Понятие и сущность инфраструктуры

Как мы уже отметили, понятие «инфраструктура» относится к числу сравнительно новых категорий, применяемых в социально-экономических исследованиях и до настоящего времени не получило общепризнанного однозначного определения. Среди представленных в научной литературе трактовок инфраструктуры можно выделить три основных направления исследования данного понятия.

Одна группа авторов определяет инфраструктуру как комплекс вспомогательных отраслей, производств и видов деятельности по обслуживанию основного производства и населения. При этом считается, что критерием выделения из совокупности видов деятельности является специфический продукт труда работников инфраструктуры – услуга в виде полезной деятельности, а не вещи.

Недостаток данного подхода заключается в том, что инфраструктуру отождествляют со сферой услуг производственного и непроизводственного характера.

Другая группа ученых акцентирует внимание на материально-вещественном содержании инфраструктуры и относит к ней объекты и инженерно-технические сооружения, обеспечивающие эффективное функционирование предприятий сферы материального производства, жизнедеятельность и интеллектуальное развитие населения на определенной территории.

Недостаток данного подхода заключается в том, что инфраструктура определяется как сугубо технико-экономический термин, не выражающий производственных отношений, а, следовательно, не являющийся экономической категорией и не позволяющий оценивать эффективность функционирования всего общественного труда, применяемого в данной сфере. Ограничение понятия «инфраструктура» только материально-вещественными элементами неверно, ибо сами по себе любые материально-вещественные элементы вне их использования людьми по соответствующему назначению не характеризуют никаких общественно-экономических явлений.

Третья группа ученых под инфраструктурой понимает такие виды деятельности, которые создают необходимые условия для функционирования объектов материального производства и для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения. Данная трактовка представляется более предпочтительной, т.к. она включает в себя и материально-вещественные элементы и виды деятельности. Но такое понимание инфраструктуры не совсем полное и адекватное современным условиям.

Инфраструктура – это, прежде всего, характеристика общих условий эффективного развития материального производства и социальной жизни, а не просто совокупность определенных видов деятельности. Именно создание наилучших условий для производства товаров, их реализации и личного потребления в определенных регионах и есть то главное, что отличает инфраструктуру от остальных видов деятельности, является основополагающим признаком выделения ее отраслей из национальной экономики. В условиях рыночных отношений производство благ, необходимых сообществу людей, для ведения различных видов деятельности, требует иной инфраструктуры, в отличие от экономической системы, основанной на административно-распределительных отношениях. Поэтому неизбежно изменяются и количественные, и качественные характеристики инфраструктурного комплекса, также существенно видоизменяется и состав инфраструктуры города. В современных условиях чтобы обеспечить эффективное, прибыльное производство любого товара или услуги, кроме традиционно включаемых в состав производственной инфраструктуры таких видов деятельности как транспорт, связь, материально-техническое снабжение необходимо соответствующее развитие и объектов, которые обеспечивают движение различного рода ресурсов (финансовых, материальных, трудовых и т.д.).

В последние годы все большее значение приобретает инфраструктура, которую рассматривают как совокупность материальных средств и видов деятельности, обеспечивающая производственные и социально-бытовые потребности. Соответственно, в зависимости от выполняемых функций инфраструктуру можно разделить на три вида (таблица 1).

Таблица 1 – Виды инфраструктуры в зависимости от выполняемых функций

Производственная инфраструктура Социальная инфраструктура Рыночная инфраструктура
Основная функция - продолжение процесса производства в сфере обращения и участие в создании новой стоимости. Включает: - транспорт, - связь; - складское хозяйство; - материально-техническое снабжение; - инженерные сооружения; - теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети, газо- и нефтепроводы, - ирригационные системы и т.п. Основная функция - обеспечение создания условий для жизнедеятельности населения. Включает: - образование; - здравоохранение; - социальное обеспечение; - спортивные сооружения; - пассажирский транспорт, - систему связи по обслуживанию населения, - коммунально-бытовое хозяйство городских и сельских поселений и т.п. Основная функция - создание условий для свободного движения товаров и всех видов ресурсов. Включает: - товарные, фондовые, валютные биржи; - коммерческие банки; - инвестиционные фонды и компании; - предприятия оптовой и розничной торговли; - аудиторские фирмы; - маркетинговые центры и т.д.

Таким образом, основываясь на вышеизложенном, можно дать следующее определение - инфраструктура - это комплекс объектов и видов деятельности, обеспечивающий создание необходимых условий для эффективного функционирования материального производства, свободного движения товаров, всех видов ресурсов и нормальной жизнедеятельности населения на территории.

Переход экономики на интенсивный путь развития обусловливает повышение уровня развития всей системы инфраструктуры и ее отдельных элементов, потому что в совокупности элементы инфраструктуры отражают степень освоенности территории, т.е. показывает, насколько обустроена территория.

Инфраструктура как экономическая категориявыражает материально-вещественные элементы и производственные отношения по поводу деятельности различных объектов как производственного, так и непроизводственного характера, направленной на создание комплекса условий для развития экономики и обеспечения жизнедеятельности населения отдельной территории.

Экономическая сущность инфраструктуры заключается в экономии, получаемой за счет концентрации вспомогательных производств как в период строительства, так и во время функционирования объектов.

Особенно большое значение инфраструктура имеет для поощрения малого и среднего бизнеса, которые в этом случае экономя на вспомогательных производствах, повышают конкурентоспособность своей продукции.

Инфраструктура составляет неотъемлемую часть экономического пространства, т.е. это созданный на определенном пространстве комплекс условий, стимулирующий развитие экономической деятельности на данной территории. Но хотя инфраструктура охватывает элементы, которые являются необходимым условием развития территории, тем не менее, она не относится в большинстве случаев к отраслям специализации.

Следует отметить, что в большинстве случаев инфраструктура рассматривается как комплексный фактор территориального развития. Обоснованность выделения инфраструктуры в самостоятельный комплексный фактор развития связано с научно-техническим прогрессом, т.к. по мере внедрения достижений науки и техники в производство резко возрастает потребность хозяйствующих субъектов экономики территории во всех видах обслуживания, а также резко повышается капиталоемкость вспомогательных отраслей. Все это вызывает настоятельную необходимость в согласованном развитии различных элементов, составляющих социально-экономическую систему территории.

В территориальном аспекте развитие инфраструктуры необходимо, во-первых, для обеспечения потребностей развитых территорий, так как инфраструктура должна создавать условия для удовлетворения потребностей высоко экономически развитых территорий. Во-вторых, для подъема экономики отсталых территорий, так как в отсталых территориях необходимо значительную долю капитальных вложений направлять на развитие инфраструктуры, ибо создание последней будет привлекать капитал (в основном частный) в производственную деятельность, что поможет обеспечить их экономическое развитие.

Наши рекомендации