Предмет, задачи и методы патофизиологии

ОСНОВЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ

Ч.1 ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ. ТИПОВЫЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.

Учебное пособие для самостоятельной

внеаудиторной работы студентов

Специальности: 7.110101 «Лечебное дело»

7.110104 «Педиатрия»

7.110106 «Стоматология»

7.110201 «Фармация»

Г.СИМФЕРОПОЛЬ – 2010 г.

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

Д.м.н., профессор А.В. Кубышкин, д.м.н., профессор В.З. Харченко, к.м.н., доценты П.Ф. Семенец, В.Ф. Веселов, Ю.И. Шрамко, к.м.н., ассистенты И.И. Фомочкина, Л.Л. Алиев, Л.В. Анисимова, ассистенты В.В. Щербак, С.В. Литвинова

Рекомендовано к изданию Координационным учебно-методическим Советом Крымского государственного медицинского университета

Им. С.И. Георгиевского.

Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор Шаповалова Е.Ю.

Доктор биологических наук, профессор Евстафьева Е.В.

ОСНОВЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ. Ч1.Общая патология.Типовые патологические процессы.

Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.\ Под редакцией доцента П.Ф. Семенца.-Симферополь, 2010г.- 287с.

ОСНОВИ ПАТОФІЗІОЛОГІЇ. Ч.1Загальна патологія.Типові патологічні прцеси

Навчальний посібник для самостійної позааудиторної роботи студентів.\ Під редакцією доцента П.Ф. Семенця.-Симферополь, 2010 р.- 287с.

Предисловие.

Предлагаемое учебное пособие написано с целью помочь студентам в самостоятельной подготовке к занятиям и лицензионному экзамену "Крок-1" по патофизиологии, которая является основой клинического мышления.

В сборнике освещены вопросы по основным разделам общего курса патофизиологии в соответствии с учебной программой для студентов медицинских ВУЗов, утвержденной Министерством охраны здоровья Украины (Киев, 2002,2003,2006).

Полученные знания должны способствовать успешному изучению клинических дисциплин.

АВТОРЫ

Пояснительная записка

Патологическая физиология – это наука о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и исхода болезней и патологических процессов.

Среди основных задач патологической физиологии главное место занимает выяснение причин и условий возникновения болезней (этиология), определение ведущих механизмов их развития и отдельных проявлений на разных уровнях организации живых объектов от молекулярного уровня до организма в целом (патогенез).

Патологическая физиология как учебная дисциплина предусматривает формирование теоретических основ для глубокого понимания этиологии, патогенеза, клинических проявлений, принципов предотвращения и лечения болезней. Эта цель означает особое место патофизиологии в системе подготовки врача любой специальности и требует всестороннего интегрирования с другими учебными дисциплинами. Такое интегрирование должно выполняться, минимум, в четырех направлениях.

Первое из них охватывает связи с дисциплинами, которые изучают свойства факторов окружающей среды, способных вызывать возникновение болезней. Речь идет о таких общетеоретических предметах, как физика, неорганическая и органическая химия, биология, микробиология, социология. Эти науки дают студентам знания, необходимые для изучения этиологии.

Другую группу учебных дисциплин составляют предметы, которые дают студенту понимание свойств организма и законов его деятельности в условиях нормы (гистология, нормальная физиология, биохимия, иммунология, генетика). Эти науки являются основой для изучения патогенеза.

Третью группу предметов (патологическая анатомия, фармакология) студенты изучают одновременно с патологической физиологией. Связи с этими дисциплинами способствуют формированию целостного представления о сущности болезней и возможных влияниях на них.

И, наконец, главное место в системе высшего медицинского образования занимают клинические дисциплины, относительно которых патологическая физиология выступает в роли теоретической основы, поскольку она является краеугольным камнем научного медицинского мировоззрения врача.

Кроме того, патологическая физиология определяет этиологические и патогенетические принципы профилактики, диагностики и лечения болезней, чем объясняется ее важное прикладное значение для клиники.

