Вопрос Понятие системы и иерархии ценностей. Структура системы ценностей

Иерархия ценностей

В литературе существуют разные способы и принципы классификации и иерархии ценностей.

Так, выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности).

Говорят о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т.д. Важно подчеркнуть, что все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.

Однако, несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их релятивный характер, имеется самаявысшая и абсолютная ценность — это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна рассматриваться только как ценность-цель и никогда к ней не должно быть отношение как к ценности-средству, о чем так убежденно писал Кант. «Человек — это самоценность, абсолютная ценность. Он является субъектом ценностей и ценностного отношения, и сама постановка вопроса о ценностях вне человека лишается смысла, если, конечно, не впадать в мистические спекуляции.»

Ценности профессиональной социальной работы организованы в определенную систему, функционирующую и развивающуюся в соответствии с законами существования и развития систем. Ее элементы сущностно связаны между собой, иерархизированы, каждая ценность занимает определенное место в системе и выполняет определенные функции. Поэтому система ценностей социальной работы представляет собой структурно и функционально связанную совокупность ценностей, позволяющих совокупной профессиональной группе организовывать свою деятельность, решать поставленные задачи, достигать намеченных целей. Очевидно при этом, что ценности профессиональной социальной работы имеют социальную значимость и являются частью системы общественных и общечеловеческих ценностей, причем при некоторых условиях (например, в условиях дегуманизации общественных отношений) могут играть роль стабилизирующего, защитного начала, основы системы гуманистических ценностей вообще. Поэтому правомерен вывод, что система ценностей профессиональной социальной работы может оказывать влияние не только на непосредственных участников процесса социальной работы, но и через их посредство - на общество в целом, испытывая при этом определенное ответное влияние с их стороны.

Система ценностей профессиональной социальной работы складывается под влиянием определенных факторов, которые должны учитываться в профессиональной практике. Среди них важнейшими являются:


  • идеальная иерархия ценностей профессиональной социальной работы, сформированная с учетом ее гуманистического смысла;

  • система ценностей современного российского общества, формирующаяся как совокупность различных компонент;

  • обычно-традиционные ценности российского народа, в первую очередь связанные с помощью и взаимопомощью;

  • система общечеловеческих ценностей;

  • индивидуальные иерархии ценностей специалистов, имеющие сложную структуру;

  • ценностные ориентиры зарубежных специалистов социальной работы.

4 вопрос

Это говорит также о том, что ценности могут быть не равны самим себе, т.е. могут иметь место ценностные трансверсии(изменения смысла и содержания ценности)и флуктуации (изменения ранга ценности в иерархии). Ценностные трансверсии могут происходить в связи с развитием общественных отношений и сознания человека, изменением уровня и качества его знаний, когда узнавание или изучение существующего, уже, казалось бы, знакомого и относительно обыденного феномена, позволяет раскрыть новый, более глубокий его смысл, по-новому определить его сущность. В этом случае, в соответствии с изменением смысла феномена, изменяется и объект оценивания. Например, с точки зрения представителя рабовладельческого общества свобода – это независимость от рабовладельца, состояние, противоположное рабству. С точки зрения современного человека свобода – это свобода быть самим собой, возможность реализации и выбора самого себя, деятельность и жизнедеятельность в отсутствие внешнего давления (принуждения), при наличии альтернативы и достаточной для ответственного принятия решения информации. Аналогично можно проанализировать ценность человеческой жизни, рассматривая ее (жизнь) как состояние, противоположное смерти, биологическое функционирование или как совокупность всех проявлений человека. Эти примеры показывают, что, в зависимости от того, что именно понимается как сущность и смысл феномена, возможно и различное к нему ценностное отношение, различная оценка. Ценностная трансверсия таким образом приводит к изменению ранга ценности в иерархии. Однако трансверсия, заключающаяся в понижении ранга, может сопровождаться и изменением типа самой ценности. Например, если мы рассматриваем жизнь человека не как совокупность всех его проявлений, а берем в расчет только физиологию, значит, решая вопрос об условиях жизнедеятельности человека, будем ориентироваться лишь на его выживание, не учитывая при этом, что человек – это не только сгусток белковой материи, но и социальное и духовное существо. Если свободой считается отсутствие формального рабства, цепей, колодок, надсмотрщиков и тому подобных атрибутов, то наличные духовная, политическая, профессиональная, религиозная и иная несвобода могут считаться несуществующими и несущественными.

Ценностные флуктуации имеют несколько иную природу: они зависят главным образом от ситуации, обстоятельств и в связи с этим могут иметь кратковременный характер. При этом экстремальная ситуация и соответствующая ей ценностная флуктуация могут привести к тому, что ценности высокого ранга могут утратить свою значимость. Например, известный возглас Ричарда III «Корону за коня!» из пьесы В. Шекспира демонстрирует пример такой ценностной флуктуации: в ситуации, угрожающей жизни и свободе короля конь предстает как наивысшая ценность, поскольку даст шанс сохранить и жизнь, и свободу, а значит, возможно, и титул, и власть. В другой ситуации корона как символ титула и власти будет королем цениться существенно дороже коня. В этом примере произошло изменение рангов ценностей: терминальные (титул и власть) получили ранг низший, чем инструментальная (конь).

Наши рекомендации