Возникновение и развитие физической рекреации
Прежде чем ознакомиться с современными взглядами на физическую рекреацию, необходимо кратко рассмотреть возникновение данного феномена, определить генезис его развития в разных исторических условиях.
Возникновение физической рекреации обусловлено многообразными причинами. По мере накопления знаний и практического опыта у людей о ней формировалось общее представление. По мнению Ю.Е. Рыжкина (1997), физическая рекреация возникла в системе физического воспитания и первоначально выполняла педагогическую функцию, функционировала по законам данной системы. Затем физическая рекреация широко использовалась в религиозных обрядах, национальных играх, праздниках, развлечениях, приобретая массовый характер, и стала неотъемлемой частью жизнедеятельности людей. В этих условиях физическая рекреация обогащалась социально значимыми функциями, становилась важным фактором социализации молодых людей, но не обеспечивала подготовку человека к выполнению каких-то социальных обязанностей. Она служила средством активного отдыха, развлечения, формирования здоровья. Использование игровых форм двигательной активности в рамках рекреации позволяло моделировать деятельность человека, связанную с выполнением им в будущем каких-то социальных ролей (А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, 1998).
С осознанием человеком того, что его жизнедеятельность составляют труд и досуг, физическая рекреация приобретает иную социальную направленность. Не утрачивая своего первоначального предназначения оздоравливать человека, восстанавливать истраченные им при труде сущностные силы, двигательная активность в свободное время, наполняясь новым содержанием, обогащается и новыми функциями, обеспечивающими физическое, психическое, духовное и социальное развитие личности. То есть она приобретает, действительно, социальную направленность. Физическая рекреация становится способом и результатом гармонизации биологического и социального в сущности человека.
С этого момента она рассматривается как многомерный феномен, имеющий разнообразные предметные стороны.
Теперь физическая рекреация включена в разные социальные системы и выполняет при этом множество общественно значимых функций, как присущих той или иной системе, так и обществу в целом (АФ. Воловик, В.А. Воловик,1998; Г.Н. Пономарев,2003).
Несмотря на то, что физическая рекреация имеет глубокую предысторию, внимание ученых она привлекла лишь в 50-х годах XX века. С этого времени она постепенно становится предметом исследований таких научных дисциплин, как история, социология, психология, педагогика, биология, экология, экономическая география и др. С позиций этих наук предпринимаются попытки дать ей соответствующее определение. Очевидно, что теория физической рекреации должна быть сформирована на стыке различных научных дисциплин, поскольку она призвана исследовать двигательную деятельность в свободное время с учетом интересов, потребностей, мотивов человека и того, что он живет и действует в социуме. Кроме того, физическая рекреация является одним из видов физической культуры, методологическую и теоретическую основу которой, по мнению Л.П. Матвеева (1983,1984,1991), составляет комплекс разнообразных современных научных дисциплин, изучающих человека в целом. Адаптируя взгляд Л.П. Матвеева на основы физической культуры, Ю.Е. Рыжкин предложил свои представления об источниках знаний о физической рекреации. Отметим, что все указанные дисциплины все же изучают отдельные стороны физической рекреации, но главное - это создать ее теорию. Этот процесс еще далек от завершения.
Физическая рекреация, согласно В.М.Выдрину с сотрудниками (1983, 1984, 1986, 1989, 1991), представляет собой органическую часть физической культуры, нерегламентированную двигательную активность, которая направлена, в конечном счете, на оптимизацию физического состояния человека, нормализацию функционирования его организма в конкретных условиях жизни. Он отметает, что формирование этого состояния обеспечивается специализированной двигательной деятельностью за счет: удовлетворения физиологических потребностей в движении; активизации функций организма с помощью движений; профилактики неблагоприятных воздействий на организм человека; компенсации сниженных или временно утраченных функций организма; удовлетворения потребности в развлечении, удовольствии, наслаждении; переключения с одного вида деятельности на другой вид.
Существенно, что направленность физической рекреации на компенсацию сниженных или временно утраченных функций организма совпадает с аналогичной функцией двигательной реабилитации (Е.П. Ильин, 1987; СП. Евсеев и др., 1996; Ю.Ф. Курамшин и др., 1999, 2003).