По структуре патологическая физиология состоит из двух частей: общей патофизиологии и патофизиологии органов и систем (частная патофизиология).

Общая патология, в свою очередь, включает общую нозологию – учение о болезни, этиологию – учение о внутренних и внешних причинах и условиях возникновения болезней, патогенез – учение о механизмах развития болезней и учение о типовых патологических процессах ( аллергия, типовые нарушения местного кровообращения, воспаление, опухолевый рост, типовые нарушения обмена веществ, отек, лихорадка, гипоксия и др.).

Патологическая физиология органов и систем предусматривает изучение общих закономерностей развития патологических процессов и патологических состояний в отдельных функциональных системах, а также этиологии и патогенеза самых распространенных нозологических форм.

После окончания курса обучения студент ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

· Суть основных понятий общей нозологии: болезнь, патологический процесс, типовой патологический процесс, патологическая реакция, патологическое состояние, этиология, патогенез;

· Причины, механизм развития и проявления типовых патологических процессов;

· Причины и механизм развития типовых нарушений обмена веществ;

· Общие закономерности развития патологических процессов в отдельных органах и системах, понятие об их функциональной недостаточности;

· Современные представления об этиологии и патогенезе самых распространенных болезней человека;

· Этиологические и патогенетические принципы классификации патологических процессов и болезней;

· Экспериментальные подходы к решению проблем этиологии и патогенеза;

· Механизмы развития основных клинических проявлений патологических процессов и самых распространенных болезней.

УМЕТЬ:

Анализировать роль факторов окружающей среды и внутренних факторов в возникновении болезней.

· Отличать разрушительные явления и защитные (приспособительные и компенсаторные) реакции в развитии патологических процессов и болезней.

· Определять ведущее звено патогенеза болезней и причинно-следственные связи между отдельными патогенетическими механизмами;

· На основании данных функциональных и биохимических исследований делать выводы о характере патологических изменений в организме и возможных механизмах их развития;

· Пользоваться приобретенными ранее знаниями о свойствах факторов окружающей среды и закономерностях жизнедеятельности здорового организма для освещения проблем этиологии и патогенеза;

· Самостоятельно производить самые простые экспериментальные исследования на животных;

· Выполнять поиск необходимой научной информации в литературных источниках;

БЫТЬ ПРОИНФОРМИРОВАННЫМ О:

· Основных правилах планирования, проведения экспериментальных исследований и методах анализа полученных результатов;

· Современных методиках моделирования патологических процессов и болезней;

· Основных патогенетических способах предотвращения и лечения патологических процессов и самых распространенных болезней человека;

· Современных направлениях и тенденциях развития патофизиологических исследований.

(Из программы по патофизиологии,

утвержденной МОЗ Украины.

Киев – 2002,2003,2006г.)

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ

Термин «патофизиология» происходит от двух слов: «патология» и «физиология». « Патология» в переводе с греческого означает учение о болезни ( pathos-болезнь, страдание; logos – учение ) , «физиология» -учение о природе организма ( physis – природа ; logos – учение ). Таким образом, «патофизиология» - это наука о жизнедеятельности больного организма.

Патофизиология – это наука, которая изучает общие закономерности возникновения, развития и исхода болезней и патологических процессов.

Ряд важных понятий патофизиологии, такие как стресс, предболезнь,реактивность, резистентность, конституция, диатез - относятся к здоровым индивидам.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) патофизиологию определили как "основу медицинского профессионального интеллекта".

Патофизиология как фундаментальная наука и учебная дисциплина изучает общие закономерности, определяющие возникновение, течение и исход болезни, раскрывает научные основы этиологии, патогенеза и саногенеза. Разнообразие возникающих нарушений жизнедеятельности клеток, органов и систем зависит от силы и качества чрезвычайного раздражителя, условий и реактивности организма. Основоположник отечественной патофизиологии как самостоятельной дисциплины В.В. Пашутин считал, что патофизиология есть философия медицины. Она играет ведущую роль в борьбе с ненаучными концепциями в общей патологии.

