Вопрос 45. Правила и меры безопасности при использовании препаратов бытовой химии

1. Все препараты следует применять только по прямому назначению, строго соблюдая инструкции и рекомендации по их использованию.
2. Применять можно только препараты, купленные в магазине и имеющие этикетку на упаковке.
3. Все средства бытовой химии, даже если это обычный стиральный порошок или сода, следует хранить в недоступных для детей местах и обязательно отдельно от пищевых продуктов.
4. При работе с пожароопасными средствами нельзя зажигать газовые горелки, спички, нельзя курить, пользоваться электронагревательными приборами; особо пожаро- и взрывоопасны пары горючих жидкостей (бензина и других растворителей), с ними лучше работать на воздухе.
5. Химические вещества нельзя разогревать на открытом пламени, а лучше ставить в горячую воду или на разогретый песок.
6. При воспламенении емкость с этими веществами следует накрыть плотной шерстяной тканью, а по прекращении горения вынести из помещения.
7. После завершения работ обязательно следует проветрить помещение и только после этого можно курить или пользоваться нагревательными приборами;
8. При работе с препаратами, содержащими агрессивные химические вещества (кислоты, щелочи и др.), надо надевать резиновые перчатки, очки.
9. Жидкие химические вещества следует переливать, обязательно пользуясь воронкой, а сыпучие - пересыпать ложкой; при этом надо беречь глаза и дыхательные пути от попадания в них брызг или пыли; воронку и ложку после употребления следует тщательно вымыть и высушить; хранить их лучше всего в том же месте, где хранятся химические препараты.
10. Нельзя наклоняться низко над сосудами с химическими веществами, нюхать их, сильно втягивая воздух; нельзя наклоняться низко над кипящей жидкостью, особенно при вливании в нее новой порции жидкости или всыпании порошка.
11. При разбавлении крепкой серной кислоты ее надо постепенно лить в воду, а не наоборот; учтите, что при этом вода будет сильно разогреваться.
12. Горячие жидкости нельзя вливать в обычную толстостенную стеклянную посуду.
13. При работе с инсектицидами использовать защитные очки, респиратор и резиновые перчатки.
14. До обработки ядовитыми веществами помещения из него надо обязательно удалить пищевые продукты, всех домашних животных, птиц и аквариумы; после обработки рекомендуется сразу же тщательно помыть руки и покинуть помещение, закрыв окна и двери в нем. Спустя несколько часов после обработки, помещение надо проветрить, а поверхность обеденного и кухонного столов лучше всего вымыть теплой водой с мылом.

Вопрос 46. Простейшие способы легочно-сердечной реанимации. Техника проведения искусственной вентиляции легких методами «рот в рот» и «рот в нос». Особенности проведения реанимационных мероприятий одним и двумя спасателями.

сердечно-лёгочная реанимация — неотложная медицинская процедура, направленная на восстановление жизнедеятельности организма и выведение его из состояния клинической смерти. Включает искусственную вентиляцию лёгких (искусственное дыхание) и компрессии грудной клетки (непрямой массаж сердца).

По П. Сафару [1997] при проведении реанимации выделяется 3 стадии и 9 этапов.

Стадия I — элементарное поддержание жизни. Состоит из трех этапов:

A (airway open) — восстановление проходимости дыхательных путей;

В (breath for victim) — экстренная искусственная вентиляция легких и оксигенация;

С (circulation his blood) — поддержание кровообращения.

Стадия II — дальнейшее поддержание жизни. Заключается в восстановлении самостоятельного кровообращения, нормализации и стабилизации показателей кровообращения и дыхания. Стадия II включает в себя три этапа:

D (drug) — медикаментозные средства и инфузионная терапия;

Е (ECG) — электрокардиоскопия и кардиография;

F (fibrillation) — дефибрилляция.

Стадия III — длительное поддержание жизни. Заключается в послереанимационной интенсивной терапии и включает этапы:

G (gauging) — оценка состояния;

Н (human mentation) восстановление сознания;

I — коррекция недостаточности функций органов.

скусственную вентиляцию легких «изо рта в рот» начинают с укладывания пораженного на твердую поверхность. Одну руку подкладывают под шею, другую — помещают на лоб пострадавшего и запрокидывают ему голову. Таким образом создаются условия для свободного поступления воздуха в дыхательные пути. Для фиксации запрокинутого положения головы, под шею пострадавшего можно подложить валик, который можно сделать, например, из свернутой одежды. Пальцами, расположенными на лбу, закрывают нос, чтобы не было утечки воздуха. Запрокидывание головы обычно способствует раскрытию рта. Оказывающий помощь лотно охватывает своим ртом рот пострадавшего и производит активный выдох в его дыхательные пути. Затем дают пострадавшему сделать пассивный выдох. При проведении искусственной вентиляции легких необходимо все время наблюдать за грудной клеткой пострадавшего: при вдохе грудная клетка должна расширяться, при выдохе — сжиматься. Основное значение имеет объем вдуваемого воздуха, который должен быть максимальным, частота дыхания имеет меньшее значение. В легкие пострадавшего можно без большого труда вдувать более 1 литра воздуха за один раз.

