Факторы функционирования и развития инфраструктуры города
Совершенствование территориального регулирования городской инфраструктуры предполагает предварительный анализ факторов и условий, характеризующих территориальные различия ее функционирования. В силу социально-экономических и исторических особенностей формирование и развитие отраслей городской инфраструктуры разных регионов происходило неодинаково. Вследствие этого сам их комплекс неоднороден в различных территориальных образованиях по уровню развития, а кроме того, имеет некоторое своеобразие и в структуре. Естественно, эти причины не могли не отразиться и на уровне обеспеченности населения в товарах и услугах, на качестве его жизни. Все это создает необходимость исследования причин возникновения территориальных диспропорций, поиска путей их ликвидации, а также определение режима оптимального функционирования инфраструктурного комплекса в каждом территориальном образовании. В отечественной научной литературе выделяется значительное количество факторов и условий, определяющих региональные различия формирования и развития городской инфраструктуры. Однако единой классификации факторов пока не выработано, что вызвано в определенной мере относительной новизной самой проблемы.
В силу длительности факторы можно разделить на два блока: временные и долговременные. К числу долговременных относятся:
природно-климатические;
национальные;
исторические особенности.
Совокупность долговременных факторов развития территории оказывает влияние на развитие инфраструктуры территориальных образований любого ранга.
К временным факторам относятся:
экономические,
социальные,
демографические,
градостроительные.
Рассмотрим особенности влияния каждой группы факторов на функционирование и развитие городской инфраструктуры.
К экономическим факторам можно отнести:
1. функционально-экономическое значение города;
2. уровень и темпы экономического развития экономики города (структура и пропорции хозяйственного комплекса, отраслевая структура экономики города и т.д.);
3. уровень и темпы развития инженерно-технической инфраструктуры и отдельных ее элементов (состояние материально-технической базы, объем основных фондов и капитальных вложений, число предприятий, численность работающих и т.д.);
4. уровень реальных денежных доходов населения;
5. индивидуальный потребительский бюджет и его структура;
6. уровень и структура занятости населения в экономике города.
Существенное воздействие на формирование и развитие городской инфраструктуры оказывает функционально-экономическое значение города, характер и уровень развития структуроопределяющих отраслей, степень развитости которых накладывает отпечаток на состав, структуру и уровень развития инфраструктуры города. В течение длительного времени функциональное назначение городаосновывалось на соотношении градообразующего и градообслуживающего комплексов в структуре городского хозяйства. Причем, к градообразующим были отнесены отрасли, которые производили или оказывали услуги материальные, а к градообслуживающим – предприятия, удовлетворяющие нужды населения. В результате этого деления основные усилия местных органов власти сосредоточивались на развитии производственной сферы, а городская инфраструктура, отрасли которой оказывают существенное влияние на формирование и развитие личности, производят знание и интеллект, создают условия для нормальной жизнедеятельности человека, были отодвинуты на второй план и их развитие осуществлялось по принципу «остаточного» финансирования. Таким образом, с одной стороны, высокий уровень экономического потенциала города дает возможность для развития инфраструктуры, а с другой – существенное преобладание отраслей материального производства в экономической структуре значительно сдерживает ее развитие.
Уровень экономического развития города воздействует на функционирование городской инфраструктуры через инвестиционную и бюджетную политики, складывающихся под влиянием структуры городской экономики. До сих пор возможности функционирования и развития городской инфраструктуры отпределяются его отраслевой структурой, т.к., во-первых, строительство и содержание значительной части инфраструктурных объектов финансируется по ведомственным каналам (различными предприятиями, министерствами и ведомствами), во-вторых, уровень оплаты труда в известной мере определяет уровень и структуру потребления различного рода услуг (в основном платных) и материальных благ.
На формирование инфраструктуры города оказывает влияние такой фактор, как уровень развития инженерно-технической инфраструктуры. Ввод в действие, эксплуатация объектов инфраструктуры зависит от уровня развития строительной индустрии, сетей тепло-, энерго-, водоснабжения и т.д. Недостаточная мощность объектов инженерно-технической инфраструктуры оказывает ограничивающее влияние на развитие всей городской инфраструктуры. Поэтому при формировании программ развития инженерно-технической инфраструктуры важно учитывать такой ее уровень, который сможет обеспечить потребности не только материального производства, но и инфраструктурной сферы.
Важными экономическими факторами, определяющими развитие городской инфраструктуры, служат уровень денежных доходов населения и потребительский бюджет,которые в значительной степени влияют на потребности населения в отдельных видах услуг, оказываемых ее предприятиями. Особенности развития экономики России в последние десятилетия, сформировали резкую дифференциацию в уровне доходов населения. Причем достаточно большая часть населения относится к категории граждан с низкими денежными доходами. С одной стороны, в результате этого, а также постоянно растущих цен на услуги, существенно сократилось их потребление, за исключением жизненно необходимых. С другой – обесценивание рубля делает нерациональным накопление денежной массы населением и в связи с этим граждане вынуждены «сбрасывать» имеющиеся денежные средства на потребительский рынок. Итак, различия в денежных доходах населения вызывают неодинаковый уровень потребления товаров и услуг, а следовательно и разную потребность в сети объектов инфраструктуры. Увеличение доходов расширяет, а снижение доходов сужает круг и степень удовлетворения личных потребностей, и это отражается на изменении направления денежных расходов населения.