Методологической основой предмета является метод диалектического материализма. С диалектико-материалистических позиций патофизиология раскрывает научные основы происхождения заболевания, диагноза и выздоровления (построение теории медицины), разрабатывает модели патологических явлений, принципы (симптоматический, этиологический, патогенетический, саногенетический) экспериментальной терапии.

Методологическими принципами патофизиологии являются принцип биосоциального детерминизма, принципы единства анализа и синтеза, организма и внешней среды, структуры , функции и метаболизма, теории и практики, принцип сравнительной патологии.

Предметом изучения патофизиологии является жизнедеятельность больного организма на молекулярном, клеточном, органном, системном уровнях.

Предмет патофизиологии составляет совокупность знаний, накопленных при изучении :

-сущности болезней;

-причин и условий возникновения болезней;

-механизмов развития болезней ;

-типических патологических процессов;

-закономерностей повреждения отдельных органов и систем.

Патофизиология – интегративная наука. Занимая особое место в системе высшего медицинского образования, она обладает широкими теоретическими и методологическими связями с другими дисциплинами.

Прежде всего, патофизиология опирается на науки, изучающие свойства факторов окружающей среды, которые способны вызывать возникновение болезней, а также влиять на течение и исход. К ним относятся физика, химия, биология, микробиология, социология. Эти дисциплины формируют теоретическую базу, необходимую для изучения этиологии.

Кроме того, для изучения патофизиологии необходимо обладать достаточно широким спектром знаний о структуре, функции и обмене веществ организма в условиях нормы. Этой цели служат такие дисциплины, как анатомия, гистология, нормальная физиология, биохимия, генетика.

И, наконец, главное место в системе высшего медицинского образования занимают клинические дисциплины, относительно которых патологическая физиология выступает в роли теоретической основы, поскольку она является краеугольным камнем научного медицинского мировоззрения врача.

Цель патофизиологии как учебной дисциплины заключается в формировании теоретических основ понимания этиологии, патогенеза, клинических проявлений, принципов предотвращения и лечения болезней; получении фундаментальных сведений о сущности болезни и законах её развития; формировании и развитии, в конечном счете, клинического мышления.

Патофизиологический подход к решению задач клинической медицины всё более активно внедряется в самые различные области практической медицины. Во всех направлениях современной медицины используются новейшие методы лабораторной и инструментальной диагностики, анализ которых даёт представление о патогенезе нарушений функций клеток, органов, систем больных. В процессе лечения применяют специальные лекарственные средства, производят лечебные манипуляции. На базе патофизиологической теории формируются принципы и методы этиологической и патогенетической профилактики. Патофизиологические критерии лежат в основе определений и классификаций болезней. Ничто из перечисленного не может осуществляться без знания патофизиологии.

Патофизиология состоит из 2 разделов:

1.Общая патология.

Она включает:

а/ общую нозологию – учение о сущности болезни.

Общая нозология

-формирует основные понятия и категории патологии ;

-разрабатывает принципы классификации и номенклатуры болезней;

-изучает социальные аспекты патологии.

б/ общую этиологию – учение о причинах и условиях возникновения болезней.

Общая этиология изучает:

-общие свойства болезнетворных факторов;

-основные категории болезнетворных факторов;

-значение условий в возникновении болезней;

-принципы этиотропной профилактики и терапии.

в/ общий патогенез – учение о механизмах развития болезни. Учение о патогенезе включает :

-механизмы устойчивости организма к действию патогенных факторов;

-общие механизмы развития болезней;

-механизмы выздоровления;

-механизмы умирания;

-принципы патогенетической профилактики и патогенетической терапии.

г/учение о наследственности, конституции и реактивности;

д/учение о типовых патологических процессах.

2. Частная патофизиология.