Однако это совпадение носит скорее семантический характер, поскольку в случае с физической рекреацией речь идет о функциональной компенсации после перенапряжений, переутомления, перетренировки человека, а применительно к двигательной реабилитации нужно, очевидно, говорить о компенсации функций после каких-то увечий, патологий. В связи с этим возникает необходимость выделения специфических признаков каждого вида физической культуры, что весьма важно для решения проблемы их социально направленного использования. Кстати, социальная суть физической рекреации пока у нас недостаточно изучена, а потому соответствующим образом не обоснована, не обобщен в должной мере и опыт ее использования россиянами. Хотя, как известно у нас есть, что изучать и обобщать. Кроме того, небесполезно обратиться к европейскому и американскому опыту.
Лучшим образом в теории и практике физической культуры изучена биологическая составляющая физической рекреации. Полагается, что цель физической рекреации состоит в сохранении и укреплении физического здоровья человека. Так, Л.А. Калинкин и В.В.Матов (1990) основную стратегию физической рекреации в обществе видят «в проведении всеобщей диспансеризации населения». Очевидно, что оздоровительную функцию физической рекреации нельзя рассматривать в качестве единственной функции активного отдыха и досуга человека.
Термин "рекреация" введен римлянами. Он образован от латинского "гесrealo", означающего восстановление. В отечественной науке данный термин, как было указано выше, появился в середине XX века и теперь употребляется в трех основных значениях. Первоначально под рекреацией подразумевались праздники, каникулы, способ заполнения свободного времени. То есть речь шла преимущественно о рекреации как форме развлекательного времяпровождения. В этом значении не выделялись какие-либо ее феноменологические характеристики, виды, структурно-компонентный состав, а основная ее функция сводилась к обеспечению эмоционального наполнения свободного времени.
В педагогике под рекреацией понимается специально отведенное в учебном заведении помещение, где учащиеся посредством подвижных игр снимают психическое и интеллектуальное напряжение, переключаются с одного вида деятельности на другой. Рекреация стала широко использоваться на промышленных предприятиях в форме производственной гимнастики для снятия психического напряжения, восстановления временно сниженных психофизических функций человека.
В выделенных значениях рекреация тесно связана с профессиональным образованием (Г.Н. Пономарев, 2003) и трудовой деятельностью. Она представляется как способ восстановления сущностных сил человека, затраченных в процессе физического и умственного труда, и тем самым рассматривается в тесной связи с повышением адаптационных возможностей организма человека. О связи между рекреацией и профессиональной деятельностью человека отмечается также в энциклопедической литературе.
Отечественный социолог А.С. Орлов определяет рекреацию как "специфический вид биологической и социальной активности субъекта, сопровождающейся переживанием им рекреационного эффекта".
Физическая рекреация - это восстановление, выздоровление и отдых, связанные с физическими упражнениями. Но кроме этих упражнений ее составляют другие виды деятельности, досуга и т.п. (С.В. Березкина, О.В. Глухова,2003).
Анализ существующих взглядов на физическую рекреацию, по Ю.Е. Рыжкину (1997), позволил определить ее следующим образом. Рекреация означает любые формы свободной, добровольно принятой, доступной, сознательно выполняемой двигательной деятельности, направленной на познание и преобразование человеком природы, общества и самого себя, самореализацию и самосовершенствование. Существенным моментом является фактор свободного времени. Именно в рамках его скорее возможна рекреация.
Предложенное понимание рекреации позволяет избежать редукционного мышления при ее познании, сводимого только к рассмотрению ее как фактора оздоровления организма человека. Рекреацию следует изучать как многостороннее целостное социальное явление. В этом аспекте Б.В. Евстафьев (1985), утверждает, что родовым понятием для физической рекреации является не физическая культура, а "рекреация".
В структуре же физической культуры она представлена как ее вид. В этом качестве физическая рекреация несет в себе мощный оздоровительный эффект, который может непосредственно отражаться в улучшении не только физического, но и психического, социального здоровья человека.
При всей неоднозначности толкования термина "физическая рекреация", многоаспектности его понятийного наполнения можно выделить следующие основные его категории, дающие общее представление о данном феномене. Эти категории физической рекреации в разной содержательной интерпретации обозначаются практически во всех существующих ее дефинициях, независимо от научных дисциплин и научных школ, ее изучающих.
Ю.Е. Рыжкин (2003), проанализировав существующие толкования физической рекреации, выделяет следующие основные категории: двигательная активность, субъект-объект двигательной активности, условия и способы функционирования физической рекреации, рекреационный эффект.
