Принципы размещения объектов инфраструктуры города
Одной из актуальных проблем развития городской инфраструктуры в крупнейшем городе является разработка методологических и методических основ размещения ее объектов на его территории. Рациональное размещение предприятий и учреждений городской инфраструктуры дает возможность населению целесообразно использовать денежные доходы, увеличивать бюджет свободного времени, которым оно располагает для развития и самореализации личности, а также вовлекать население в общественное производство и в конечном итоге наиболее полно удовлетворять постоянно растущие потребности людей.
Существенное влияние на эффективность функционирования объектов городской инфраструктуры также оказывают и принципы их размещения, которые представляют собой основные идеи, следование которым поможет достигнуть главную цель функционирования городской инфраструктуры – удовлетворение разнообразных потребностей каждого человека в отдельности и населения в целом.
1. Принцип территориальной доступности объекта. Этот принцип бы присущ всем системам обслуживания, но в настоящее время он приобрел новый смысл. Доступность предприятий и учреждений должна основываться не на определении радиуса обслуживания для каждого вида городской инфраструктуры, а связываться с существующими пешеходными и транспортными потоками потенциальных потребителей, их направлением и интенсивностью. Ибо населению удобнее получать многие услуги попутно. Действие этого принципа зависит от уровня развития общественного и частного, в том числе личного, транспорта. Чем выше этот уровень, тем большая часть территории города может быть использована для эффективного размещения объектов городской инфраструктуры.
2. Принцип привлекательности объекта. В связи с переходом к рыночной экономике данный принцип приобретает особую актуальность и значимость. Привлекательность представляет собой целенаправленный поток людей к конкретному объекту для получения необходимых им услуг. Поэтому каждое предприятие, учреждение должно обладать только ему присущей «изюминкой», на основании которой и строится его функционирование, формируется сервис, что позволяет выдержать конкуренцию с подобными объектами, расположенными в других частях города.
3. Принцип многообразия форм собственности. На протяжении длительного времени в нашей стране существовала практически одна форма собственности для предприятий социального назначения. В результате этого строительство и последующее содержание объектов городской инфраструктуры осуществлялось по принципу «остаточного» финансирования, а их развитие всегда отставало от постоянно растущих потребностей населения. Использование принципа многообразия форм собственности в городской инфраструктуре даёт огромные потенциальные возможности улучшения состояния ее объектов: во-первых, позволяет снять непосильный пресс с муниципальных и региональных бюджетов; во-вторых, за достаточно короткий период времени улучшить материально-техническую базу и оснащенность предприятий и учреждений; в-третьих, повысить качество и разнообразие предоставляемых услуг, за счет конкуренции присущей рыночным условиям хозяйствования. Целесообразно использовать как можно больше форм собственности, причем в муниципальной, государственной собственности должно остаться минимальное количество объектов, составляющих так называемый «опорный каркас» инфраструктуры города.
4. Принцип разнообразия типов объектов. Он означает такой набор предприятий и учреждений каждой отрасли городской инфраструктуры, который в своей совокупности смог бы удовлетворить запросы всего населения и каждого человека в отдельности, ответить разнообразным потребностям, интересам, вкусам и, что очень важно, возможностям (материальным, интеллектуальным, физическим, времени, состоянию здоровья и др.). В городе непременно должны иметь право на существование разные типы предприятий и учреждений, так как благодаря реализации этого принципы создаются условия для выбора каждым жителем своего образа жизнедеятельности.
5. Принцип совместимости объектов и разных отрасли городской инфраструктуры, и с объектами других сфер городского хозяйства. Как известно, совместимость достигается либо взаимодополнением функций, взаимодействием учреждений, либо взаимоисключением. Ряд разнотипных, а иногда и однотипных, предприятий «выигрывают» от совместного расположения, ориентируясь на клиентов определенного уровня (экономического, культурного, социального и т.д.). И в то же время некоторые объекты ни в коем случае не могут быть расположены по соседству. Например, различные детские учреждения рядом с рестораном, винным магазином, табачными киосками, различными увеселительными заведениями, транспортными предприятиями и т.п. Поэтому учет данного принципа при размещении объектов городской инфраструктуры даёт возможность для более полного эффективного функционирования конкретных предприятий и учреждений, привлечения потребителей, повышения качества обслуживания.
6. Принцип комплексного размещения объектов. Он предполагает совместимость линейного, ядерного и рассеянного вида размещения объектов по всей территории города. Так, в городе могут быть крупные торговые, культурные, учебные, научные центры, спортивные комплексы и т.д. И в то же время, в разных частях города расположены в «свободном режиме» средние и малые объекты местного (локального) значения. Применение этого принципа размещения даёт потребителю право выбора получения услуг в наиболее удобном для него месте и в наиболее удобное время.
