Гигиенический индекс Федорова-Володкиной
Предложен в 1968г. Федоровым Ю.А. и Володкиной В.В. и рекомендуется использовать для оценки гигиенического состояния полости рта у детей 5-6 лет.
Для определения индекса необходимо обследовать губную поверхность шести нижних фронтальных зубов: 43(83), 42(82), 41(81), 31(71), 32(72), 33(73).
Вышеперечисленные зубы окрашивают с помощью специальных растворов (фуксина, эритрозина, Шиллера-Писарева) и оценивают присутствие зубного налета с помощью следующих кодов.
1-зубной налет не выявлен;
2-окрашивание 1/4 поверхности коронки зуба;
3-окрашивание 1/2 поверхности коронки зуба;
4-окрашивание 3/4 поверхности коронки зуба;
5-окрашивание всей поверхности коронки зуба.
Определяют код зубного налета каждого из данных шести зубов, результаты суммируют и делят на количество осмотренных зубов:
ИГ=сумма баллов/6 зубов
Оценочные критерии:
1,1-1,5-хороший;
1,6-2,0-удовлетворительный;
2,1-2,5-неудовлетворительный;
2,6-3,4-плохой;
3,5-5,0-очень плохой.
Индекс гигиены полости рта J.C.Green, J.R.Vermillion.
Упрощенный индекс гигиены полости рта был предложен в 1964г. для раздельной оценки количества зубного налета и зубного камня.
При определении индекса обследуют 6 зубов:
16,11,26,31-с вестибулярной поверхности;
36,46- с язычной поверхности.
Оценку зубного налета можно проводить визуально или с помощью окрашивающих растворов (фуксина, эритрозина, Шиллера-Писарева).
Коды и критерии оценки зубного налета:
0-зубной налет не выявлен;
1-мягкий зубной налет покрывает не более 1/3 поверхности зуба;
2-мягкий зубной налет покрывает 1/2 поверхности зуба;
3-мягкий зубной налет покрывает более 2/3 поверхности зуба.
Оценку над- и поддесневого камня осуществляют с помощью стоматологического зонда.
Коды и критерии оценки зубного камня:
0-зубной камень не обнаружен;
1-неддесневой зубной камень покрывает не более 1/3 поверхности зуба;
2-наддесневой зубной камень покрывает 1/2 поверхности зуба, или наличие поддесневого зубного камня в пришеечной области зуба;
3-наддесневой зубной камень покрывает более 2/3 поверхности зуба, или значительные отложения поддесневого зубного камня вокруг пришеечной области зуба.
Для расчета применяется следующая формула:
ИГР-У= сумма значений налета/6 +
Сумма значений камня/6.
Оценочные критерии уровня гигиены полости рта:
0-0,6-хороший;
0,7-1,6-удовлетворительный;
1,7-2,5-неудовлетворительный;
>2,5-плохой.
Индекс эффективности гигиены полости рта (РНР).
Один из гигиенических индексов, используемых для количественной оценки зубного налета. Для его определения окрашивают 6 зубов:
* 16,26,11,31-вестибулярные поверхности;
* 36,46-язычные поверхности.
Обследуемая поверхность каждого зуба условно делится на 5 участков:
1-медиальный;
2-дистальный;
3-срединно-окклюзионный;
4-центральный;
5-срединно-пришеечный.
Коды и критерии оценки зубного налета:
0-отсутствие окрашивания;
1-выявлено окрашивание.
Для расчета индекса определяют код каждого зуба путем сложения кодов для каждого участка.
Если окрашивание выявлено на одном участке-дистальном-код налета равен 1.
Если окрашивание, например, выявлено на трех участках-медиальном, дистальном и срединно-пришеечном-код налета равен 3 (1+1+1).
Формула расчета:
РНР= сумма кодов всех зубов/6
Интерпретация индекса:
0-отличный уровень гигиены;
0,1-0,6-хороший;
0,7-1,6-удовлетворительный;
>1,7-неудовлетворительный.
4.Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:
- учебно-методическая литература.
- наглядные пособия: таблицы, схемы, муляжи, тренажёры, плакаты, слайды.
Практичекая работа
Название практической работы:осмотр, опрос и сбор анамнеза, заполнение карты обследования.
Цель работы:научится обследовать пациента
Методика выполнения:
Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска.
Порядок выполнения: опрос с выяснением анамнеза и жалоб; осмотр ЧЛО и полости рта; заполнение карты обследования.
Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.
6.Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:
1.Классификация зубных отложений.
2. Факторы, способствующие образованию зубных отложений.
3. Факторы, влияющие на интенсивность и распространенность кариеса.
7.Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:
1. Механизм и сроки образования зубной бляшки.
2. Оборудование и инструментарий, применяемые для оценки гигиенического состояния полости рта.
3. Гигиенические индексы Федорова-Володкиной, Грин-Вермилльон.
4. Индекс эффективности гигиены полости рта.
8.Хронокарта учебного занятия:
Этапы занятия | Время |
1. Организационная часть (приветствие, заполнение журнала посещений занятий, оценка внешнего вида студента, состояния медицинской одежды, наличия медицинских перчаток, защитных масок, очков, сменной обуви) определение преподавателем темы занятия, цели занятия и задач, направленных на её выполнение | 5 минут |
2. Проверка домашнего задания, опрос | 35 минут |
3. Объяснение нового материала. | 35 минут |
4. Самостоятельная работа студентов: прием пациентов, заполнение истории болезни. | 65 минут |
5. Обобщение занятия, задание на дом. | 5 минут |
9.Самостоятельная работа студентов:
1. Зарисовать механизм образования зубной бляшки.
2. Описать методику проведения оценки гигиенического состояния полости рта с помощью индекса Федорова-Володкиной.
3. Описать методику индекса Грин-Вермилльон.
4. Описать методику индекса эффективности гигиены полости рта.
10.Перечень учебной литературы:
1.Боровский Е.В. Терапевтическая стоматология – М.2000г.
2.Кузьмина Э.М. «Профилактика стоматологических заболеваний»-М.,2001г
3. Терапевтическая стоматология. Максимовский Ю.М. Москва, 2002 год
ЗАНЯТИЕ № 10
1.Тема занятия:
«Удаление зубных отложений. Профессиональная чистка зубов. Оборудование и инструментарий для проведения профессиональной гигиены полости рта. Методы профессиональной гигиены полости рта. Современные методы удаления зубных отложений. Правила и методика работы ультразвуковыми и звуковыми скейлерами. Методика работы с порошкоструйными аппаратами».
2.Цель занятия:
Студент должен знать:
1.Методы удаления зубных отложений.
2. Оборудование и инструментарий для удаления зубных отложений.
3. Методики профессиональной гигиены полости рта ультразвуковыми и звуковыми скейлерами.
4. Методика работы с порошкоструйными аппаратами.
Студент должен уметь:
1.провести опрос пациента
2.провести осмотр полости рта
3.Уметь заполнить медицинскую карту стоматологического больного
4.Уметь дать рекомендации пациенту по улучшению гигиены полости рта.
Студент должен ознакомиться:
- с методами удаления зубных отложений,
- с профессиональной гигиеной полости рта,
- с оборудованием и инструментарием для проведения профессиональной гигиены полости рта,
- с современными методами профессиональной гигиены полости рта,
- с правилами и методиками работы ультразвуковыми и звуковыми скейлерами,
- с методикой работы с порошкоструйными аппаратами.
3.Содержание обучения: