Рис2. Подготовка лыжной трассы на площадке ограниченного размера
Подготовка лыжных трасс
Проведению даже небольших соревнований, например зачетных для студентов при приеме программных нормативов по дисциплине «Лыжный спорт», предшествует большая работа по подготовке соревновательных трасс.
Специально подготовленную для передвижения на лыжах местность называют ЛЫЖНОЙ ТРАССОЙ. Количество и характер подъемов, спусков и равнинных участков, их чередование определяют ту или иную степень трудности трасс.
Лыжные трассы прокладывают, как правило, на местности с пересеченным рельефом, основными компонентами которого являются подъемы, спуски и равнинные участки. На трассе с различным рельефом соревновательная скорость изменяется от 2-3 м/с на подъемах до 14-16 м/с и более на спусках.
Отмеренное на трассе расстояние называют ДИСТАНЦИЕЙ. Например, по 5-километровой трассе могут проходить различные по длине дистанции - 5, 15, 50 км и более. В настоящее время предпочтение отдают проведению соревнований, даже на марафонские дистанции, по укороченным трассам, что значительно повышает их зрелищность и, следовательно, популярность. Длина тренировочной и соревновательной дистанции в зависимости от возраста, пола и квалификации лыжников может быть от 1-2 до 70 км и более.
Два параллельно идущих лыжных следа на трассе - это ЛЫЖНЯ. Ее параметры по ширине следа, глубине и расстоянию между центрами каждого следа регламентированы правилами соревнований. При машинном способе подготовки 'трасс эти параметры задаются специальным лыжным резаком. Близкий к этим характеристикам след оставляет и группа лыжников при передвижении по нетронутому снежному покрову (если лыжня прокладывается людьми).
Снежное полотно с одной или несколькими лыжнями - это ТРАССА ДЛЯ КЛАССИЧЕСКОГО СТИЛЯ, ширина которой при проведении соревнований должна быть не менее 3 м.
Хорошо укатанное, достаточно жесткое снежное полотно шириной не менее 4 м и с лыжней сбоку - это ТРАССА ДЛЯ СВОБОДНОГО СТИЛЯ.
Длину трассы рекомендовано измерять вручную стальным шнуром (рулеткой) длиной около 50 м, используют также электронные измерительные приборы и дистанциомеры разной конструкции (измерительное колесо, например). Угловые и высотные характеристики подъемов и спусков определяют угломерными и высотомерными приборами.
На карте местности изображают СХЕМУ ТРАССЫ, по которой строят ее профиль.
При построении ПРОФИЛЯ ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ изучают масштаб карты, находят начало и окончание трассы, направление движения по ней, общую протяженность, затем устанавливают самую высокую и самую низкую точки на трассе. С учетом этих данных определяют размерность координат.
Профиль лыжной трассы наглядно отображает количество, характерные признаки, последовательность и сочетание подъемов, спусков, равнинных участков на трассе, проложенной по пересеченному рельефу.
Основными характеристиками рельефа лыжных трасс являются следующие показатели (рис. 1):
1) высота подъема (спуска) - Н;
2) максимальный подъем - МС;
3) перепад высоты - НД;
4) сумма перепадов высот - ТС;
5) длина подъема (спуска) - 1;
6) средняя крутизна подъема (спуска) - < а;
Рис.1 Профиль лыжной трассы
Высота подъема (спуска) - это расстояние по вертикали между высшей и низшей точками одного подъема (спуска). На трассе по рис. 1 три подъема: высотой 25 м (Н1), 17 м (Н2) и 35 м (Нз) и три спуска: высотой 27 м (На), 30 м (Нб) и 32 м (Нв).
Максимальный подъем - это наибольший по высоте подъем на данной трассе, в нашем примере МС - это Нз, равный 35 м.
Перепад высоты - это расстояние между самой высокой и самой низкой точками на всей трассе. НД трассы, изображенной на рис. 1, равен 72 м.
Сумма перепадов высот находится сложением высоты всех имеющихся на трассе подъемов. В нашем примере:
ТС = Н1 + Н2 + Нз = 25 + 17+ 35 = 77 м.
Длина подъема (спуска) определяется расстоянием по горизонтали между крайними точками склона. Пятикилометровая трасса, изображенная на рис. 1, включает подъемы длиной I1 = 800 м, I2 = 480 м, Iз = 640 м и спуски протяженностью Iа = 700 м, Iб = 660м и Iв = 600 м.
Средняя крутизна подъема (спуска) находится из отношения высоты подъема (спуска) к его длине и выражается по правилам в процентах:
< а = Н : L • 100%; (3).
Трасса на рис. 1 имеет следующие углы подъемов:
а1 = 25 :800 • 100 = 3,1 %
а2 = 17 :480 • 100 = 3,5 %
а3 = 35 :640 • 100 = 5,5 %.
