Функции физической рекреации

Главными способами существования любой системы являются функционирование и развитие. Функционирование это деятельностная сторона физической рекреации. Эта ее сторона актуализируется лишь при выполнении социально важных функций.

Изучению функций физической рекреации посвящено немало исследований. Но, по Б.В. Евстафьеву (1988), проблема функций физической рекреации менее всего решена. Дальнейшее изложение материала основано на анализе и обобщении работ Н.А. Пономарева (2002), Ю.Е. Рыжкина (2003), и др.

Физической рекреации присущи внешние и внутренние функции. Внешняя функция проявляется во взаимодействии ее с другими социальными явлениями, например, с видами физической культуры в интересах развития личности человека. В результате предоставляемой физической рекреацией возможности взаимодействовать с окружающей средой- природой, обществом в целом и составляющими его институтами. Внутренняя же функция физической рекреации отражает взаимодействие ее структурно-компонентного состава, т.е. всего того, что составляет ее внутреннюю организацию. В ней человек занимает, безусловно, центральное место. Он - носитель этих функций и одновременно фактор их реализации. Внешнее и внутреннее функционирование физической рекреации способствует посредством окультуренных форм двигательной активности совершенствованию телесности, двигательной сферы, сознания и духовности человека.

Как вид физической культуры физическая рекреация реализует в обществе общие и специфические функции. Общекультурные функции физической рекреации

Эти функции физической рекреации возникают и проявляются в результате взаимодействия субъекта рекреационной деятельности с другими общественными явлениями, прежде всего, с культурой. Анализируя функции физической рекреации в рамках теории культуры, мы исходим из методологического принципа, согласно которому культурные функции физической рекреации имплицитно включены в функции общей культуры человека и выражаются, прежде всего, в культуре тела, культуре движений, культуре физического здоровья.

Культура тела включает гармоничное в соответствии с доминирующими идеями и эталонами развитие телесных форм и организма человека. Культура движений выражается в оптимальном развитии двигательных способностей, а также в благоприятном соотношении между пространственно-временными и динамическими параметрами двигательных действий, придающем им необходимые качество и эффективность. Культура физического здоровья характеризуется оптимальным состоянием организма человека.

Кроме того, физическая рекреация связана с общением человека и морально-нравственными аспектами его поведения. Общекультурными функциями физической рекреации являются следующие:

1. Познавательная функция. Она реализуется на занятиях физической рекреацией за счет освоения человеком явлений природы, общества и самопознания. При этом развиваются интеллект и творческий потенциал человека, раздвигаются границы эталонных ориентиров на основе расширения усвоенных им знаний. Осуществление данной функции благоприятствует реализации педагогических принципов на занятиях физической рекреацией.

2. Преобразовательная функция. Известно, что человек познает внешний и свой внутренний мир, преобразует его согласно личным и общественным потребностям. Применительно к физической рекреации это в большой мере затрагивает потребности в физическом и духовном саморазвитии, самовыражении и самореализации. Итак, физическая рекреация несет в себе потенциал свободы в волеизъявлениях, творческой самодеятельности, всестороннем и гармоничном развитии человека.

3. Коммуникативная функция физической рекреации обеспечивает удовлетворение потребности человека в общении. Она именно присутствует во всех других функциях физической рекреации и обеспечивает их проявление.

Коммуникативная функция призвана обеспечить интеграцию людей в социальную общность, выработку добровольно принятых норм и правил поведения, взаимодействия и деятельности в коллективе, обществе. С ее помощью создаются сообщества по неформальным признакам, способные к самообеспечению, интеграции людей по потребностям, интересам, средствам социального контроля в неформальный социум. Она привязывает человека к фирме, стирает грань между руководителями и подчиненными, отвлекает от противоправного, аморального поведения, повышает результат коллективного труда, позволяет выявить лидера-управленца, способного взять на себя эту роль. Это значение коммуникаций может экстраполироваться на физическую рекреацию, поскольку совместные занятия людей ею тоже подчинены законам, определяющим социальную активность. Далее, законы деятельности фирм применительно к данному исследованию имеют особую значимость, так как оно посвящено физической рекреации в профессиональной подготовке будущих менеджеров. Очевидно, что при обосновании для них концепции физической рекреации следует исходить из того, что досуговая двигательная активность должна быть профессионально прикладной. Все это будет определять особенности ее организации, содержании, методики и общения на занятиях.

4. Ценностно-ориентационная (аксиологическая) функция. Она формирует у человека особое отношение к себе, своим телесности, движениям, здоровью, а также к природе, обществу. Она базируется на оценке соотношения между указанными явлениями и идеалами, потребностями, интересами человека. Поэтому эта функция - преимущественно оценивающая. Аксиологическая функция обеспечивает прямые и опосредованные связи физической рекреации с видами физической и общей культуры человека. Ценности физической рекреации обусловливаются уровнем личностной и общественной культуры. В свою очередь, физическая рекреация, развивая свой ценностный потенциал, обогащает культуру в целом..

Очевидно, что при реализации аксиологической функции физической рекреации правильнее формировать к ней двоякое отношение: как к потребности и как средству удовлетворения человеческих потребностей.

5. Общефизкультурная функция. Правомерность данных функций обусловлена тем, что физическая рекреация, прежде всего, является видом физической культуры.

6. Развивающая функция. Она связана с расширением границ двигательных возможностей человека за счет совершенствования потенцирования и актуализации наличных и приобретаемых физических качеств, теоретических знаний, навыков и умений. Она обеспечивает разностороннее влияние на процесс оптимального физического состояния человека. Физическая рекреация оптимизирует и психическое состояние людей. Реализация данной функции содействует компенсации неблагоприятных влияний профессиональной деятельности, формирования здорового образа жизни, норм социального поведения человека, совершенствования физических психических возможностей его организма и укрепления здоровья.

