Законодательная и нормативная база управления БЖД
Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям.
«Человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты, всю биосферу, - писал русский ученый Вернадский, - биосфера переходит в новое эволюционное состояние – ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества … через организованный человеческий труд». Жизнь человечества стала единой, связь и транспорт охватили всю планету. В эпоху ноосферы человек уже может и должен «мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, государства, но и в планетном аспекте». В этих словах заложен активный оптимизм, вера в разумное регулирование отношений человека и природы. Этот оптимизм должен быть закреплен и правовыми нормами. Ибо только право является тем барьером, который ограничивает беззаконие и произвол как властных и хозяйствующих структур, так и отдельных граждан.
Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС активно разрабатывалась в последнее десятилетие с учетом требований мировых стандартов и четко вписывается в общее законодательное поле государства. Однако, как показывает практика, реальная жизнь часто опережает законодательные инициативы. Поэтому проблемы законодательного обеспечения безопасных условий жизнедеятельности в ряде случаев требуют своего решения. В частности, проблемы ядерной и экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и многие другие.
Особое место занимают законодательные инициативы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в условиях природных и техногенных ЧС. Анализ показывает их неуклонный рост. Так, с 1 по 20 декабря 2001 года на территории РФ произошло 64 ЧС, в которых пострадало 152 человека, из них 81 погиб. Такое положение дел не вызывает оптимизма и требует своего решения во всех властных структурах: и законодательных, и исполнительных.
Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников и подчиненных.
Регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и коллективом в этом случае выступает право, т.е. государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государственными органами и охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным принуждением.
Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция– Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент. Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:
· Федеральные законы.
· Указы Президента РФ.
· Постановления Правительства РФ.
· Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.
· Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).
· Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.
Рассмотрим основные законодательные акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.
1. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 – ФЗ от 21.12. 1994 г.Настоящий закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.
2. Закон РФ «О гражданской обороне» № 28 – ФЗ от 12.02.1998 г.Данный Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.
3. Постановление Правительства РФ «О создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.1995 г.
Органами законодательной и исполнительной власти принят еще ряд важных правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона. На данный момент они приведены в соответствие с федеральным законодательством.
Основной проблемой в обосновании правового регулирования безопасности жизнедеятельности является унификация первых вышеуказанных законов.
9. Система стандартов в области БЖД: CCБТ, система стандартов «Охраны природы», комплекс стандартов БЧС.
Система стандартов безопасности труда (ССБТ) выполняет важную социальную функцию по предупреждению аварий и несчастных случаев с целью обеспечения охраны здоровья людей на производстве и в быту. Она насчитывает более 350 стандартов.
В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как федерального, так и отраслевого значения. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда.
Система ССБТ (по ГОСТу 12.0.001) состоит из следующих групп:
0 — Организационно-методические стандарты; 1 — Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов; 2 — Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию; 3 — Стандарты требований безопасности к производственным процессам; 4 - Стандарты требований к средствам защиты работающих.
Стандарты группы “0” устанавливают: организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура, системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССБТ, терминология в области безопасности труда, классификация опасных и вредных производственных факторов и др.); требования (правила) к организации работ, направленных на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестация персонала, методы оценки состояния безопасности труда и др.).
Стандарты группы “1” устанавливают: требования по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения их параметров и характеристик; методы контроля нормируемых параметров и характеристик опасных и вредных производственных факторов;
методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.
Стандарты группы “2” устанавливают: общие требования безопасности к производственному оборудованию;требования безопасности к отдельным группам (видам) производственного оборудования;методы контроля выполнения требований безопасности.
Стандарты группы “3” устанавливают: общие требования безопасности к производственным процессам; требования безопасности к отдельным группам (видам) технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности.
Стандарты группы “4” устанавливают: требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты; методы контроля средств защиты; классификация средств защиты.
Стандартизация в области безопасности труда охватывает все уровни управления народным хозяйством. Кроме того, предусматривается обязательное включение раздела “Требования безопасности" в стандарты всех категорий и технические условия на материалы, вещества, производственное оборудование и в стандарты на производственные процессы, здания, сооружения, если они являются или могут быть источниками опасных и вредных производственных факторов.
На основе стандартов ССБТ на предприятиях всех отраслей народного хозяйства разрабатываются стандарты предприятий по безопасности труда, которые устанавливают порядок организации работ, внедрения и контроля за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ и другой нормативной документации по безопасности труда, порядок организации работ по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности и другие положения.
Нормы и требования стандартов ССБТ в обязательном порядке включаются во все виды конструкторской, технологической, проектной документации, а также в инструкции по охране труда и другие документы. Основные положения стандартов ССБТ включены в стандарты других систем государственной стандартизации (ЕСКД, ЕСТД, СРПП, ГСИ и др.).