Активность человека в сфере физической рекреации имеет деятельностный характер и рассматривается как способ выражения и удовлетворения основных его потребностей. Известно, что одной из естественных потребностей человека является потребность в движении, в двигательной активности. Ее удовлетворение - необходимое условие функционирования физической рекреации, без соблюдения которого она теряет всякий смысл и становится неким аморфным явлением. Двигательная активность предполагает использование двигательного потенциала человека, сформированности у него необходимых двигательных способностей.
Физкультурно-рекреационная деятельность - практическая преобразующая деятельность в соответствии с имеющимися теоретическими представлениями о ней. Она имеет свой объект, в качестве которого выступает ее носитель - человек. Взаимодействие человека с внешней средой носит объективный характер. При этом он одновременно выступает как субъект за счет своей преобразовательной деятельности, внося этим в нее свое индивидуальное своеобразие. Как отмечает К.А. Альбуханова-Славская (1973), субъект взаимодействует с внешним миром, познает его через соотношение субъекта и объекта. Субъектно-объектные отношения выступают другой базисной категорией физической рекреации.
К базовой категории физической рекреации относятся условия ее функционирования. Физкультурно-рекреационная деятельность человека осуществляется в свободное время, главным образом в сфере досуга. При этом предполагаются доступность условий ее проявления, добровольность участия и преимущественно самодеятельные начала. Добровольность и самостоятельность проявляются в отсутствии внешнего принуждения, что предоставляет возможности для самовыражения и индивидуального своеобразия человека, а также в многообразии предоставляемых форм физической рекреации.
Содержание физической рекреации составляет специфическая форма досуга. Вообще досуг - это сфера жизнедеятельности человека, которая характеризуется большим количеством предоставляемых рекреационных услуг для реализации множества потребностей человека (физических, культурных, эстетических, экологических, нравственных, религиозных и др.), а также огромным разнообразием средств и способов их удовлетворения. Все это обеспечивает проявление индивидуальности каждого человека соразмерно его мотивам, интересам, возможностям и способностям.
В.М. Выдрин (1989) одним из системообразующих признаков физической рекреации выделяет ее конечный результат - рекреационный эффект, достигаемый посредством ее эффективного использования человеком. Рекреационный эффект - следующая основная категория физической рекреации.
Относительно понимания рекреационного эффекта имеется множество точек зрения, и это вполне объяснимо, так как физическая рекреация является предметом изучения многих научных дисциплин, различных научных направлений, и каждая наука рассматривает конечный результат со своих позиций.
Обобщение точек зрения о рекреационном эффекте позволяет выделить следующие его аспекты: оздоровительный эффект, проявляющийся в оптимизации функций организма человека и состояния его физического здоровья; образовательный эффект, связанный с расширением двигательных и познавательных способностей человека, актуализацией его резервных возможностей; воспитательный эффект, обеспечивающий формирование положительного отношения человека к необходимости ведения здорового образа жизни. Данный эффект содействует разносторонней организации досуга, самопознанию, самореализации потенциальных способностей, проявлению индивидуальности и самобытности человека; социальный аспект обусловливает приобретение и обогащение социального опыта, формирование чувства принадлежности к определенной социальной группе и умение создать собственный имидж, повышение социального статуса в обществе; социально-психологический эффект, расширяющий возможности неформального общения, формирования социально-психологической компетентности, оптимизации эмоционального состояния человека; "физкультурный" эффект, выражающийся в проявлениях физической культуры личности, качественном освоении ею ценностей физической культуры, способности к преобразовательной и созидательной деятельности в сфере физической культуры; социально-экономический эффект, связанный с совершенствованием трудовых навыков, подготовкой к профессиональной и оборонной деятельности.
Разумеется, выделенные аспекты рекреационного эффекта проявляются системно. При этом может иметь место, либо их равный удельный вес, либо доминирование одного или нескольких из них в зависимости от целей, задач рекреационной деятельности, конкретных условий ее осуществления, а также индивидуальных потребностей и возможностей человека.
Выделенные категории физической рекреации представляют собой специфические ее признаки, без которых физическая рекреация не может существовать как объективный социальный феномен.