7. Оздоровительная функция связана с развивающей функцией физической рекреации. Она обеспечивает восстановительные процессы и развитие потенциала организма и психики человека. Безусловно, что двигательная активность нормализует состояние здоровья человека. Однако оно определяется не только влиянием двигательной активности, но и множеством других факторов. Поэтому однозначно сказать, какой из данных факторов в сочетании с влиянием физической рекреации доминирует, весьма сложно. Отсюда следует, что приводимые в литературе данные о том, что лица, чей образ жизни составляет регулярная и досуговая двигательная активность, болеют меньше, чем те, у кого она "не в почете", нельзя однозначно объяснять. Можно лишь полагать, что физическая рекреация благоприятствует достижению высокого оздоровительного эффекта.

Вместе с тем, безусловным является факт, установленный по результатам многолетних научных исследований проблем физической культуры и спорта, что физическая культура - универсальное средств оздоровления человека Несо­мненно, что физическую рекреацию тоже можно рассматривать в таком качестве.

8. Образовательная функция. Ее суть раскрывается в возможностях физической рекреации: содействовать формированию мировоззрения, образа мышления и поведения человека, связанных с особой сферой человеческой деятельности; позитивно влиять на приобретение человеком знаний о природе, обществе и мышлении; формировать специфические знания, умения и навыки - составляющие образования в области физической культуры. Все это позволяет углублять понимание человеком своего места в современном мире, обществе, профессиональной деятельности. Образовательное значение физической рекреации состоит в том, что позволяет существенно умножить знания в области физической культуры, здоровья и здорового образа жизни.

9. Воспитательная функция. Ее реализация способствует формированию у человека нравственности, правильного эстетического восприятия окружения, норм межличностного общения и взаимодействия, трудолюбия, человеческих эмоций, волевых качеств, любви к своей малой родине и России.

Специфические рекреационные функции

1. Функция организации досуга. Известно, что физическая рекреация является частью физической культуры и представляется эффективным видом двигательной активности. Она осуществляется с учетом интересов, потребностей, склонностей человека и по его выбору. Но она функционирует и как важная форма досуга, способ, средство его полезного проведения. Данная функция, не совпадает с функциями других видов физической культуры, а потому является специфической функцией физической рекреации.

2. Компенсаторно-релаксационная. Переключение с одного вида деятельности на другой вид способствуют снятию физического и нервно-психического напряжения, а также профилактике адинамии и гипокинезии, С ее помощью актуализируются способности и потребности человека, порой не востребованные из-за ограничений, обусловленных повседневной жизнью и профессиональной деятельностью. Она позволяет компенсировать дефицит общения с предпочитаемым кругом людей, создает условия для проявлений свободы воли, реализации индивидуальных и групповых интересов в разных видах деятельности. Компенсаторно-релаксационная функция не может сводиться лишь к восстановлению истраченных сил. Ее надо рассматривать в рамках гармонизации труда и отдыха для полноценного развития личности, ориентации на высокие цели.

3. Гедонистическая функция широко представлена в зарубежных исследованиях. Эффект от ее реализации заключается в получении удовольствия от доступной, посильной двигательной активности, общения с предпочитаемым кругом людей. Данная функция при соответствующей разработке методологических, теоретических и технологических основ физической рекреации может играть важную роль в формировании потребностей, интересов и мотиваций у будущих менеджеров к регулярной физической рекреации. Возможно, усиление акцента специалистов физической культуры на этой функции позволит существенно повысить оздоровительный эффект от приобщения людей к физической рекреации.

4. Креативная функция. Досуг могут составлять многообразные виды, формы и способы двигательной активности рекреационного характера. Их доступность для людей разных социальных групп стимулирует самодеятельное творчество, открывает широкие возможности для их самопознания, самореализации и как результат - самоутверждения.

5. Зрелищная функция. Её значение определяется особым интересом не столько к результату рекреационной деятельности, сколько к удовольствию от факта сопричастности к физкультурной деятельности, идентификация себя с его непосредственными участниками. Она связана с особым сопереживанием (эмпатией) за исход спортивного поединка. Велика роль данной функции в приобщении человека к ценностям культуры, обогащении его духовного мира составляющей "зрелищного пласта культуры" (НА. Хроюв,1994). Реализация данной функции предполагает не только созерцание происходящего на спортивной арене, но и переживания с этим связанное. Важно то, что наблюдатель со временем становится активным участником событий, превращаясь из наблюдателя в действующего участника физкультурной деятельности. Все это важно для студенческой молодежи, Среди них немало футбольных болельщиков, а также посещающих зрелища по другим видам спорта. Однако при этом не все занимаются физическими упражнениями.

6. Престижная функция физической рекреации обеспечивает понимание людьми престижности быть здоровым, обладать прекрасной телесностью и способностью демонстрировать совершенство в выполнении разнообразных движений. Престижным должен быть здоровый образ жизни, в рамках которого двигательная активность - обязательный его элемент.

7. Политическая функция физической рекреации рассматривается как эффективное средство "убежать" от экономических, социально-политических коллизий современного общества - безработицы, преступности. Она компенсирует природой заложенную в человеке агрессивность, насилие. Приверженцы фрейдизма полагают: человек по природе жесток и агрессивен, а культура сдерживает проявление этих отрицательных качеств. Послабление со стороны общества приводит к их проявлению. Эти качества проявляются и в здоровом обществе: хорошо известно поведение, так называемых, спортивных фанатов. Очевидно, это обусловлено не только политическими, но и иными причинами.

Наши рекомендации