Углы спусков на этой трассе составляют:
Аа = 27 :700 • 100 = 3,8 %
Аб = 30 :660 • 100 = 4,5 %
Ав =32 :600 • 100 = 5,3 %.
Подготовка лыжных трасс начинается задолго до выпадения снега, чтобы даже при незначительном снежном покрове передвижение на лыжах было безопасным. Необходимо заблаговременно заготовить инструменты и технику для земляных работ. Трассу достаточной ширины расчищают от камней, остатков деревьев, веток, пней, корней, сучьев. По согласованию со службами лесничества к предельно возможному минимуму сводят вырубку деревьев и кустарников. Главная задача при выборе местности для трассы - максимально сохранить лесопосадки, которые создают экологически благоприятные природные условия для занятий лыжами.
В зависимости от степени защищенности лесом трассы делят на открытые и закрытые. Открытой считается трасса, более одной трети которой проходит по местности, не защищенной лесом, полосами деревьев, густым кустарником, рельефом местности, постройками и т.д. Предпочтение всегда отдают проложенным в лесной живописной местности закрытым трассам.
Если трасса проходит через водоемы и другие водные протоки, через них обязательно возводят надежные и прочные мосты. Перед непосредственным входом на мост нельзя допускать резких изменений направления движения, т.е. крутых поворотов.
Особенно тщательно готовят участки спусков и поворотов на них. Зимой трассу постоянно очищают от сучьев, остатков деревьев.
Чтобы лыжни для классического стиля и снежное полотно для коньковых ходов выдержали прохождение многочисленных лыжников, требуется продолжительная предварительная зимняя подготовка. Она заключается прежде всего в своевременном и регулярном уплотнении снежного покрова на всей трассе с помощью специальных тяжелых машин, а при их отсутствии - непосредственно лыжниками. Машины или лыжники уплотняют снег, выравнивают мелкие провалы и другие опасные неровности. Выполнять такую работу на местности, пролегающей по оврагам, буграм, лесным тропам, через водоемы и другие естественные препятствия, крайне сложно. Полотно трассы должно обрабатываться с каждым выпадением снега. Если уплотнять трассу только перед соревнованиями, то под полотном образуется слой рыхлого снега, и при прохождении уже первой группы участников оно разбивается. Уплотнение снежного покрова - чрезвычайно трудоемкая работа, которую еще более усложняет выпадение зачастую непредсказуемого по времени и количеству снега, да еще в сочетании с ветром, который сбивает ветки с деревьев и засоряет ими трассу.
На лыжных трассах для классического стиля лыжни прокладывают или нарезают специальным приспособлением - резаком. При свободном стиле готовят хорошо укатанное снежное полотно, а лыжню прорезают сбоку вдоль всей трассы с таким расчетом, чтобы лыжники, использующие разрешенные в свободном стиле как коньковые, так и классические способы передвижения, не мешали друг другу.
Постоянная подготовка действующих соревновательных, тренировочных и прогулочных трасс - длительный многолетний беспрерывный процесс с большим объемом работы. Сразу выбрать и подготовить достойную трассу невозможно, она требует ежегодной и постоянной обработки.
Каждый лыжник выбирает трассу с учетом подготовленности и поставленных задач.
Подготовить достаточно протяженную лыжную трассу можно и на площадке ограниченного размера, например на школьном мини-стадионе. Наиболее рациональным способом прокладки трассы на небольших по размеру участках местности является принцип закручивающейся-раскручивающейся спирали, который позволяет проложить трассу длиной 3-5 км и более, максимально плотно используя территорию (рис. 2). А если площадка расположена на пересеченной местности с невысокими горками, то на трассе будет несколько небольших подъемов и спусков. Удлинить трассу на ограниченной по размерам местности позволяет и параллельный способ прокладки лыжней.
Рис2. Подготовка лыжной трассы на площадке ограниченного размера
В правилах соревнований по лыжным гонкам в соответствии с требованиями Международной федерации лыжного спорта установлены допустимые пределы параметров рельефа трасс лыжных гонок с учетом возраста, пола и спортивной квалификации участников, масштаба соревнований, длины дистанции.
Соревновательные и тренировочные трассы для лыжников высокой квалификации прокладывают чаще всего по сильнопересеченному рельефу местности.
В соревнованиях и тренировках юных лыжников и лыжников-любителей, в массовых лыжных гонках предпочтение отдается слабопересеченным и пересеченным трассам. Именно на таких трассах проводят самые массовые в нашей стране соревнования - «Лыжню России».
В передвижении на лыжах физкультурно-оздоровительной направленности используют в основном слабопересеченные и равнинные трассы.