Исторические аспекты развития физической рекреации
По мнению Ю.Е. Рыжкина, физическая рекреация возникла в системе физического воспитания и первоначально выполняла педагогическую функцию. Затем она широко использовалась в религиозных обрядах, национальных играх, праздниках, развлечениях, приобретая массовый характер, со временем становилась неотъемлемой частью жизнедеятельности людей. В этих условиях физическая рекреация обогащалась социально значимыми функциями, становилась важным фактором социализации молодых людей, но не обеспечивала их подготовку к выполнению каких-то социальных обязанностей. Она служила средством активного отдыха, развлечения и формирования здоровья. Использование игровых форм двигательной активности в рамках рекреации позволяло моделировать деятельность человека, связанной с выполнением им в будущем каких-то социальных ролей.
Физическая рекреация, как отмечает В.М. Выдрин, возникла в жизни и быту людей еще в древнейшие времена за десятки тысяч лет до высочайшего расцвета культуры телесности Древней Греции, хотя и не имела своего названия и термина.
Ещё с древних времен людям были известны способы оздоровления и укрепления здоровья. Опыт предков передавался из поколения в поколение, совершенствуясь и приобретая все более эффективные методы и способы поддержания здоровья. В какой стране впервые начали применять различные оздоровительные процедуры при помощи воды, пара, приёмов массажа, физических упражнений, а также когда люди научились проводить гигиенические процедуры и восстанавливать утомленное от работы тело — сказать невозможно. Одним из способов лечения у первобытных людей были бани. Наряду с погружением в горячий источник или посещением примитивных землянок-бань в качестве тонизирующих и противовоспалительных средств использовались лекарственные растения. Историкам достоверно известно, что некоторые приёмы лечебного массажа применялись более чем за 25 веков до н.э.
Появление первых примитивных игр и физических упражнений, по данным археологической и этнографической наук, относится к раннему периоду первобытного общества. Одни объясняли происхождение игр и физических упражнений с культовых и биологических позиций, другие рассматривали происхождение и первоначальное развитие физического воспитания с позиций трудовых.
Позднее, наряду с земледелием, скотоводством и ремёслами, всё большую роль начинает играть военная организация родовой общины, в которой появлялись зачатки военного воспитания и физических тренировок.
Наиболее древние письменные свидетельства дошли до нас с Востока. В древнекитайских рукописях рассказывается о заболеваниях, при которых применялись не только лекарства, но и массаж. Быстро развивалась техника своеобразной гимнастики, носившей название ушу. С появлением огнестрельного оружия боевое значение ушу уменьшилось, но при этом возросла его оздоровительная направленность.
В Китае зародилась древняя гимнастика тай-чи, в которой внимание уделяется дыхательным упражнениям, приносящим не только физическую, но и психологическую пользу.
В глубокую древность уходят многие виды физических упражнений и игр народов Индии. Широкое распространение получили в этой стране хатха-йога, а также медитация, которая восходит ко II тысячелетию до н.э., когда философия и практика йоги были открыты индийскими гуру своим ученикам.
Эти виды оздоровления популярны по сей день и считаются наиболее эффективными для восстановления физических и эмоциональных сил человека.
Развитие физической культуры в средневековой Японии связано с установлением института самураев (борьба бусидо). Эта система содержала разнообразные виды борьбы (сумо, элементы джиу-джитсу и каратэ), искусство фехтования с одним или двумя мечами (кендо).
Из Японии до наших дней дошла методика массажа по системе шиатсу — точечный массаж, который проводится по меридианам тела и способствует свободному течению энергии. На острове Ява, где возникло множество методов сохранения здоровья, мысль о связи тела и духа прекрасно воплотилась в древней мудрости: «Гармония того, что доступно глазу, и того, что лежит внутри».
В Древнем Египте в VI-V вв. до н.э. уже имелись помещения для занятий физическими упражнениями по многим из перечисленных видов оздоровления. Фараоны-завоеватели прославились своим превосходством в военно-физической подготовке, спортивных достижениях.
Эта древнейшая цивилизация оказала огромное влияние на культуру, в том числе и на развитие медицины многих народов. Применение египтянами бани, мазей и растираний с целью лечения нашло последовательных продолжателей среди древних греков, уделявших большое внимание и физическому здоровью, и красоте человеческого тела.
