Роль, задачи и функции ош
Оперативный штаб (ОШ) является основным органом управления и
предназначен для руководства служебно-боевой и повседневной деятельности. Свою работу штаб осуществляет на основе решений руководителя ОШ, которому он подчинен, а также на основе решений вышестоящего органа. Он обязан строго и неукоснительно проводить их в жизнь.
Основными задачами ОШ являются:
-сбор, обобщение и анализ поступившей информации, подготовка материалов для оценки обстановки и выработка предложений для принятия решения руководителем ОШ;
-подготовка распорядительных документов;
-организация исполнения отдаваемых руководителем приказов и распоряжений, осуществление контроля за их практической реализацией;
-управление силами и средствами, обеспечение согласованности действий привлекаемых сил и средств ОВД и ВВ при проведении специальных мероприятий.
Состав ОШ:
- руководство
-члены ОШ и групп, обеспечивающих его работу.
Структура и персональных состав, должностные обязанности членов
ОШ определяют начальником соответствующего ОВД и объявляются его приказом.
ОШ должен отличаться высокой слаженностью и быть способным обеспечивать управление в любых условиях обстановки. Это достигается:
его постоянной боевой готовностью; тщательным подбором личного состава штаба и его всесторонней подготовкой; четкой организацией работы и рациональным распределением задач; согласованной работой органов управления со штабами подчиненных, взаимодействующих и приданных подразделений; необходимым материально-техническим обеспечением штабов; широким использованием средств автоматизации и механизации ручного труда. Каждый руководитель обязан: твердо знать основы современной операции (боя), организацию, вооружение, боевую технику своих подразделений и противника, четко выполнять обязанности по занимаемой должности и быть готовым в случае необходимости выполнять
обязанности других офицеров; уметь глубоко анализировать, оценивать и кратко докладывать обстановку, в короткие сроки доводить боевые задачи
до подчиненных; быстро и точно производить необходимые расчеты, объективно расценивать результаты выполненных задач; наглядно, точно и
полно вести рабочую карту, быстро и качественно разрабатывать боевые документы; уметь эффективно применять средства связи, автоматизации и механизации управления; знать и строго соблюдать требования по обеспечению сохранения государственной и служебной тайны, правила скрытого управления и безопасности связи; постоянно повышать уровень своих специальных знаний, совершенствовать свои практические навыки в штабной работе; владеть методами обучения и воспитания личного состава, укрепления дисциплины.
ОШ возглавляет руководитель органа внутренних дел, а заместителями назначаются его штатные заместители, командир соединения (воинской части, подразделения) внутренних войск, дислоцированного на территории обслуживания и по согласованию руководителя взаимодействующих органов (заместители руководителей). Заместителями руководителя ОШ также могут назначаться командиры СОБР и ОМОН.
Исходя из оперативной обстановки и масштабов ЧО руководитель ОШ может делегировать свои полномочия или их часть одному из своих заместителей. Если на территории субъекта РФ находятся несколько самостоятельных подразделений ОВД и ВВ, общий ОШ возглавляет старший оперативный начальник – Министр ВД, начальник ГУВД, УВД по субъекту РФ (за искл. ОВДРО). Заместители руководителя ОШ, как правило, штатные заместители, руководители взаимодействующих органов, профессионально
представляющие на отдельном направлении (службы, отрасли) или участки работы руководителя ОШ и штаб в целом. Заместители разрабатывают предложения в решение руководителя штаба на представляющие действия.
Заместители опираются в своей работе на членов ОШ по направлениям деятельности. Персональный состав членов ОШ определяются его руководителем исходя из количества направлений предстоящей работы и личной подготовленности сотрудников. Членами ОШ по взаимной договоренности могут назначаться руководители отраслевых подразделений органов внутренних дел, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, силы и средства которых привлекаются к действиям при выполнении задач на территории обслуживания.
