Виды физической культуры
ЛЕКЦИЯ 1
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПЛАН:
1. Определение понятия «культура»
2. Понятие «культура физическая» и её связь с общей культурой
3. Виды физической культуры
4. Основные понятия теории физической культуры
5. Средства физической культуры
5.1. Понятие о средствах физической культуры
5.2. Влияние физических упражнений на организм человека
5.3. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
5.4. Классификация физических упражнений
5.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы
6. Этапы развития теории физической культуры
7. Функции и принципы физической культуры как социального явления
Определение понятия «культура»
· Культура – творение человека, то, что не создано в таком виде природой.
В этом определении речь идёт о преобразовании природы, её материалов и процессов в интересах развития человечества, освоения и использования природных ресурсов.
· Культура – это мера и способ развития человека.
В этом подходе, рассматривая культуру в качестве меры и способа развития человека, необходимо иметь в виду, что речь идёт о всестороннем его развитии: интеллектуальном, физическом, психическом и т.д. Человек развивается в основном в процессе деятельности и конкретных её видов, основными из которых являются: познавательная, трудовая, коммуникативная, игровая.
· Культура – это качественная характеристика деятельности человека и общества.
Данный подход свидетельствует, что не сама по себе деятельность человека (которая может быть и антигуманной, и криминогенной, и разрушающей), а её способы, качество, степень разумности и полезности характеризуют степень её культурности.
· Культура – это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей.
Общим для них является осознание того, что культура неразрывно связана с деятельностью.
это человеческая активность, направленная на освоение окружающей действительности, на её совершенствование в интересах человека, на физическое и интеллектуальное саморазвитие человека.
деятельность человека обусловлена его потребностями.
Существуют два класса потребностей: естественные (докультурные- даны от природы, к ним относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, потребности в размножении и защите потомства.) и социальные (культурные, формируются в процессе воспитания и различных видов деятельности).
определение понятия «культура»: культура в широком смысле этого слова – это интеллектуально-моральная надстройка общества (Коренберг В.Б., 2008).
Понятие «культура физическая» и её связь с общей культурой
К числу наиболее общих социальных (сверхприродных) потребностей относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации. У каждого индивидуума на различных этапах его биологического и психического развития существует в той или иной мере потребность в собственном всестороннем гармоничном развитии.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – часть общей культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития человека, совершенствования его двигательной активности, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки, физического развития.
Одна из её главных задач – активное содействие всестороннему и гармоническому развитию членов общества, их преобразование, т.е. именно то, что составляет сущность культуры в более широком плане.
Деятельность в сфере физической культуры имеет как материальные, так и духовные формы выражения. Материальным- результат воздействия на биологическую сторону человека – физическое и функциональное состояние. Духовное -результаты проектирующей и моделирующей деятельности, в изменении системы ценностей людей со смещением акцентов в сторону красоты, здоровья, гармонии.
ФК стимулирует развитие материальной и духовной культуры общества в целом: поиск новых методик и технических средств, в научных открытиях, в строительстве материально-технических сооружений, создании приборов, конструировании и совершенствовании инвентаря, оборудования. ФК способствует возникновению новых направлений в развитии материальной и духовной культуры, теории и практики. Всё это закономерно определяет взаимосвязь и взаимообусловленность материальной, духовной и физической культуры в рамках культуры общества.
Пример:без ежедневных систематических физических упражнений, без тренажёров и гимнастических приборов не способен сохранить длительное время здоровье и работоспособность.
Виды физической культуры
выделяли семь видов физической культуры: физическое воспитание, спорт, профессионально-прикладную физическую культуру, физическую рекреацию, двигательную реабилитацию, фоновую физическую культуру, адаптивную физическую культуру.
Однако уже давно возникла тенденция к выделению спорта в относительно самостоятельное социально-культурное явление со своей непростой структурой. Всё чаще в средствах массовой информации фигурировало словосочетание «физическая культура и спорт».
Наконец, 16-го ноября 2007 года Федеральным законом о физической культуре и спорте в Российской Федерации было узаконено самостоятельное положение спорта. Термину «спорт» было дано следующее определение:
СПОРТ – это сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки к ним.
Таким образом, шести видах физической культуры.
1. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – педагогический процесс целенаправленного систематического воздействия на человека физическими упражнениями, естественными силами природы, гигиеническими факторами в целях укрепления здоровья, развития физических качеств, формирования и улучшения основных двигательных умений и навыков, а также связанных с ними знаний.
Цель ФВ - воспитание физически совершенных людей, всесторонне подготовленных к творческому труду и защите Родины.
