвалидов в повседневной жизни и конкретизируется в тех или иных сферах: домашнее хозяйство, работа, досуг. К основным видам жизненных умений, которым обучаются в группе, относятся управление эмоциями, планирование своего ближайшего и отдаленного будущего, принятие решений, родительские функции, коммуникативные умения.
Техники тренинга социальных навыков строятся с учетом сниженной способности инвалидов к социальному научению, на чем основано требование структурированности программы и ступенчатости в усложнении, а также ее индивидуализации на основе предварительной оценки функциональных возможностей пациента.
Для терапии широкого диапазона межличностных проблем — от ограниченности социально-поведенческого репертуара до социальной тревоги — применяется тренинг ассертивности.
Ассертивность — термин, означающий уверенность, настойчивость, напористость, способность утверждать себя. Неассертив-ные люди испытывают тревогу в социальных ситуациях и страдают от низкой самооценки, они не в состоянии выражать свои чувства и отстаивать свои законные права.
В начале работы с пациентом при помощи терапевта производится оценка уверенности в себе. Затем в процессе занятия терапевт может смоделировать адекватное ассертивное поведение и предложить пациенту воспроизвести его. Внимание при этом уделяется формированию как невербальных, так и вербальных характеристик экспрессивного поведения (в частности, телесным
позам, голосовому тренингу и визуальному контакту). Для снятия возможных негативных эмоций, возникающих при репетиции, проводятся релаксационный тренинг и перестройка убеждений.
Поведенческая репетиция для обучения ассертивности хорошо подходит для групповой терапии, поскольку члены группы могут обеспечить более разнообразную обратную связь, чем один терапевт, и также способны быть источником целого спектра моделирующих влияний.
Занятия обычно проводятся в малых груцпах (8 —12 человек), с использованием моделирования соответствующих ситуаций, с применением ролевых игр и многократным повторением и закреплением эффективных форм поведения, положительным их подкреплением со стороны ведущего и других участников группы. После проигрывания ролевой ситуации на тренинге с целью закрепления данного поведения пациент в качестве «домашнего- задания» должен воспроизвести ассертивный поступок в реальном мире.
Помимо навыков самоутверждения и уверенности в себе существуют и другие социальные навыки, отсутствие которых может создавать определенные трудности в повседневной жизни. Например, знакомиться, общаться, разрешать межличностные конфликты. Целью различных многочисленных групп тренинга служат расширение поведенческого репертуара, умение действовать в различных жизненных ситуациях, повышение социальной компетентности как способности находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением.
Ролевая игра, на которой строится тренинг, рассматривается как развитие анализа практической ситуации. Она с успехом может использоваться при наличии поведенческих и межличностных проблем.
Людям свойственно избегать осмысления отрицательных чувств в отношении себя, бесстрастного отношения к партнеру по конфликту. Чтобы легче было понять ситуацию, надо представить себя со стороны. Для лучшего понимания своей проблемы пациент может играть не собственную роль, а поменяться местами с другими участниками группы.
В терапевтический процесс могут быть включены не только участники группы, но и близкое окружение больного.
Поведенческая терапия — это двусторонний процесс. С одной стороны, терапевт стремится вызвать перемены в убеждениях и поведении реабилитируемого лица, помогает преодолевать патологические поведенческие стереотипы. Но для достижения успеха необходимо активное стремление пациента к осознанию своих проблем и их преодолению. В течение терапевтической сессии пациент должен постоянно производить оценку и коррекцию своего проблемного поведения в естественной среде. Критический фак-
тор в терапии — мотивация пациента, его готовность сотрудничать и упорство в достижении намеченных целей. Сопротивление переменам или недостаток мотивации — весьма частые причины неудач поведенческой терапии. Немалая доля искусства терапии состоит в преодолении подобного рода проблем.
Группы встреч.Их можно также отнести к группам роста или группам взаимной поддержки или самопомощи {5е1/-Не1р тоАег). Основоположником данного метода стал Карл Роджерс. Он полагал, что в каждом человеке присутствует стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько это возможно биологически, — стремление к самоактуализации.
Цель группы встреч — пробудить внутренние резервы, стремление к самоосознанию и межличностному развитию, к возможно полной реализации того потенциала, который заложен в каждом индивиде.
Группа взаимной поддержки может включать разное количество человек (от 7—10 до нескольких десятков), которые обременены сходной проблемой и решили объединиться, чтобы совместными усилиями постараться эту проблему решить. Всячески поощряются самостоятельность и активность каждого члена группы.
Работа группы контролируется самими членами. Профессионалы в этом не участвуют, но могут привлекаться для консультирования. Кроме того, группы поощряют контроль потребителей помощи над службами любых типов и требуют, чтобы профессионалы, предоставляющие обслуживание, были им подотчетны.
