Мероприятия отряда и лагеря по периодам смены
ПЛАНИРОВАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРЯДА
План – это документ, в котором отражена система воспитательной деятельности вожатого, проект развития личности ребенка и всего детского коллектива, это хорошо продуманная, логически выстроенная система мероприятий, последовательность дел с указанием сроков их выполнения.
Основные педагогические требования к планам:
- направленность плана на достижение определенного педагогического результата (отражение заказа на формирование качеств личности);
- учет возрастных особенностей, интересов и актуальных потребностей детей;
- разнообразие содержания и форм работы с отрядом;
- посильность и реальность плана для вожатых и ребят (по видам деятельности, по срокам).
Включая в план ту или иную форму работы с детьми, следует учитывать:
- какой результат хочет получить вожатый, предлагая детям те или иные дела;
- возможности детей (физические, творческие и др.);
- территориальные возможности лагеря (наличие спортплощадки, стадиона, бассейна, танцевального зала, веранды и т.п.);
- природно-погодные условия смены;
- материальная база лагеря (наличие необходимых канцтоваров, аудио-, видеоаппаратуры, компьютера, библиотечного фонда, игровых автоматов, спортинвентаря и т.д.);
- методическое обеспечение (литература, сценарии и т.д.).
Виды планов
Перспективный(общелагерный) | План-сетка работы отряда | Ежедневный план работы вожатого |
Продуманная программа действий педагогического коллектива по достижению поставленной цели. В этом плане перечислены дела, в подготовке и проведении которых принимает участие весь педагогический коллектив. Перспективный план разрабатывается на определенный период (смену, летнюю кампанию). Его составлением занимается лагерь. | Документ, определяющий жизнедеятельность отряда. В него включаются отрядные и общелагерные мероприятия, работы по подготовке к ним, время проведения. Разрабатывается не только в интересах вожатого и администрации лагеря, но в первую очередь в интересах детей. Это не только строгая официальная таблица в рабочих документах вожатого, но обязательно общедоступный, размещенный на видном месте источник информации для детей. | Содержание ежедневного плана работы вожатого раскрывает механизм его деятельности в отряде как субъекта управления и межличностных отношений, обладающего лидерским статусом и высокой степенью ответственности по отношению к детям. В этом документе вожатый намечает для себя, что ему нужно сделать по подготовке отрядных мероприятий с кем из ребят поговорить, кому помочь, на каких организационных моментах сконцентрировать свое внимание и усилия, исполнение каких заданий необходимо в обязательном порядке лично проверить (проконтролировать) и др. В этом плане в большей мере преобладают организационно-управленческие и психолого-педагогические акценты. Лучше всего для ежедневного плана работы использовать записную книжку (блокнот) подходящего формата, чтобы она всегда была под рукой. |
Методика разработки плана-сетки работы отряда
При подготовке плана-сетки обязательно нужно учитывать следующее:
- специфика периода смены (организационный, основной, заключительный) и стадия развития отряда (адаптация, индивидуализация, интеграция, реадаптация);
- разнообразие и последовательное усложнение видов и форм деятельности;
- существует общелагерный план и план-сетка работы вашего отряда, и не нужно этим двум планам «конфликтовать» между собой, поэтому соблюдайте количественное и качественное соотношение отрядных и общелагерных мероприятий на день;
- эмоциональную и физическую загруженность детей в течение дня и смены в целом;
- длительность подготовки, проведения мероприятия и резервы свободного времени детей;
- полезную направленность планируемых дел (социальную, педагогическую, психологическую и др.);
- безопасность всех планируемых дел.
При верстке плана-сетки не забывайте:
- после организационного периода у вожатых наступает эмоциональный спад, но и в это время обязательно нужно проводить мероприятия;
- праздники, которые проводятся один за другим, могут утомить так же, как и скучные будни, поэтому лучший отдых – это смена видов деятельности;
- составляя план, следует помнить, что в каждой смене, как и в каждом деле (отрядном или общелагерном), должна быть своя кульминация, к которой отряд логически подходит через различные дела. Так, кульминацией организационного периода является праздник открытия смены, в основной период – это массовые творческие дела (концерты, праздники, тематические дни), на заключительном этапе – прощальный костер;
- может измениться погода и тогда вместо запланированного придется проводить «резервные» дела.