Реализация вышеперечисленных принципов в уже сложившемся, застроенном городе осложнена и их использование потребует изменения как политики дальнейшей застройки, так и реконструкции или переориентации уже имеющихся объектов. Естественно, в зависимости от задач, решаемых каждой группой объектов, а также от особенностей конкретного города принципы их территориальной организации могут быть дополнены и расширены.
До последнего времени развитие городской инфраструктуры проводится еще в значительной степени без должного научного обоснования, не комплексно, что приводит к нерациональному размещению ее предприятий и учреждений и, как следствие, создает неравноценные условия пользования ее услугами в различных частях города, снижению эффективности функционирования ее объектов. В определенной мере это является результатом ведомственного подхода к развитию городской инфраструктуры, который определяет размещение ее учреждений часто без взаимной увязки и учета перспектив развития экономики города в целом, изменений численности и состава его населения, без должного учета факторов, критериев и принципов развития и размещения социальной сферы.
Таким образом, важнейшими особенностями социально-экономического развития города в современных условиях, которые нуждаются в строгой взаимоувязке с развитием его инфраструктуры, в обеспечении ее функционирования, является следующее:
- демографическая ситуация;
- слабое развитие городской инфраструктуры, низкий качественный уровень жизни населения, в связи, с чем возникает необходимость изыскания всех возможный резервов для развития инфраструктурного комплекса и поднятия уровня жизни населения;
- наличие собственных сырьевых, финансовых, и иных ресурсов для развития традиционных и создания принципиально новых производств, обеспечивающих повышение эффективности функционирования городского хозяйства.
Список литературы
Основная литература
1. Бурак П.И., Ростанцев В.Г., Топилин А.В. Инфраструктура межрегионального экономического сотрудничества и императивы инновационного развития М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2009.
2. Дятел Е.П. Сущность производственных услуг, их роль в формировании среды жизнеобеспечения предприятия / Е. П. Дятел, Н. В. Голомолзина // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2009. - N 2. - С. 151-156.
3. Евреинов О.Б. Совершенствование и комплексное развитие региональной инфраструктуры туризма // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: труды V международной научно-практической конференции. МГУ имени М.В. Ломоносова, географический факультет, Москва, 27-28 апреля 2012. М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012. 708 с
4. Ибрагимов Л.А. Инфраструктура товарного рынка. Учебное пособие.2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 360 с.
5. Иншаков О.В., Мизинцева М.Ф., Калинина А.Э., Петрова Е.А. Информационное развитие экономики региона М.: Издательский дом «Финансы и кредит», 2008.- 296 с.
1. Кустова М.М. Региональный инфраструктурный механизм воспроизводства лидеров инновационных преобразований: монография/ М.М.Кустова, Н.Б.Акатов. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2011
6. Кухтин П.В. Инфраструктура муниципальных образований. Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2008, 208 с.
7. Региональная экономика : учебник / Под ред Т.Г. Морозовой 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
6.Федорова Л. Инновационная инфраструктура и ее влияние на малые предприятия региона / Л. Федорова // РИСК (Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция). - 2010. - № 1
7.Фияксель Э. А. Взаимодействие малых инновационных предприятий ранних стадий развития и элементов инфраструктуры региональной инновационной системы / Э. А. Фияксель // Регионология. - 2010. - № 1
Дополнительная литература
1. Блохин Ю.В. Производственная инфраструктура региона. Кишинев: «Штиинца», 1980.
2. Гарнов А.П. Комплексное развитие инфраструктуры рынка средств производства в России. М.: Изд-во Рос. экон. Академии, 1995.
3. Голиков Н.Ф. География инфраструктуры. Киев: Вища школа, 1984.
4. Голиков Н.Ф., Двоскин Б.Я. Инфраструктурно-территориальный комплекс: теория, методы и практика. Алма-Ата: «Гылым», 1990.
5. Кочерга А.И., Мазараки А.А. Народнохозяйственный комплекс и социальные проблемы. М.,1981.
6. Красовский В.П. Экономические проблемы инфраструктуры. Вильнюс: Минтис, 1981.
7. Муханова Е.Б. Теоретические основы и пути формирования рыночной инфраструктуры. М.: ИЭ РАН, 1994.
8. Новоселов А.С. Рыночная инфраструктура региона: проблемы формирования и развития. Новосибирск: ЭКОР, 1996.
9. Носова С.С. Производственная инфраструктура в системе государственно-монополистического капитализма. М., 1983.
10. Носова С.С. Социальная инфраструктура в воспроизводственном процессе. М.: Экономика, 1984.
11. Региональные проблемы развития инфраструктуры и межотраслевых производств. Минск: «Наука и техника», 1985.
12. Региональные проблемы развития социальной инфраструктуры. М.:«Наука»,1987.
13. Социальная инфраструктура в народнохозяйственном комплексе региона. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1980.
14. Социальная инфраструктура региона. Минск., 1986.