Почему историков, писателей и философов всегда интересовала Древняя Греция? В чём секрет этой удивительной цивилизации? Вероятно в том, что истинная культура немыслима без гармоничного развития человеческого тела, т.е. без физической культуры. Никогда и нигде культ красоты человеческого тела не достигал такого расцвета, как в Древней Элладе. Именно там, уже в V веке до н.э. сформировался фитнес как таковой. Античные атлеты тренировались по нескольку часов ежедневно, чтобы победить на главных состязаниях — Олимпийских играх. В период с IV по I в. до н.э. культ тела и здоровья в Элладе достигает вершины. В трудах древних ученых и философов Платона, Аристотеля и др. высказано немало ценных мыслей и суждений о физическом воспитании как составной части общего воспитания и образования. Спартанская государственная воспитательная система и военная организация спартиатов создали одну из сильнейших армий в Греции, которая долгое время была непобедима. С 7 до 16 лет юноши посещали государственную или частную школу. Они проходили обучение в мусической (от слова муза), которая давала умственное воспитание, и гимнастической школах. Гимнастическую школу, называемую палестрой (от слова пале — борьба), подростки начинали посещать в 12-14 лет.
Обращая особое внимание на культуру тела, греки рассматривали Олимпийские игры как важную часть всестороннего развития человека. Оно должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Программа игр состояла из разнообразных физических упражнений. На первых играх атлеты состязались лишь в одном виде — беге на один стадий (мера длины), затем постепенно включались новые виды упражнений. Самым трудным и популярным считалось греческое пятиборье — пентатлон. В жизни Греции олимпийские праздники, особенно в период их расцвета, имели большое общественное и культурное значение. Здесь поэты читали свои стихи, ораторы произносили речи, музыканты исполняли свои произведения.
В период с IV по I в. до н.э. в Элладе культ тела и здоровья достигает вершины. В это время совершенствуется изготовление ароматических масел, жиров и многих других средств, предназначенных для укрепления тела.
В середине II в. до н.э. Грецию покорили римляне. Эстафету развития и совершенствования физической культуры, а с ней и водных процедур принял Рим, куда в I в. до н.э. перебрались многие выдающиеся греческие врачи и ученые. Римская культура, а затем и медицина развивались под могучим воздействием греческой культуры, и после вхождения Греции в состав Римской империи (146 г. до н.э.) процесс взаимного влияния и обогащения культур — греческой и латинской, проходил особенно интенсивно.
В период расцвета Римской империи особую популярность получили знаменитые бани (термы), где широко использовались разные виды массажа, применявшиеся после распаривания тела и купания в бассейне для сохранения здоровья, стройности фигуры, силы мышц и эластичности кожи.
Большое влияние на культ тела в Древнем Риме оказала знаменитейшая из женщин древности — египетская царица Клеопатра, последняя из династии Птолемеев. Легендарная красавица, пленившая римских полководцев Цезаря и Антония, и на два тысячелетия оставившая прочный след в искусстве Европы, была большой поклонницей бань и массажа, способствовавших тому, что ее кожа была «блестящей и сияющей».
Всё вышесказанное свидетельствует о том, что у древних римлян был своеобразный культ здоровья и чистоты тела. Они считали, что физическая красота и чистота неотделимы от общей культуры.
Древний Рим позаимствовал у эллинов всё лучшее, в том числе искусство занятий атлетизмом. Ко II в. н.э. атлетические состязания уже не уступали в популярности боям гладиаторов. Затем, как известно, римская цивилизация была уничтожена: длительный кризис рабовладельческого способа производства, многочисленные восстания рабов, распад военной организации обусловили гибель государств Древнего мира. Эти же причины привели к упадку физической культуры и спорта.
В эпоху Средневековья религиозное мировоззрение препятствовало развитию медицины и массажа в странах Европы. Уход за телом считался одним из проявлений язычества. Под влиянием религии в. средневековых школах и университетах совершенно не заботились о физическом воспитании молодежи. Но, в то же время церковь способствовала распространению крестовых походов и всячески поощряла систему физической подготовки рыцарей. В целях проверки их военно-физической подготовленности проводились рыцарские турниры.
В эпоху Возрождения практика развития физической культуры и оздоровления немного отставала. Но реформация, в результате которой было принято новое направление христианской веры — протестантство, изменила отношение к физическому воспитанию и оздоровлению. К этому же времени относится появление оздоровительных СПА (аббревиатура латинской фразы означает — «здоровье через воду»).
В 1711 году в Бельгию для восстановления сил и здоровья был отправлен докторами российский император Петр I. Именно после этой удивительной поездки он повелел основать в России аналогичные предприятия. С тех пор лечение на водах стало для российской элиты доступным и модным занятием.