решаются задачи:
· развитие, функционирование, совершенствование физических качеств;
· формирование двигательных умений и навыков;
· укрепление здоровья, закаливание организма, повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности и условий внешней среды;
· формирование моральных и волевых качеств, содействие трудовому и эстетическому воспитанию.
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФК – вид ФК, направленный на развитие физических качеств, формирование двигательных умений, навыков и специальных знаний, необходимых людям в их труде.
обусловлено наличием огромного числа различных специальностей (свыше 40 000), каждая из которых предъявляет свои специфические требования к работникам, а, зачастую, ещё и оказывает на них неблагоприятное воздействие. Как следствие возникает необходимость специальной физической подготовки людей к конкретной профессиональной деятельности.
Пример: Наиболее яркими примерами профессий, в которых необходима специальная физическая подготовка, могут послужить следующие: космонавты, лётчики, моряки, различные подразделения правоохранительных органов, МЧС, шахтёры и т.д.
3. ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ – вид ФК, предполагающий использование ФУ и различных видов спорта в упрощённых формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения.
не связаны с большой физической нагрузкой и волевыми усилиями, создают хорошее настроение, самочувствие, восстанавливают умственную и физическую работоспособность.
Пример:Оздоровительная ходьба, бег трусцой, подвижные игры, туризм и т.д.
4. ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ – вид ФК, представляющий собой целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления функций организма после заболеваний, травм, переутомления и др.
Основными средствами двигательной реабилитации являются лечебная гимнастика, дозированные бег и ходьба.
5. ФОНОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – средства ФК, включенные в рамки повседневного быта.
утренняя гимнастика, прогулки, езда на велосипеде на недалёкие расстояния, физические упражнения в режиме дня, не связанные с большой физической нагрузкой, и т.п.
6. АФК – вид ФК, направленный на адаптацию инвалидов и лиц с ОВЗ к физическим и социальным условиям окружающей среды путём использования комплекса эффективных средств физической реабилитации.
От двигательной реабилитации АФК отличается, во-первых, целевой установкой на привлечение к занятиям физической культурой по возможности большего количества участников, во-вторых, значительным объемом спортивных игр и рекреативных мероприятий.
Основные понятия теории физической культуры
Объект- физические возможности и способности человека, которые изменяются при целенаправленном воздействии на него средствами физической культуры.
Предмет - средства приобщения человека к ценностям физической культуры.
В теории ФК можно выделить три направления: социологическое, педагогическое, биологическое.
Социологическое -вопросы роли и места ФК как социальной подсистемы в жизни человека и общества, соотношения ФК с другими социальными явлениями, перспектив развития в связи с изменяющимися материальными, духовными, социальными условиями жизни, оптимальных форм привлечения и организации населения в соответствии с целями и задачами физической культуры.
Педагогическое направление подразумевает изучение общих закономерностей управления процессом приобщения населения к занятиям физической культурой и её видами.
Биологическое направление- изучение влияния двигательной активности на процесс жизнедеятельности организма человека, норм двигательной активности для достижения оптимального функционирования органов и систем, адаптации организма к двигательной активности различной по объёму и интенсивности, условий, в которых двигательная активность оказывает положительное воздействие на организм человека.
Основными понятиями теории физической культуры являются следующие:
ФИЗ.РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.
Термин в двух значениях:
1) как процесс – происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры;
2) как состояние – это комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических качеств, необходимых для жизнедеятельности организма.
ФИЗПОДГОТОВКА – процесс формирования двиг умений и навыков, развития физических качеств человека.
ФИЗ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – уровень сформированности двиг умений,навыков, развития физ качеств.
ФИЗ СОВЕРШЕНСТВО – высшая степень сформированности двиг умений, навыков, развития физических качеств.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВАННОСТЬ – состояние систем организма (костно-мышечной, эндокринной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и др.) и их реакция на физическую нагрузку.
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – уровень сформированности физических и психических качеств человека для решения жизненных и профессиональных задач.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ – двигательная деятельность человека, обеспечивающая его физическое и психическое развитие.
ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ – естественные формы проявления двигательной активности (ходьба, бег, плаванье, лазанье, ползанье, метание и т.п.), обеспечивающие целенаправленную активную деятельность человека в природной среде.
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА – комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения.
К основным физическим качествам относятся: сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – движения или действия, используемые для формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, развития физических качеств.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ – развитие и совершенствование профессионально важных физических и психических качеств, а также повышение общей и неспецифической устойчивости организма в условиях неблагоприятной среды.
ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – учебный процесс, в рамках которого человек овладевает системой ценностей и знаний в области физической культуры.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – совокупность форм и способов повседневной жизнедеятельности человека, основанная на культурных нормах и ценностях, укрепляющая адаптивные возможности организма.