Таким образом, объем и структура доходов населения определяет спрос на платные услуги, особенно на дорогостоящие их виды, на товары длительного пользования и на соотношение самообслуживания и общественного обслуживания. Ибо с ростом доходов отпадает необходимость экономить денежные средства путем самообслуживания в домашнем хозяйстве. Если кроме денежных доходов семья имеет также и натуральные (например, продукты питания с садового участка), то соответственно снижается потребность в услугах торговли.
Уровень развития городской инфраструктуры находится в тесной взаимозависимости со степенью и структурой занятости населения в экономике города. Занятость населения определят и уровень экономического развития, и уровень жизни населения любого территориального образования. Поселению с более высоким уровнем развития экономики присущ и более высокий удельный вес занятых на предприятиях и учреждениях городской инфраструктуры. Переход к рыночной экономике, возникновение безработицы привели к изменениям в степени и структуре занятости населения, а именно, сокращению промышленно-производственного персонала, административно-управленческого персонала, что дало «толчок» в развитии городской инфраструктуры, т.к. приток трудоспособного населения в эту сферу экономики существенно отражается на количестве, разнообразии, качестве предоставляемых ею товаров и услуг.
К демографическим факторам следует отнести:
1. динамику численности населения,
2. половозрастную структуру населения;
3. уровень миграции и естественного движения населения.
Развитие городской инфраструктуры должен учитывать численность, темпы и особенности изменения населения. Это особенно важно при перспективном планировании развития инфраструктурных отраслей.
На формирование и развитие городской инфраструктуры непосредственное влияние также оказывают особенности половозрастного состава населения. Как правило, в крупных городах рождаемость, количество детей дошкольного и школьного возраста, удельный вес женщин, занятых в общественном производстве выше, чем в городах меньших размеров или сельских населенных пунктах, а также в крупных индустриальных центрах экологическая ситуация хуже, чем в поселениях, имеющих иное функциональное назначение, и, следовательно, в таких городах потребность в детских дошкольных учреждениях, школах, учреждениях здравоохранения больше. Эти и другие особенности половозрастного состава населения не могут не отразиться на потребности в тех или иных учреждениях городской инфраструктуры и его знание и учет представляется необходимым при регулировании развития городской инфраструктуры любого территориального образования.
Уровень миграции и естественного прироста определяют характер движения населения. Так чем выше уровень рождаемости в территориальном образовании, тем выше потребность населения в отдельных видах услуг, например, медицинских, дошкольного воспитания.
Подвижность населения, т.е. перемена места жительства или различные виды поездок, трудовые, бытовые, культурные и прочие, влияет на потребности населения. Как правило, если человек много перемещается по различным территориям, он имеет возможность сравнивать состояние обслуживания в разных населенных пунктах. В результате такого сравнения у человека повышается общий уровень потребностей по сравнению с тем, у кого нет возможности сравнивать.
Таким образом, знание социально-демографических особенностей населения и его расселения в крупнейшем городе в условиях децентрализации управления позволяет местным органам власти и управления повышать комфортность жизни во всех частях города с учетом потребностей и характерных стилей жизни различных социально-демографических групп населения.
Среди социальных факторов и условий представляется важным выделить:
1. социальную структуру населения города;
2. уровень образования населения;
3. величину свободного времени и структуру его использования.
Особенности социальной структуры населенияоказывают влияние на развитие городской инфраструктуры, которое в значительной степени проявляется через потребности населения в услугах. Население в силу исторически сохраняющихся причин (например, таких как различия в содержании и характере труда, образовательном и культурном уровне, величине свободного времени) различаются между социальными группами (рабочими, служащими, интеллигенцией, сельскими жителями).
Образовательный и культурный уровень населения определяет рост потребностей населения в услугах, а значит, и степень развития инфраструктуры. Например, крупный город, должен иметь более мощную сеть объектов инфраструктуры, т.к. с одной стороны, призван воспроизводить трудовые ресурсы более высокого профессионального и культурного уровня. Специалисты высшей квалификации готовятся почти исключительно в крупных городах, где расположено подавляющее большинство высших учебных заведений. Это специфическая функция крупного города. С другой стороны, чем больше доля населения с высоким образовательным и культурным уровнем в его структуре, тем выше потребности в более качественных и разнообразных услугах. Итак, при регулировании развития городской инфраструктуры необходимо учитывать общеобразовательный и культурный уровень населения.
Специфическими особенностями обладает фактор величины свободного времени населения. С одной стороны, он зависит от уровня развития и размещения инфраструктурных объектов, а с другой – сам оказывает влияние на формирование ее сети, особенно социально-духовного назначения (библиотеки, кинотеатры, театры, музеи и т.п.), путем расширения потребности в соответствующих услугах.