Принцип деления дня
три основных временных периода, когда надо чем-то занять детей | ||
первая половина дня с 10-00 до 12-30 | вторая половина дня с 16-30 до 18-30 | вечернее время с 20-00 до 22-00 |
На утренние часы планируются подвижные игры, спортивные мероприятия, работа кружков. | Планируются проведение отрядного дела, участие в общелагерном мероприятии, либо подготовка к какому-нибудь мероприятию | Тема отрядного «огонька». |
Традиционные режимные процедуры (подъем, зарядка, трудовой десант, УИСО, завтрак и т.д.), которые повторяются ежедневно, не записываются в план-сетку. | ||
Опыт показывает, что целесообразно в отрядном уголке помещать не весь план-сетку на смену, а план работы на текущий день. Это удобно, потому что дает возможность безболезненно вносить в составленный ранее план-сетку коррективы, обусловленные изменениями погоды или другими причинам (например, изменениями в общелагерном плане). |
Алгоритм составления плана-сетки
Шаг 1. Как только вы узнали, что вам предстоит работа в лагере, в вашей голове тут же возникла мысль: «Что я там буду делать с детьми?» Пытаясь ответить на этот вопрос, в вашем воображении сначала возникают смутные, а потом все более отчетливые картинки-образы: как вы идете с детьми в лес, к водоему, как разговариваете с непослушным ребенком, как играете в «Кошки-мышки» и др.
Шаг 2. Чуть позже вы возьметесь за составление перечня дел (игр, конкурсов, эстафет, викторин и т.п.), которые могли бы провести с ребятами. Так смена стала обретать некоторые контуры.
Два первых шага – предварительное планирование смены (очень полезная работа!) Вожатый, у которого есть список интересных дел, более гарантирован от неудачи в сравнении с вожатым, рассчитывающим на экспромт и авось.
Шаг 3. Составление плана-сетки.
Варианты работы над планом-сеткой
Первый вариант (предложил А.С.Макаренко): планировать такие дела, которые интересны самим педагогам, и затем увлекать ими детей.
Второй вариант (предложили пионерские вожатые). Они считают, что лучший план – это план, подсказанный детьми. То есть начинать планирование «на их территории» – идти навстречу пожеланиям ребят. Вожатый в отряде проводит сбор мнений о том, как каждый ребенок в отдельности и отряд в целом предпочитает проводить свой досуг в лагере. В план работы включаются наиболее предпочтительные виды и формы отдыха, дела, которые отвечают интересам и запросам большинства ребят отряда. Перед вожатым теперь стоит задача: как превратить их в педагогически целесообразную деятельность.
Третий вариант (объединяет первый и второй). Планирование по методике «Рейтинг популярности». Ребята объединяются в группы. Каждой группе выдаются листочки бумаги (оптимальное количество – 5). На каждом листочке – название какого-то дела (вожатый берет их из списка, который заранее составил). У каждой группы листочки с названиями мероприятий могут быть разными, а могут и повторяться. Задача групп: из пяти дел выбрать для плана смены только два – самых привлекательных. Когда все группы закончат обсуждение, объявляется общий сбор. Теперь листочки с интересными мероприятиями собираются, группируются по направленности интересов и формам, обсуждаются и заносятся в план работы отряда. И хотя фактически этот план на сто процентов является плодом фантазии вожатых, ребята будут считать его своим. Так происходит всегда, когда детям предоставляется право выбора, и этот выбор они осуществляют самостоятельно.
Еще одной формой коллективного планирования может быть «Аукцион идей». Нарисуйте условные денежные знаки различного номинала, например, 10, 25 и 50 «налов». Ваша задача – продать с аукциона будущие отрядные дела. Вы будете представлять каждое дело, давать ему характеристику, а после «рекламы» продавать. При этом дети за каждое дело будут отдавать имеющиеся в их распоряжении «деньги». Только те дела, которые собрали наибольшие суммы, войдут в будущий план смены.
Мероприятия отряда и лагеря по периодам смены
Организационный | Основной | Заключительный | |
адаптация | индивидуализация | интеграция | реадаптация |
- сборы по организации жизнедеятельности отряда, по подготовке к открытию смены и др.; - эстафеты творчества, позволяющие определить способности детей в том или ином виде творческой деятельности; - игровые программы, включающие игры на знакомство, игры-«ледоколы»; - подвижные игры на свежем воздухе; - вечерние «огоньки» знакомств | - игровые программы на взаимодействие; - спортивные игры и эстафеты; - туристические эстафеты; - турниры; - экскурсии, прогулки; - коллективные игры на местности; - конкурсные задания на индивидуальное первенство; - «огоньки» – анализ дня | - соревнования между отрядами (мини-футбол, волейбол, пионербол, настольный теннис и др.); - спартакиады; - коллективные творческие дела (праздники, творческие конкурсные программы, фестивали, концерты т.п.); - тематический день; - туристический слет или поход; - вечерние тематические «огоньки» | - день именинника; - гала-концерт; - прощальная дискотека; - большой костер; - «огонек»-расставания и др. |