Члены группы в процессе общения свободно выражают свои чувства, обсуждают жизненные проблемы и способы их решения, совместно ищут пути разрешения межличностных конфликтов, рассказывают о личном опыте преодоления проявлений болезни или функциональных недостатков. Участники групповых встреч приходят к более полному познанию себя и других, чем это возможно в обычных социальных отношениях. Обстановка открытости, дружелюбия, взаимопомощи позволяет личности почувствовать себя в безопасности и вынести на обсуждение самые сокровенные вопросы, принять и потом воспроизвести в реальной жизни обновленные и конструктивные формы поведения.
Группы взаимопомощи пропагандируют свою идеологию, стремятся популяризировать профессиональную информацию, могут предложить альтернативную информацию или социальные услуги (бесплатно или за небольшую плату).
Группы совместной деятельности.Такие группы используют при различных занятиях, имеющих определенную ценность для ее участников. Это может быть создание стенгазеты или выставки, приготовление еды, посещение театрального представления с последующим его обсуждением. Важно, что в процессе совместной де-
ятельности члены группы устанавливают более тесные контакты, поощряют друг друга к активности и взаимодействию, ненавязчиво корригируют поведение и приобретают новые навыки. Такие группы особенно полезны для больных с выраженными дефици-тарными синдромами и явлениями социальной дезинтеграции.
Основные формы психокоррекционных групп — открытые и закрытые. Закрытые группы отличаются постоянным составом участников. Длительность их работы определяется поставленными целями, задачами и терапевтической программой.
Открытые группы не имеют постоянного состава участников. Одни уходят по мере достижения положительных результатов и реализации своих ожиданий, другие вливаются в группу в процессе ее работы и посещают занятия с подходящей для них частотой. Такие группы могут существовать неопределенно длительное время (иногда годами).
Открытые группы участвуют обычно в менее структурированных формах психотерапии. Среди них следует выделить музыкоте-рапию, библиотерапию, арттерапию, танцевальную психотерапию.
Группы терапии творческим самовыражением.Для длительно болеющих людей и инвалидов с успехом можно использовать метод терапии творческим самовыражением, разработанный для психически больных психотерапевтом М.Е. Бурно (1989). Метод направлен на обучение приемам целебного творческого самовыражения с осознанием ценности своей жизни.
Основными приемами этого метода служат:
- создание творческих произведений (сочинение рассказов,
рисование, фотографирование, вышивание и др.) на уровне воз
можностей индивида с целью выражения особенностей его лич
ности;
- творческое общение с природой, в процессе которого чело
век должен стараться почувствовать, осознать, что именно из окру
жающего ему особенно нравится, положительно влияет на эмо
циональное состояние;
-творческое общение с литературой, искусством, наукой (имеются в виду осознанные поиски среди различных произведений культуры близкого, созвучного больному);
- коллекционирование произведений искусства, интересных
предметов;
- обучение творческому поиску вдохновляющего в повседнев
ном, необычного в обычном.
Кроме того, важно направлять активность подопечных в свободное время на развитие коммуникативных и социальных навыков, привлекать их к участию в спортивных мероприятиях, развлечениях, походах выходного дня, к клубным встречам, всячески поощрять совместную деятельность инвалидов разных категорий.
Информационно-образовательная работа с инвалидами и обществом. Винформационно-образовательной работе с инвалидами можно выделить два блока:
1) проведение образовательных программ, касающихся воп
росов здоровья;
2) предоставление информации по правовым вопросам, о на
личии сети реабилитационных учреждений, об общественных объ
единениях инвалидов и перечне предоставляемых ими услуг, о
проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий для
инвалидов и т. п.
В образовательные программы, или, как их еще называют, «школы здоровья», входят лекции и вспомогательные информационные материалы (брошюры, буклеты), которые освещают клинические особенности того или иного заболевания, перечень мероприятий, необходимых для поддержания хорошего самочувствия и предотвращения обострений, современные достижения в лечении и реабилитации. Особое внимание уделяется вопросам диетического питания, особенно при таких заболеваниях, при которых диета становится жизненно необходимым условием поддержания здоровья (например, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания). Проводится обучение правильному дыханию, психофизической саморегуляции.
Немаловажное значение для инвалидов имеют информация и образование, которые распространяются на все жизненные области. В первую очередь человеку, получившему статус инвалида, необходима информация о его правах и льготах, о тех инстанциях и учреждениях, где он может получить помощь, о существующих в сообществах видах поддержки.
С развитием компьютеризации все больше повышается роль Интернета в распространении информации подобного рода. Актуализируется задача по созданию сайтов и баз данных, содержащих любую информацию, интересующую инвалидов. Информационные услуги должны быть ориентированы на индивидуальные потребности и любые социальные ситуации — вплоть до возможности удовлетворения интересов хобби, поиска друзей или группы по совместному турпоходу.