Вдувают воздух в рот или нос, каждые 5 — 6 с, что соответствует 10 — 12 дыханиям в минуту.

Дыхание «изо рта в нос». Искусственное дыхание можно с успехом проводить также вдуванием воздуха в легкие пострадавшего через нос. Этот вид дыхания лучше применять в тех случаях, когда нет опыта по оживлению (так как он проще) и когда челюсти пострадавшего плотно сжаты. При этом следует помнить, что носовые ходы должны быть свободными. Для проведения искусственного дыхания «изо рта в нос» необходимо проделать следующие манипуляции: одной рукой, расположенной на лбу, запрокидывают голову назад, другой — нажимают на подбородок и поднимают вверх нижнюю челюсть, закрывая рот. Кроме того, рот можно закрыть большим пальцем. Ртом охватывают нос пострадавшего и вдувают в него «свой» воздух. Так же, как и при искусственном дыхании методом «из рта в рот», необходимо все время наблюдать за подвижностью грудной клетки.

При искусственном дыхании ребенку губами одновременно охватывают рот и нос. Воздух вдувают в отличие от взрослых в меньшем количестве. Частота дыханий у детей должна быть 18 — 20 в 1 мин. Контроль за движениями грудной клетки также необходим.

По гигиеническим и эстетическим соображениям можно проводить вентиляцию, накрыв рот и нос пострадавшего платком или марлей.

если реаниматор один: выполняется 2 вдоха на 15 нажатий (2 ИВЛ : 15 НМС) – реаниматор запрокидывает голову пострадавшего, зажимает крылья носа и производит вначале одно, а затем, после того как грудная клетка поднимется и опустится, и второе вдувание воздуха в дыхательные пути пострадавшего; после чего, правильно установив руки, выполняет 15 нажатий на грудину пострадавшего, соблюдая указанные выше параметры. Затем цикл повторяется.\ Справедливости ради следует отметить, что в последнее десятилетие реаниматологами (специалистами по оживлению) было предложено, помимо классического выполнения НМС – 15 нажатий в одном цикле – выполнять или 15 нажатий, или 10 нажатий; что, по их мнению, не снижает эффективностей реанимации в целом. Поэтому формула действий одного реаниматора может выглядеть следующим образом: 2 ИВЛ – 10 (15) НМС, что не будет являться ошибкой.

Во время проведения реанимационных действий, по возможности, голову пострадавшего нужно постоянно держать запрокинутой назад, для чего следует под его шею или плечи подложить импровизированный валик (головной убор, свёрнутые в трубочку элементы одежды, одеяло и т.п.). Каждые 1-2 минуты (предположим, после 10 циклов - pppa.ru) необходимо проверять появление признаков эффективности реанимации, а также возобновление самостоятельной работы сердца и дыхания.

Схема действий при выполнении реанимации ребёнку принципиально не будет отличаться от вышеизложенной. Важным здесь является строгое соблюдение параметров реанимации и очень аккуратное и бережное отношение к маленькому пострадавшему.

При выполнении реанимационных действий голову ребёнка максимально не запрокидывают, ориентируясь по подъёму грудной клетки; вдувания воздуха, как было отмечено ранее, производят одновременно и в рот, и в нос; надавливания производят двумя пальцами, согласуясь с изложенными выше параметрами, эффективность которых можно проконтролировать по появлению пульсового толчка на плечевой артерии в момент нажатия на грудину.

если реаниматоров двое: выполняется 1 вдох на 5 нажатий (1 ИВЛ : 5 НМС) – реаниматор, выполняющий ИВЛ, запрокидывает голову пострадавшего назад, зажимает крылья носа и устанавливает большой палец руки, расположенной под шеей пострадавшего, на место проекции пульса на сонной артерии (для контроля правильности выполнения нажатий) и в этом положении голова удерживается во время проведения всей реанимации.

Реаниматор, выполняющий НМС, установив правильно основания ладоней обеих рук на грудину пострадавшего, больше их от грудной клетки не отнимает: основание ладони нижней руки, слегка касаясь грудной клетки во время выполнения ИВЛ, поднимается вместе с ней.

Важно не производить надавливаний во время вдоха, так как при этом можно повредить мелкие сосуды лёгких. Согласованность действий двух реаниматоров может быть достигнута командами выполняющего НМС – он считает вслух число своих надавливаний между проведением ИВЛ; пятый счёт можно заменить на команду «вдох», тем самым, обеспечивая слаженную работу двух реаниматоров, выполняющих комплекс СЛР последовательно.

Наши рекомендации