Крупнейшими и признанными центрами отечественного физкультурно-оздоровительного движения во второй половине XIX века становятся Петербург и Москва, где была сосредоточена основная масса клубов и других спортивных организаций России. Становится модным увлечение гимнастикой. В 1883 году, одним из первых, свою деятельность начало «Русское гимнастическое общество». В нём занимались студенты, служащие, интеллигенция. В это же время в России массаж стал широко применяться в терапии и хирургии.
Досуговая деятельность в советский период и на современном этапе
Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 миллионов жизней советских людей, была огромным испытанием и для культурно-досуговых учреждений.
С началом войны резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, уменьшилась их сеть. Уже во второй половине 1941 г. количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.
Перестройка жизни страны на военный лад под лозунгом “Все для фронта! Все для победы!” коснулась и учреждений культуры. Деятельность каждого из них была подчинена организации масс на защиту Родины и решению насущных народнохозяйственных задач военного времени.
Работа культурно-досуговых учреждений осуществлялась в соответствии с требованиями военного времени, которые были конкретизированы в приказе Наркомпроса РСФСР “О работе политико-просветительных учреждений в военное время”.
Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза. Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема советского патриотизма стала ведущей в их деятельности.
В СССР в послевоенные годы перед физкультурно-оздоровительными организациями страны стояли задачи по восстановлению спортивного хозяйства, перестройке всех звеньев физкультурного движения в соответствии с потребностями мирного времени.
Научно-исследовательские бальнеологические институты наряду с углубленным изучением действия минеральных вод начали изучать действие на организм наиболее эффективного, комплексного метода лечения и оздоровления с использованием климатотерапевтических процедур, массажей, лечебной физкультуры.
Ученые тех лет сосредоточили свое внимание на выявлении закономерностей влияния на организм занятий физическими упражнениями в зависимости от возраста и пола. Они продолжали изучать возможности более разумного использования физической культуры и спорта для улучшения здоровья и продления творческой жизни людей.
В соответствии с реалиями мирного времени были пересмотрены программы по физическому воспитанию, в штаты учебных заведении включались должности преподавателей физической культуры, принимались меры по улучшению внеклассной и внешкольной физкультурно-массовой работы. Открывались новые детские спортивные школы, проводились спортивные массовые игры, различные соревнования, устраивались экскурсии и походы. Большая физкультурно-оздоровительная работа велась во внешкольных учреждениях: дворцах и домах Пионеров, детских парках, пионерских лагерях и на туристских базах. Каждый ученик, заканчивая семилетку, имел значок БГТО, а оканчивающий среднюю школу - ГТО Первой Степени.
Сфера досуга и свободного времени стала радикально меняться в советский период. Когда она превратилась в объект государственного регулирования и культурной политики, в то время как этнонациональные традиции, религиозные механизмы развития досуга были отодвинуты на второй план.
Быт, досуг, а также оздоровительная и досуговая сфера экономики советского периода развивались при отсутствии полноценного рынка. Государственно-партийные органы регулировали финансирование и организацию культурных учреждений, процессы в искусстве и досуговой практике населения, внедряли новые формы отдыха, отслеживая их массовую эффективность.
В 1950-е годы получили распространение такие формы досуга, как тематические вечера, вечера-встречи, вечера-чествования, устные журналы, воскресные чтения и др.
Новым явлением стало развитие любительского движения (клубы любителей музыки, поэзии, кино, туризма, природы, фотографии и др.). К работе любительских объединений привлекались учащиеся школ. Появились первые студенческие театры с оригинальными режиссерскими решениями. Большое распространение в то время получили агитбригады, появились первые эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, спортивно-художественные кружки, ансамбли бального танца, эстрадно-цирковые ансамбли; расширились масштабы изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Активизировалась работа по проведению массовых праздников и дней, посвященных профессиям. Продолжалась традиция праздников, связанных с этапами трудовой деятельности (праздник весны, праздник урожая и др.). Увеличился контингент, посещающий театры, библиотеки, кинотеатры, музеи.
Большую роль в организации досуговой деятельности играли комсомольские и профсоюзные организации. На предприятиях действовали спортивные секции и клубы здоровья, устраивались концерты и вечера отдыха. Развивалась работа по месту жительства, особенно в городах. Для зрелищных мероприятий использовались площадки у дома. Для детей во дворах создавались детские клубы, кружки художественной самодеятельности.