Информационно-образовательные общественные программы
преследуют другие цели.
Практиковавшаяся на протяжении многих десятилетий изоляция инвалидов в специализированных учреждениях или в собственных семьях привела к тому, что общество как бы забыло об их существовании, оно не готово к встрече с ними ни психологически, ни в плане обеспечения им полноправного доступа ко всем материальным и духовным благам. Лица, имеющие физические дефекты или психические отклонения, подвержены стигматизации.
Стигма — это исключение из социума определенных групп лиц на основании их непохожести на большинство представителей общества. Дословно этот термин означает метку, клеймо, которое в Древней Греции ставили на теле рабов или преступников. Стигма — устойчивое труднопреодолимое убеждение. Уровень распространенности и формы стигматизации меняются в зависимости от степени цивилизованности общества и его культуры, господствующих на каждый исторический момент представлений. Социальное сознание имеет свойство отражаться в сознании индивидуальном, поэтому неудивительно, что и сами инвалиды, и члены их семьи склонны к самостигматизиции, что влечет за собой самоизоляцию и ограничение социальной активности.
Стигматизация и дискриминация составляют совершенно ненужные дополнения к проблемам людей с ограниченными-возможностями здоровья и ставят препятствия на пути получения помощи и достижения социальной реинтеграции. Ни одно общество не защищено от проблем, связанных с инвалидностью, они наносят реальный и большой урон, при этом большое число инвалидов остаются без необходимой помощи.
Одним из условий успешной реализации политики по интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум служит проведение программ, направленных на повышение толерантности общества к этой категории лиц. В решении проблемы дестиг-матизации профессионалами и самими инвалидами могут быть использованы разные пути.
Большую пользу могут принести правильно построенные информационно-образовательные программы, издание научно-популярных книг, журналов, информационных брошюр, которые должны способствовать повышению уровня осведомленности населения о социальных, медицинских, экономических и психологических проблемах инвалидов. Необходимы программы, содействующие вовлечению сообщества в решение этих проблем. Вредоносные эффекты стигмы и дискриминации могут быть сокращены путем развенчания мифов о социальной неполноценности инвалидов.
Главная цель такой работы — это запуск культуральных изменений и формирование эмоционального климата, способного улучшить нынешнее положение дел, генерировать солидарность и поддержку, создать новые взаимоотношения между людьми.
Катализаторами программ по дестигматизации могут выступать общественные организации инвалидов и их родственников, а помощниками этих организаций — политические и общественные деятели в сфере искусства, литературы, музыки, спорта, журналисты, священнослужители, ученые, педагоги, руководители в сфере бизнеса и финансов.
Для привлечения внимания общества к наболевшим вопросам, связанным с инвалидностью, необходимо широко использовать возможности средств массовой информации, проведения пресс-конференций, выступлений по радио и телевидению, обращений к населению во время церковной службы, организации открытых уроков в средних и высших учебных заведениях, благотворительных базаров и выставок, участия инвалидов в специальных заседаниях парламента.
Общественные организации инвалидов должны принимать участие в формировании политики, планировании деятельности служб медико-социальной реабилитации, совершенствовании законодательных актов в отношении инвалидов. Потребители знают, что им нужно для выживания в современном обществе, они способны точно определять собственные нужды с точки зрения удовлетворения жизненных потребностей, охраны здоровья и устранения барьеров.
Только изменение общественного отношения к проблеме инвалидности станет гарантией совершенствования государственной политики в этой области и, главное, ее реализации.
Вопросы для самоконтроля
1. Вчем заключаются особенности психосоциальной работы?
2. Какие методы психосоциальной помощи можно использовать при
реабилитации инвалидов?
3. Что такое терапевтическая среда и как ее организовать?
4. Какие существуют методы поведенческой терапии?
5. Какова роль социального работника в проблеме дестигматизации
инвалидов?
Литература
1.Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы /
Пер. со швед. Л.В.Лопатиной. — М., 1992.
2. Васьковская С. В., Горностай П. П. Теория и практика психологиче
ского консультирования. — Киев, 1996.
3. Бачков И. Основы технологии группового тренинга. — М., 2000.
4. Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь насе
лению: Пер. со швед. — М., 1998.
5. Мейер В., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. — СПб., 2001.
6. ОсиповаА.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые
методы работы. — М., Воронеж, 2000.
7. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социаль
но-психологического тренинга. — М., 1982.
8. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. — М.,
2002.
9. Шапиро Б. Ю. Консультирование в практической социальной рабо
те // Социальные технологии, исследования. — 2003. — № 1.
Глава 7