Гигиенический индекс Федорова-Володкиной

Предложен в 1968г. Федоровым Ю.А. и Володкиной В.В. и рекомендуется использовать для оценки гигиенического состояния полости рта у детей 5-6 лет.

Для определения индекса необходимо обследовать губную поверхность шести нижних фронтальных зубов: 43(83), 42(82), 41(81), 31(71), 32(72), 33(73).

Вышеперечисленные зубы окрашивают с помощью специальных растворов (фуксина, эритрозина, Шиллера-Писарева) и оценивают присутствие зубного налета с помощью следующих кодов.

1-зубной налет не выявлен;

2-окрашивание 1/4 поверхности коронки зуба;

3-окрашивание 1/2 поверхности коронки зуба;

4-окрашивание 3/4 поверхности коронки зуба;

5-окрашивание всей поверхности коронки зуба.

Определяют код зубного налета каждого из данных шести зубов, результаты суммируют и делят на количество осмотренных зубов:

ИГ=сумма баллов/6 зубов

Оценочные критерии:

1,1-1,5-хороший;

1,6-2,0-удовлетворительный;

2,1-2,5-неудовлетворительный;

2,6-3,4-плохой;

3,5-5,0-очень плохой.

Индекс гигиены полости рта J.C.Green, J.R.Vermillion.

Упрощенный индекс гигиены полости рта был предложен в 1964г. для раздельной оценки количества зубного налета и зубного камня.

При определении индекса обследуют 6 зубов:

16,11,26,31-с вестибулярной поверхности;

36,46- с язычной поверхности.

Оценку зубного налета можно проводить визуально или с помощью окрашивающих растворов (фуксина, эритрозина, Шиллера-Писарева).

Коды и критерии оценки зубного налета:

0-зубной налет не выявлен;

1-мягкий зубной налет покрывает не более 1/3 поверхности зуба;

2-мягкий зубной налет покрывает 1/2 поверхности зуба;

3-мягкий зубной налет покрывает более 2/3 поверхности зуба.

Оценку над- и поддесневого камня осуществляют с помощью стоматологического зонда.

Коды и критерии оценки зубного камня:

0-зубной камень не обнаружен;

1-неддесневой зубной камень покрывает не более 1/3 поверхности зуба;

2-наддесневой зубной камень покрывает 1/2 поверхности зуба, или наличие поддесневого зубного камня в пришеечной области зуба;

3-наддесневой зубной камень покрывает более 2/3 поверхности зуба, или значительные отложения поддесневого зубного камня вокруг пришеечной области зуба.

Для расчета применяется следующая формула:

ИГР-У= сумма значений налета/6 +

Сумма значений камня/6.

Оценочные критерии уровня гигиены полости рта:

0-0,6-хороший;

0,7-1,6-удовлетворительный;

1,7-2,5-неудовлетворительный;

>2,5-плохой.

Индекс эффективности гигиены полости рта (РНР).

Один из гигиенических индексов, используемых для количественной оценки зубного налета. Для его определения окрашивают 6 зубов:

* 16,26,11,31-вестибулярные поверхности;

* 36,46-язычные поверхности.

Обследуемая поверхность каждого зуба условно делится на 5 участков:

1-медиальный;

2-дистальный;

3-срединно-окклюзионный;

4-центральный;

5-срединно-пришеечный.

Коды и критерии оценки зубного налета:

0-отсутствие окрашивания;

1-выявлено окрашивание.

Для расчета индекса определяют код каждого зуба путем сложения кодов для каждого участка.

Если окрашивание выявлено на одном участке-дистальном-код налета равен 1.

Если окрашивание, например, выявлено на трех участках-медиальном, дистальном и срединно-пришеечном-код налета равен 3 (1+1+1).

Формула расчета:

РНР= сумма кодов всех зубов/6

Интерпретация индекса:

0-отличный уровень гигиены;

0,1-0,6-хороший;

0,7-1,6-удовлетворительный;

>1,7-неудовлетворительный.

4.Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

- учебно-методическая литература.

- наглядные пособия: таблицы, схемы, муляжи, тренажёры, плакаты, слайды.

Практичекая работа

Название практической работы:осмотр, опрос и сбор анамнеза, заполнение карты обследования.

Цель работы:научится обследовать пациента

Методика выполнения:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска.

Порядок выполнения: опрос с выяснением анамнеза и жалоб; осмотр ЧЛО и полости рта; заполнение карты обследования.

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.

6.Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1.Классификация зубных отложений.

2. Факторы, способствующие образованию зубных отложений.

3. Факторы, влияющие на интенсивность и распространенность кариеса.

7.Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1. Механизм и сроки образования зубной бляшки.

2. Оборудование и инструментарий, применяемые для оценки гигиенического состояния полости рта.

3. Гигиенические индексы Федорова-Володкиной, Грин-Вермилльон.

4. Индекс эффективности гигиены полости рта.

8.Хронокарта учебного занятия:

Этапы занятия Время
1. Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние 5 минут
2. Проверка домашнего задания, опрос 35 минут
3. Объяснение нового материала. 35 минут
4. Самостоятельная работа студентов: прием пациентов, заполнение истории болезни. 65 минут
5. Обобщение занятия, задание на дом. 5 минут

9.Самостоятельная работа студентов:

1. Зарисовать механизм образования зубной бляшки.

2. Описать методику проведения оценки гигиенического состояния полости рта с помощью индекса Федорова-Володкиной.

3. Описать методику индекса Грин-Вермилльон.

4. Описать методику индекса эффективности гигиены полости рта.

10.Перечень учебной литературы:

1.Боровский Е.В. Терапевтическая стоматология – М.2000г.

2.Кузьмина Э.М. «Профилактика стоматологических заболеваний»-М.,2001г

3. Терапевтическая стоматология. Максимовский Ю.М. Москва, 2002 год

ЗАНЯТИЕ № 10

1.Тема занятия:

«Удаление зубных отложений. Профессиональная чистка зубов. Оборудование и инструментарий для проведения профессиональной гигиены полости рта. Методы профессиональной гигиены полости рта. Современные методы удаления зубных отложений. Правила и методика работы ультразвуковыми и звуковыми скейлерами. Методика работы с порошкоструйными аппаратами».

2.Цель занятия:

Студент должен знать:

1.Методы удаления зубных отложений.

2. Оборудование и инструментарий для удаления зубных отложений.

3. Методики профессиональной гигиены полости рта ультразвуковыми и звуковыми скейлерами.

4. Методика работы с порошкоструйными аппаратами.

Студент должен уметь:

1.провести опрос пациента

2.провести осмотр полости рта

3.Уметь заполнить медицинскую карту стоматологического больного

4.Уметь дать рекомендации пациенту по улучшению гигиены полости рта.

Студент должен ознакомиться:

- с методами удаления зубных отложений,

- с профессиональной гигиеной полости рта,

- с оборудованием и инструментарием для проведения профессиональной гигиены полости рта,

- с современными методами профессиональной гигиены полости рта,

- с правилами и методиками работы ультразвуковыми и звуковыми скейлерами,

- с методикой работы с порошкоструйными аппаратами.

3.Содержание обучения:

Наши рекомендации