Последовательность действий руководителя ОШ, его заместителей и
членов определяется исходя из общих положений работы с учетом особенностей возникновения ЧО, местных условий и конкретных задач,
решаемых при ЧО. При получении данных о возможном возникновении ЧО
руководитель ОШ обязан:
· организовать сбор и уточнение информации о времени, месте и характере ЧО;
· оценить и спрогнозировать возможный ход развития ситуации;
· отдать предварительные распоряжения на приведение сил и средств к действиям;
· уточнить расчёты и решения (или принять новое) на действия при возникновении ЧО;
· организовать управление группами служебно-боевого порядка;
· обеспечить взаимодействие с вышестоящим ОШ, а также с иными привлекаемыми органами исполнительной власти при привлечении их сил и средств;
· информировать руководство соответствующих органов внутренних дел о складывающейся обстановке, подготовить предложения и расчеты для принятия решения;
· организовать оформление решения руководителя ОШ, довести их до личного состава и обеспечить контроль за их реализацией;
· при необходимости организовать перегруппировку сил и средств, их оперативно-служебное, служебно-боевое применение;
· подготовить донесение в вышестоящий ОШ (орган внутренних дел).
В последующем руководитель ОШ обеспечивает принятие управленческих решений, их доведение до исполнителей, сообразуясь со складывающейся обстановкой, и управляет силами и средствами в ходе выполнения задач по ликвидации последствий ЧО. ОШ в ходе выполнения оперативно-служебных (служебно-боевых) задач в условиях ЧО:
· обеспечивает непрерывное управление, устойчивую и своевременную связь с подчиненными подразделениями и взаимодействующими органами;
· осуществляет сбор сведений об обстановке, анализирует поступающую нформацию и готовит предложения руководителю ОШ по использованию (перегруппировке) сил и средств;
· принимает меры к обеспечению подчиненных подразделений необходимыми материально-техническими средствами;
· готовит донесения о ходе и результатах выполнения задач;
· доводит принимаемые решения руководителем ОШ до личного состава и контролирует их выполнение;
· поддерживает взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
· информирует взаимодействующие органы об изменении обстановки и необходимости проведения дополнительных совместных мероприятий.
Для обеспечения деятельности ОШ создается рабочий аппарат, состоящий из групп по направлениям деятельности. Численность групп, их состав определяется объемом проводимой работы, уровнем личной подготовки сотрудника, технической оснащенностью. Как правило создаются:
· Организационно – аналитическая группа;
· Группа криминальной полиции;
· Группа направлений;
· Группа оперативно-розыскной информации (обобщение информации);
· Группа тыла;
· Группа охраны;
· Дежурная группа;
· Группа взаимодействия со СМИ;
· Оперативная группа подвижного пункта управления (вспомогательного ПУ);
· Группа связи (узел связи);
· Группа режима и делопроизводства.
Основными задачами рабочего аппарата являются постоянный сбор, обобщение, анализ и предварительная оценка информации об обстановке, подготовка предложений в замысел решения руководителя ОШ, оформление решения, подготовка соответствующих проектов распорядительных документов ОШ.
Непосредственную подготовку ОШ к работе организует его руководитель рабочего аппарата и его заместители. ЦОУ (центр оперативного управления) разворачивается непосредственно в здании органа внутренних дел, как правило, вблизи помещений дежурной части.
В состав ЦОУ входит:
· зал оперативного управления,
· специализированное помещения для специалистов связи
· специализированное помещения для представителей
· взаимодействующих органов
· комната руководителя ОШ
· комната отдыха для членов ОШ и др. помещения.
Запасный пункт управления предназначен для повышения устойчивости и непрерывности управления в случаях выхода из строя основного пункта управления. В период функционирования основного пункта управления с запасного ПУ могут решаться отдельные задачи управления. Для управления группировкой СиС в районе ЧО, руководство СиС при проведении СО так же может разворачиваться ВПУ (вспомогательный на базе спец автомобилей КШМ).