Современная система расселения развивается под воздействием многочисленных процессов и это повышает значимость влияния социально-демографических особенностей населенных пунктов любого ранга (например, возрастные, профессиональные, национальные особенности). В условиях децентрализации управления знание этих особенностей и умение влиять на них позволяет местным органам власти повышать комфортность жизни населения, а также учитывать потребности жителей и характерные стили жизни различных социально-демографических групп населения.
Градостроительные факторы. К ним можно отнести:
1. характер расселения,
2. транспортную освоенность территории,
3. достигнутый уровень обслуживания населения на конкретной территории.
Характер расселения и транспортная освоенность территории оказывают значительное влияние на территориальную организацию инфраструктуры. Чем дальше друг от друга расположены населенные пункты и чем хуже транспортные связи между ними, тем большей должна быть "степень автономности" каждого поселения, т.е. как можно большее количество видов услуг необходимо иметь в каждом поселении, а это увеличивает потребности в мощности учреждений инфраструктуры и в численности занятых в этой сфере.
Достигнутый уровень обслуживания очень сильно влияет на развитие потребностей населения в услугах. Как утверждают социологи, "театралы живут только в театральных центрах", т.е. потребность в регулярном посещении театров вырабатывается лишь тогда, когда у человека есть такая возможность. То же самое относится и ко многим другим видам услуг, например, общепит, культурное и бытовое обслуживание и т.д.
Природно-климатические факторы и условия – это
1. географическое положение города,
2. особенности климата (среднегодовая температура, продолжительность сезонов года и т.п.);
3. особенности местности с точки зрения условий для развития городского, сельского, подсобного и личного хозяйства, проживания населения.
Все эти факторы оказывают существенное влияние на функционирование и развитие городской инфраструктуры, что проявляется в затратах на воспроизводство как рабочей силы, так и населения в целом.
Например, климатические условия оказывают влияние на требования к характеру жилища. Так в районах с жарким климатом материал, из которого строят дома, отличается от используемого в районах с суровым климатом. Уровень отопления жилищ также должен быть различным.
Климатические условия в значительной степени определяют и потребности населения в питании и одежде. Так, потребности организма в питании (по калорийности) в условиях холодного климата повышаются в среднем на 20 %. И существуют различия в структуре гардероба населения. Так в районах с холодным климатом меховая одежда и обувь являются жизненной необходимостью, в южных районах большую часть гардероба человека составляют изделия из легких материалов. Таким образом, эти различия сказываются, в первую очередь, на ассортименте торговых предприятий, предприятий общественного питания, на жилищно-коммунальном хозяйстве, учреждениях санаторно-курортного типа.
В то же время различные потребности в жилище, одежде и питании ведут к неодинаковой стоимости жизни в различных условиях.
Следует отметить и такую группу факторов, как национальные традиции, привычки и обычаи местного населения, которые необходимо учитывать при создании тех или иных форм социального обслуживания, которые в конечном итоге, накладывают отпечаток на структуру производства и потребления услуг на территории города. В первую очередь они влияют на потребности населения в пище и одежде, а также сказываются на потребностях в бытовых, жилищно-коммунальных и других услугах, оказываемых предприятиями и учреждениями городской инфраструктуры. Население России имеет многонациональный состав. Рост национального самосознания народов обусловливает их стремление к объединению, выражающемуся в компактном проживании, сохранении культурных традиций, языка, воспитании молодого поколения. Эти объективно существующие тенденции необходимо принимать во внимание при развитии инфраструктуры.
Важным при анализе влияния факторов и условий, а также выработке рекомендаций по территориальному регулированию развития городской инфраструктуры является исторический подход. Для объективной оценки современного состояния и научно обоснованного регулирования городской инфраструктуры на перспективу необходимо рассматривать ее развитие в исторической связи с размещением производительных сил на территории страны, формированием экономики, а также с учетом региональных особенностей развития ее территории. Условия формирования городской инфраструктуры во многом обусловливаются историческим наследием. Например, отсутствие рыночных отношений в экономике страны, сказалось на современном состоянии инфраструктуры, на уровне ее материально-технической базы, на уровне развития и удовлетворения потребностей населения и в конечном итоге на уровне и качестве жизни людей.
Приведенные выше факторы и условия действуют во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому необходимо целенаправленно учитывать воздействие экономических, демографических, социальных, исторических и других факторов и условий, ослабляя действие одних, усиливая другие, создавая тем самым благоприятную ситуацию для наиболее полного удовлетворения различных потребностей населения, для его нормальной жизнедеятельности. Одним из основных направлений в решении этой важной и сложной задачи должно стать ускоренное развитие городской инфраструктуры на основе многообразия форм собственности, личной инициативы и деловой (предпринимательской) активности населения.
Рассмотренные факторы и условия определяют формирование и развитие городской инфраструктуры и их учет в перспективе позволит повысить эффективность функционирования не только самой инфраструктуры, но и всей городской экономики в целом.