В послевоенный период наметились изменения в культурных потребностях людей, способах проведения ими своего свободного времени. Это было обусловлено целым комплексом факторов: постепенным сокращением трудового дня для рабочих и служащих на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, способствующем увеличению количества свободного времени; повышением образовательного уровня населения, улучшением его жилищных условий, ростом доходов; процессами урбанизации, развитием средств массовой информации и, особенно, появлением и распространением телевидения.
В этот период значительно расширилась сеть культурно-досуговых учреждений. Первые послевоенные годы характеризовались усиленной работой по восстановлению разрушенных в ходе войны учреждений культуры, а при наличии финансовых средств осуществлялось строительство новых объектов. В восстановлении и строительстве культурно-досуговых учреждений государство опиралось на безвозмездную помощь населения, особенно молодежи. В ходе восстановительных работ ремонтировались разрушенные здания, приводились в порядок пустующие помещения, в которых открывались клубы, читальни, красные уголки. К началу 50-х гг. восстановительные работы в основном были завершены, а с середины 50-х гг. строительство учреждений культуры приняло массовый характер.
В период 1946 – 1970 гг. возросли временные затраты людей на осуществление культурно-досуговой деятельности. Происходило расширение ее общественно организованных форм. В структуре досуга повысилась доля занятий интеллектуального содержания. По сравнению с предшествующими десятилетиями больше времени стало уделяться людьми чтению газет, журналов, художественной литературы, прослушиванию радио, просмотру телепередач, посещению кино, театров, концертных и выставочных залов, и это было особенностью, свойственной всем категориям населения. Новым явлением было повышение интереса людей к разного рода любительским занятиям. Эта тенденция обнаружила себя с середины 50-х гг. и в дальнейшем постепенно набирала темпы.
В структуре досуга людей большее место стали занимать занятия, имеющие целью самообразование, чему в значительной степени способствовало появление в социально-культурной сфере досуга различных образовательных учреждений: университетов культуры научно-педагогических, технических, сельскохозяйственных знаний. Увеличилось число людей, занимающихся в свободное время общественной деятельностью.
Сокращение рабочего дня, начатое государством с 50-х гг., стимулировало развитие традиционных форм внесемейного общения в сфере досуга, принимавшего формы “гостевания”, а также “мужских”, “женских”, “молодежных” компаний, собиравшихся на дому и за его пределами: на улицах, близ мест проживания, в парках, садах, скверах. Люди стали затрачивать больше времени на активные формы отдыха. Увеличились масштабы туристской деятельности как в виде самодеятельного туризма, так и в его организованных формах. Среди жителей особенно крупных городов приобретали популярность загородные прогулки, разнообразные виды семейного досуга и отдыха.
В советский период наше общество приблизилось к тем видам досуговой деятельности, которые характерны для индустриального общества, только не на рыночной, а на государственно-плановой основе. Наряду с платным потреблением услуг существовало «бесплатное потребление», в финансировании которого семейные бюджеты населения, как правило, не принимали прямого участия. Финансирование осуществлялось за счет общественных фондов, которые создавались путем государственного перераспределения доходов и материальных средств. Этот вид потребления включал в себя медицинское обслуживание, образование, потребление бесплатных услуг культурных учреждений и др. Существовало льготное потребление – потребление, частично оплачиваемое населением: услуги детских оздоровительных учреждений, домов отдыха, санаториев, туристических организаций и др.
На территории страны сложилась единая информационная социокультурная и рекреационная инфраструктура. В крупных, средних, малых городах действовала сеть культурного обслуживания с театрами, кинотеатрами, концертными залами, музеями, клубами. Хуже обстояло с культурным обслуживанием жителей села. Лишь в крупные села выезжали профессиональные или самодеятельные художественно-творческие коллективы.
У разных групп населения, представителей этнических и региональных сообществ существовали общие признаки жизни: оптимальное соотношение между объемом труда и отдыха, сходные виды культурно-досуговых занятий, общие мировоззренческие регуляторы деятельности.
Вместе с тем жизненный стандарт и качество обслуживания широких слоев населения в повседневной практике и на отдыхе едва ли можно считать удовлетворительным: услуги не отличались разнообразием, а качество досугового сервиса имело тенденцию к снижению. Так, запросы среднеобеспеченной семьи путешествовать и развлекаться росли быстрее, чем возможности удовлетворить их в рамках господствовавшей системы обслуживания.