Рассматривает нарушения в отдельных органах и системах, а также этиологию и патогенез наиболее распространённых нозологических форм.

Задачи патофизиологии

Задачи медицинской науки состоят в обеспечении опережающего развития фундаментальных исследований и повышении эффективности прикладных работ. В этой связи патофизиология призвана решить следующие задачи :

1. Установление сущности болезни.

2. Изучение причин и условий возникновения болезней.

3. Раскрытие механизмов развития болезни и отдельных ее проявлений, механизмов выздоровления и умирания.

4. Изучение основных закономерностей функционирования организма в условиях патологии.

5. Создание экспериментальных моделей патологических процессов.

6. Систематизация и аналитико-синтетическая обработка клинического экспериментального материала.

7. Разработка и внедрение эффективных методов ранней диагностики, мер профилактики, принципов этиопатогенетической терапии.

8. Дальнейшее развитие клинической патофизиологии.

Патофизиология как учебная дисциплина формирует теоретические основы для глубокого понимания этиологии, патогенеза, клинических проявлений, принципов лечения и профилактики болезней. Эта цель определяет особое место патофизиологии в системе подготовки врача любой специализации и требует всеобъемлющей интеграции с биологическими науками ( биология, биохимия, анатомия, гистология, физиология и др.), которые формируют фундамент патофизиологии, и клиническими дисциплинами ( терапия, хирургия, педиатрия и др.), относительно которых патофизиология выступает в роли теоретической основы.

В последние годы быстро развивается клиническая патофизиология , основанная на широком использовании современных высокоинформативных биофизических, биохимических, электрофизиологических и других методах исследования непосредственно в клинике. Это позволяет проводить безвредные целенаправленные исследования на больных и использовать полученные знания о патологических процессах, происходящих в организме, о характере компенсаторно-приспособительных механизмов, о методах лабораторной и функциональной диагностики для выбора рационального дифференцированного метода лечения.

В настоящее время представляется возможным выделить следующие задачи клинической патофизиологии:

1. Исследование общих и частных закономерностей развития болезней у больного человека. Установление их связи с реактивностью организма, а также влиянием на их реализацию личности врача и содержания терапии.

2. Изучение патогенеза конкретной болезни у конкретного больного с целью повышения эффективности терапии.

3. Формирование патогенетических принципов терапии, адекватных современному уровню представлений о патогенезе.

Методы патофизиологии

В патологической физиологии используются два основных метода:

Метод клинического наблюдения. Он заключается непосредственно в наблюдении течения болезни человека с помощью практически безвредных целенаправленных функционально-диагностических методик (биохимических, иммунологических, электрофизиологических и т. д.). Преимущество этого метода заключается в отсутствии необходимости создания экспериментальной модели. Исследователь наблюдает конкретную болезнь или патологический процесс у постели больного. Однако, данный метод не даёт возможности изучить процессы, происходящие в организме человека в латентную и продромальную стадии. Кроме того, исследователь ограничен в оценке причины и условий развития заболевания. Несмотря на это клиническая, патофизиология является в определённом аспекте вершиной сравнительной патологии, ибо это патология человека. Основной задачей клинической патофизиологии является изучение наиболее общих вопросов этиологии и патогенеза болезней человека.

Эксперимент - основной метод патофизиологии. Эксперимент - это моделирование болезней и патологических процессов на живых объектах. Такими объектами могут служить животные различных видов, отдельные органы, культуры тканей, отдельные клетки и даже субклеточные структуры. .

Эксперимент включает моделирование патологических явлений на различных уровнях организации организма (молекулярном, клеточном, тканевом, органном, системном, организменном), расширяет возможности познания сущности патологического процесса, способствует формированию у врача клинического мышления, умению использовать клинические знания в решении вопросов диагноза, лечения и профилактики различных заболеваний.

Для изучения нарушенных функций используются различные методы исследования:

-экспериментально-патофизиологические (электрофизиологические, биофизические, патохимические, иммунологические),

-клинико-патофизиологические (лабораторные, метод функциональных проб),

-статистические и др.

