Половое воспитание, определение, цели, задачи, модели

Половое воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, способствующее формированию красивых взаимоотношений лиц разного пола, воспитанию высоконравственных отношений между мальчиками и девочками

Цель полового воспитания – это овладение детьми нравственной культуры в сфере взаимоотношения полов, воспитание в школьниках нравственных качеств личности

Задачи полового воспитания:

– когнитивная;

– эмоционально-чувственная;

– поведенческая.

Когнитивная задача заключается в сообщении элементарных сведений; формирования первоначальных представлений; уточнения, дополнения, конкретизирования, систематизирования, дифференцирования и обобщения знаний, в зависимости от возраста и уровня развития детей.

Эмоционально-чувственная задача предполагает развитие чувств и эмоций ребенка (стимулировать проявления сопереживания, сочувствия во взаимоотношениях с детьми своего и противоположного пола; стимулировать появление потребности в ориентации на социально одобряемые поступки взрослых как образцы своего поведения; актуализировать стремление быть похожим на настоящих мужчин, на настоящих женщин; воспитывать чувства родовой чести, привязанности, сопричастности к общим делам, любви и уважения к членам семьи; способствовать становлению чувства человеческого достоинства и т. д.).

Поведенческая задача заключается в формировании умений и навыков поведения детей в зависимости от возраста, пола и уровня развития (восприятия детьми друг друга как представителей разного пола; бесконфликтного поведения и общения детей друг с другом с учетом половых различий, культуры межполового общения; выполнения специфических «мужских» и «женских» операций в разных видах деятельности; культуры поведения в семье, проявления заботы, доброжелательного отношения к членам семьи, ближайшим родственникам и т. д.)

Принципы

-Принцип идейности предполагает решение задач полового воспитания в контексте воспитания гражданина, сопоставление индивидуальных и общественных интересов с целями и средствами полового воспитания.

-Принцип реалистичности подразумевает построение полового воспитания на основе реалистического понимания половой дифференциации, половых различий и человеческой сексуальности, а не на основе «положительных» или «отрицательных» крайних стереотипов стандартного здравого смысла.

-Принцип перспективной инициативы исходит из того, что, разворачиваясь в настоящем и исходя из опыта прошлого, половое воспитание направлено на подготовку к будущему, а поэтому должно учитывать актуальные для воспитываемого поколения прогностические перспективы.

-Принцип активности обусловливает ответственность воспитателей за профилактику отрицательных воздействий и инициирует не дожидаться детских вопросов или проблемного поведения, а воспользоваться всеми подходящими ситуациями, а при необходимости создавать их, чтобы обеспечить детей нужной информацией.

-Принцип оптимизации задач диктует необходимость достаточно гибко и оперативно соотносить перспективные цели полового воспитания с неизбежными ограничениями его возможностей.

-Принцип выработки индивидуальных и социальных значений подразумевает, что дети должны не только узнавать о поле и отношениях полов, но и формировать персональное эмоциональное отношение к ним, соотнесенное с социальным значением тех или иных проявлений пола.

-Принцип адресности подразумевает, что проведение полового воспитания должно соответствовать уровню психического и физического развития, учитывать социальный и культурный уровень аудитории, региональные стереотипы массового сознания и прочее.

-Принцип комплексности диктует планирование и оценку тех или иных конкретных мер как структурных элементов общей системы воспитания, социализации и просвещения.

-Принцип непрерывности характеризует динамику полового воспитания как беспрерывного последовательного и преемственного процесса, который начинается с раннего возраста и каждый этап которого является базой для последующих этапов.

-Принцип повторения определяет неоднократное преподнесение образцов и сведений, которое обеспечивает достаточно глубокое их усвоение.

-Принцип правдивости исключает ложные ответы и многочисленные способы ухода от ответов на интересующие детей вопросы: говорить всегда правду и только правду в соответствии с возрастом и возможностью понимания [Исаев, Каган, 1988, с.29 – 31].

-Принцип доверия предполагает серьезное отношение к переживаниям и интересам ребенка, желание и готовность понять их и исключает подозрения, выслеживание, тактику «презумпции виновности» ребенка в наличии у него проявлений пола.

-Принцип контроля и поддержки выступает против слепого доверия, которое на практике оборачивается равнодушием и сведением системы полового воспитания к стихийно-спонтанной социализации.

-Принцип деловитости определяет «тональность» полового воспитания, в рамках которого недопустимы многозначительные намеки и интонации, двусмысленные утверждения и жесты, смущение и беспокойство взрослых. Для воспитателя важно свободное владение тематикой и терминологией без налета постыдности или скабрезности, умение управлять собой и аудиторией.

-Принцип чистоты предполагает отнюдь не сведение полового только лишь к нравственной стороне, но нравственное наполнение и оформление данных о поле и отношениях полов, иммунизирующее против цинично-опошленного примитивного отношения к ним.

-Принцип понятности и ясности не сводит работу по половому воспитанию к упрощенчеству или аллегориям «из жизни растений», а требует соответствия преподносимых правдивых сведений и желательных образцов этапу формирования личности ребенка, его мировосприятию и возможностям адекватного восприятия [Исаев, Каган, 1988, с.29 – 31].

