Средства оснащения кабинета ОБЖ
Оборудование кабинетов ОБЖ средствами оснащения осуществляется на основе рекомендованных Министерством образования Российской Федерации примерных перечней. Желательно, чтобы весь комплект средств оснащения представлял собой определенную систему, элементы которой хорошо сочетались бы в содержательном и методическом отношении.
По своему функциональному предназначению технические средства обучения подразделяются на информационные, контролирующие и обучающие.
Под средством оснащения кабинета основ безопасности жизнедеятельности понимается объект, с использованием которого можно получить информацию по соответствующей теме курса, дополняющую и помогающую лучше понять и уяснить учебный материал. Средства оснащения можно условно разделить на аудиовизуальные средства, учебно-наглядные пособия и вспомогательное оборудование.
В комплект аудиовизуальных средств входят:
• проекционная аппаратура (мультимедиапроекторы, диапроекторы, кодоскопы и т. п.);
• видеоаппаратура (телевизоры, видеомагнитофоны, видеокамеры) с видеокассетами;
• персональные компьютеры (ПК) с обучающими программами.
Использование такого комплекта открывает перед учителем широкие возможности для представления зрительного ряда в процессе обучения. Необходимые учебные материалы для аудиовизуальных средств могут приобретаться в торговой сети и создаваться самим преподавателем.
Учебно-наглядные пособия подразделяются на натуральные и изобразительные. Последние, в свою очередь, классифицируются по трем группам: объемные, плоскостные и экранные (проекционные и телевизионные).
В качестве натуральных учебно-наглядных пособий используются образцы аварийно-спасательного инструмента и оборудования, средства индивидуальной защиты, приборы радиационной и химической разведки, средства пожаротушения и первой медицинской помощи.
К изобразительным объемным учебно-наглядным пособиям относятся макеты аварийно-спасательных инструментов и оборудования, а также макеты местности, зданий и муляжи.
Стенды, плакаты, чертежи, таблицы, инструкции, фотографии, рисунки, схемы составляют комплект плоскостных учебно-наглядных пособий. Некоторые из них могут быть электрифицированы и обеспечивать необходимую динамику демонстрации.
Использование экранных учебно-наглядных пособий (диапозитивов, диафильмов, слайдов, компьютерных изображений, кино-, видео- и магнитофильмов) открывает широкие возможности для повышения эффективности образного представления учебного материала.
К вспомогательному оборудованию относятся главным образом тренажеры и контролирующие устройства.
Тренажеры (типа робот-тренажер «Гоша») помогают ускорить формирование навыков и умений. Контролирующие устройства служат для фронтальной проверки знаний учащихся, а также для контроля отдельных параметров практических навыков и действий.
При оборудовании кабинета основ безопасности жизнедеятельности необходимо учитывать следующие обстоятельства:
• все виды средств оснащения различаются как эффективностью (с точки зрения обеспечения усвоения учебной информации), так и стоимостью. Поэтому состав этих средств должен максимально обеспечивать усвоение учебного материала при заданных размерах финансовых средств, выделяемых на оборудование кабинета;
• в связи с тем, что для усвоения различных тем, разделов курса ОБЖ требуется различное количество информации, для более сложных тем необходимо предусмотреть большее количество наглядных пособий, видеоматериалов, компьютерных обучающих программ и других средств оснащения;
• чем большее количество людей подвергается воздействию определенных экстремальных и чрезвычайных ситуаций, тем больше внимания должно уделяться изучению способов действий в таких ситуациях. Поэтому средства оснащения кабинета основ безопасности жизнедеятельности должны выбираться с учетом статистики по травмированию и гибели людей от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в той местности, в которой находится образовательное учреждение;
• в кабинете необходимо иметь средства обучения не только для основного контингента обучаемых, но и для проведения методических, кружковых, факультативных и других занятий с другими категориями обучаемых (школьники начальных классов, преподаватели и методисты по основам безопасности жизнедеятельности и др.);
• состав оснащения кабинета должен корректироваться с учетом реальной готовности обучаемых к действиям в условиях различных экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Эта готовность может быть оценена по результатам проведения Дня защиты детей, слетов-соревнований «Школа безопасности», полевых лагерей «Юный спасатель», учений и тренировок по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, экспертных и социологических опросов и т. д. При низкой готовности следует увеличить количество средств оснащения, способствующих формированию у учащихся необходимых знаний, умений и навыков.