Охрана труда на производстве, безопасность процессов, продукции и услуг в настоящее время приобретает важное значение при обязательной сертификации производственных объектов. Поэтому стандарты ССБТ являются основой нормативной базы систем обязательной сертификации.
В международной стандартизации вопросам безопасности уделяется особое внимание. ИСО и МЭК полагают, что обеспечению безопасности будет способствовать применение международных стандартов, в которых установлены требования безопасности. Это может быть стандарт, относящийся исключительно к области безопасности либо содержащий требования безопасности наряду с другими техническими требованиями. При подготовке стандартов безопасности выявляют как характеристики объекта стандартизации, которые могут оказать негативное воздействие на человека и окружающую среду, так и методы установления безопасности по каждой характеристике продукта. Ноглавной целью стандартизации в области безопасности является поиск защиты от различных видов опасностей.
Например, МЭК как организация, наиболее активно занимающаяся вопросами безопасности, в сферу деятельности вкдючила: травмоопасность, опасность поражения электротоком, техническая опасность, пожароопасность, взрывоопасность, химическая опасность, биологическая опасность, опасность излучений оборудования (звуковых, инфракрасных, радиочастотных, ультрафиолетовых, ионизирующих, радиационных и др.) [18].
Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов (ССОП)представляет собой совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов.
Охрана природы (по ГОСТу 17.0.0.01) — это система мер, направленная на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей природной средой, обеспечивающая сохранение и восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов, предупреждающая прямое или косвенное вредное влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека.
Эта система разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.
Система стандартов в области охраны природы состоит из 9 групп стандартов (табл. 1.2).
Таблица 1.2 Классификационные группы ССОП
Номер группы | Наименование | Кодовое название |
Организационно-методические стандарты | Основные положения | |
Стандарты в области охраны и рационального использования вод | Гидросфера | |
Стандарты в области защиты атмосферы | Атмосфера | |
Стандарты в области биологических ресурсов | Биологические ресурсы | |
Стандарты в области охраны и рационального использования почв | Почвы | |
Стандарты в области улучшения использования земель | Земля | |
Стандарты в области охраны флоры | Флора | |
Стандарты в области охраны фауны | Фауна | |
Стандарты в области охраны и рационального использования недр | Недра |
В зависимости от характера стандартизуемого объекта стандарты ССОП подразделяются на виды (табл. 1.3). Обозначение стандарта системы ССОП рассмотрим на примере ГОСТа 17.1.3.13 — 86 “Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения”.
Таблица 1.3 Классификационные виды ССОП
Номер вида | Наименование вида |
Основные положения | |
Термины, определения, классификация | |
Нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивности использования природных ресурсов | |
Правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов | |
Методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий | |
Требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды | |
Требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений | |
Прочие стандарты |
ГОСТ 17.1.3.13 – 86 Год регистрации стандарта Порядковый номер стандарта Номер вида Номер группы Номер системы (ССОП)
Безопасность в чрезвычайных ситуациях (БЧС)представлена комплексом стандартов, основной целью которых является: повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС; предотвращение или снижение ущерба в ЧС; эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
В комплекс БЧС входят классификационные группы, представленные в табл. 1.4.
Таблица 1.4 Классификационные группы БЧС
Номер группы | Наименование | Кодовое название |
Основополагающие стандарты | Основные положения | |
Стандарты в области мониторинга и прогнозирования | Мониторинг и прогнозирование | |
Стандарты в области обеспечения безопасности объектов народного хозяйства | Безопасность объектов народного хозяйства | |
Стандарты в области обеспечения безопасности населения | Безопасность населения | |
Стандарты в области обеспечения безопасности продовольствия, пищевого сырья и кормов | Безопасность продовольствия | |
Стандарты в области обеспечения безопасности сельскохозяйственных животных и растений | Безопасность животных и растений | |
Стандарты в области обеспечения безопасности водоисточников и систем водоснабжения | Безопасность воды | |
Стандарты на средства и способы управления, связи и оповещения | Управление, связь, оповещение | |
Стандарты в области ликвидации чрезвычайных ситуаций | Ликвидация чрезвычайных ситуаций | |
Стандарты в области технического оснащения аварийно-спасательных формирований, средств специальной защиты и экипировки спасателей | Аварийно-спасательные средства | |
10, 11 | Резерв |
Стандарты группы 0 устанавливают:
основные положения (назначение, структуру, классификацию) комплекса стандартов; основные термины и определения в области обеспечения безопасности в ЧС; классификацию ЧС; классификацию продукции, процессов, услуг и объектов народного хозяйства по степени их опасности; номенклатуру и классификацию поражающих факторов и воздействий источников ЧС; предельно допустимые уровни (концентрации) поражающих факторов и воздействий источников ЧС; основные положения и правила метрологического контроля состояния технических систем в ЧС.