-Принцип невозбуждения сексуального влечения имеет в виду необходимость удержания сексуального влечения в состоянии минимальной напряженности до выработки достаточно сильных осознаваемых способностей управлять своими влечениями и поведением. Как минимум, это означает, что половое воспитание не должно нести в себе элемента сексуальной стимуляции. Соблюдение этого принципа имеет особое значение в работе с подростками, хотя осуществить это особенно трудно из-за наличия половозрелой гиперсексуальности, а также вследствие того, что половое воспитание часто начинается лишь в этом возрасте

Содержание полового воспитания включает следующие вопросы:

1) физиологические, психологические, педагогические особенности подростка, связанные с половой принадлежностью; значение этих особенностей для взаимоотношений с другими людьми во всех сферах человеческой деятельности;

2) семья и взаимоотношения в ней;

3) рождение и воспитание детей, преемственность поколений.

При дифференцировании полового воспитания младших и старших подростков следует учитывать:

1) уровень общего развития воспитуемых, способность их к восприятию, осознанию, анализу информации разной степени сложности;

2) их объективную и субъективную заинтересованность в получении определенной информации, как словесно выраженной, так и в наглядно-образной форме;

3) характер деятельности воспитуемых, а также особенности их поведения и взаимоотношений с представителями своего и противоположного пола;

4) уровень «биологической» зрелости, характер физиологических изменений в организме;

5) общие закономерности формирования классного коллектива, а также конкретные особенности класса;

6) особенности взаимоотношений в семье и ее влияние на воспитуемых.

Как отмечено выше, пути и методы полового воспитания различны. Это могут быть и специальные занятия с учащимися по отдельным темам, и различные ситуации из жизни, и примеры из художественной литературы, истории и т. д.

Адаптация и здоровье.

Адаптация – это форма освоения системами воздействий внешней и внутренней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними гармонического равновесия. В процессе адаптации человека можно выделить два аспекта – биологический и социальный.

Биологическая адаптация человека – это эволюционно возникшее приспособление организма человека к условиям среды, выражающееся в изменении внешних и внутренних особенностей органа, функции или всего организма под влиянием изменившихся условий среды.

Социальная адаптация – процесс становления личности, обучения индивида и усвоения им ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Оба этих процесса, и биологическая, и социальная адаптация, разносторонне связаны с проблемой здоровья индивида и проблемой общественного здоровья.

С точки зрения теории адаптации под здоровьем понимают возможность организма активно адаптироваться к условиям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека

Организм человека, испытывающий в условиях современного научно-технического прогресса непрерывные стрессовые воздействия (производственные, психоэмоциональные и др.), необходимо рассматривать как динамическую систему, которая непрерывно приспосабливается к условиям окружающей среды путем изменения уровня функционирования отдельных систем

и соответствующего напряжения регуляторных механизмов. Приспособление или адаптация к новым условиям достигается ценой затраты функциональных ресурсов организма, за счет

определенной «биосоциальной платы» (термин А.Н.Авцина). И.В.Давыдовский предложил термин «цена адаптации». Им же была выдвинута концепция «болезнь-адаптация»: «По своей

биологической сущности всякая болезнь есть приспособительное явление»

Соотношение здоровья и болезни как особых состояний человека выражается через понятие «адаптация»: чем лучше человек приспосабливается к природным и социальным факторам,

тем выше показатель общественного здоровья.

Адаптационно-приспособительная деятельность непременно требует затрат энергии, в связи с чем можно говорить о «цене» адаптации, которая определяется степенью перенапряжения регуляторных механизмов и величиной расходованных функциональных резервов. При этом, согласно теории функциональных систем организма П. К Анохина, мишенью поиска являются не проявления и признаки болезней в привычной их классификации по заболеваниям органов и тканей, а нарушения системной организации важнейших физиологических функций организма. Состояние жизнедеятельности характеризуется наличием относительной уравновешенности реакций организма при взаимодействии с внешней средой, а также поддержанием гомеостаза внутри самой системы.

В настоящее время концепция гомеостаза играет важную роль при анализе активных жизненных процессов, протекающих на разных уровнях биологической системы. Гомеостатические свойства организма являются результатом одновременного действия многочисленных и сложно организованных регуляторных механизмов, среди которых одно из важных мест занимает вегетативная регуляция физиологических функций, обеспечивающая постоянство уровней обмена веществ и энергии в организме.

Способность к уравновешиванию со средой, демонстрирующая адаптационные возможности, считается одной из важнейших особенностей живой системы. Процесс адаптации организма к условиям внешней среды может зависеть от взаимодействия между управляющим и исполнительным контурами регуляции. С учетом роли каждого из них в реализации адаптационных реакций организма переход от одного функционального состояния к другому происходит в результате изменений одного их трех свойств биосистемы: уровня функционирования; функционального резерва; степени напряжения регуляторных механизмов

Наши рекомендации