Эксперименты делятся на острые и хронические. Выбор осуществляется в зависимости от цели исследования. Например, для изучения механизмов возникновения шоковых состояний применяют острый эксперимент, а эксперимент с привитием животному опухоли должен носить хронический характер.

Кроме того, все эксперименты в патофизиологии можно условно разделить на синтетические и аналитические. При моделировании болезни или синдрома исследователь решает синтетическую задачу. Синтетические эксперименты проводятся, как правило, in vivo. При аналитическом эксперименте из болезни, как целостного явления, вычленяется какой-то компонент, механизм, который чаще всего воспроизводится in vitro.

Патофизиологический эксперимент состоит из следующих этапов:

1. Формирование рабочей гипотезы - определяет цель и задачи исследования.

2. Выбор модели и метода, соответствующих поставленным задачам, обеспечение соответствующего контроля.

3. Планирование эксперимента должно обеспечить корректное проведение опыта, исключение посторонних и дополнительных воздействий на модель.

4. Анализ полученных результатов и формулирование выводов. После окончания эксперимента весь цифровой материал подвергается статистической обработке для определения средних величин, их отклонений, достоверности. Формулируются выводы.

Для изучения патологических процессов применяют следующие основные экспериментальные методики.

Метод выключения заключается в удалении какого-либо органа хирургическим путём или выключении его функции различными воздействиями (высокими или низкими температурами, ионизирующим излучением, фармакологическими препаратами, специфическими антителами). Эта методика применяется для моделирования заболеваний эндокринной и нервной систем, изучения компенсаторных и пластических возможностей парных органов.

Метод включения может заключаться в введении в организм каких-либо веществ (гормонов, антигенов, антител, ферментов) для моделирования эндокринологических, иммунологических заболеваний. Кроме того, к этой группе относятся эксперименты с пересадкой органов.

Метод раздражения используется для изменения функциональной активности того или иного органа.

Метод изолированных органов даёт информацию о сущности патологических процессов в каждом конкретном органе или ткани.

Метод парабиоза оздание у двух животных единой системы кровообращения для исследования гуморальных механизмов различных воздействий.

Метод тканевых культур используется для получения информации о сущности патофизиологических процессов, как в целом организме, так и в изолированном органе.

Сравнительно-эволюционный метод изучает, как правило, типические патологические процессы в эволюционном аспекте. Патологический процесс, как мы его наблюдаем у человека и животных, является результатом формирования соответствующих реакций в эволюции животного мира. Такие патологические процессы, как воспаление, лихорадка, возникали и усложнялись в эволюции в связи с усложнением и совершенствованием защитных и приспособительных реакций организмов на меняющиеся условия жизни. Вот почему правильный научный анализ реакций человека на патогенное воздействие требует более полного знания путей и форм их становления. Это возможно только при использовании исторического метода сравнительной патологии

Осуществление эксперимента сопряжено со многими трудностями, которые обусловлены сложностью патологических процессов, невоспроизводимостью ряда патологических процессов, наблюдаемых у человека и др.

В опытах на животных невозможно создать полную модель болезни человека. Организм человека много сложнее самых высокоорганизованных животных и подвергается воздействию социальных факторов. В этой связи возникает необходимость клинической патофизиологии, которая призвана существенно дополнить экспериментальные исследования клиническими, проведенными непосредственно на больных.

И тем не менее, благодаря патофизиологическому эксперименту накоплен материал, составляющий содержание патологической физиологии. Болезни человека слишком сложны, и их механизмы спрятаны слишком глубоко. Раскрыть их трудно и даже невозможно, несмотря на применение самых современных технических средств. Простота опыта на животных является положительным моментом на определённом этапе научного анализа. Не в эксперименте на человеке, кролике, даже не на лягушке, а на прозрачной личинке морской звезды И.И. Мечников наблюдал процесс фагоцитоза.

Наши рекомендации