Основные предпосылки поведения военной реформы Вооруженных сил Российской Федерации на современном этапе
Главными факторами, влияющими на военное строительство, являются геостратегическое положение государства, п также характер и особенности военно-политической ситуации в мире. Для того чтобы определить направленность поенного строительства, необходимо правильно оценить, существует ли опасность военной угрозы для страны, каковы ее источники, масштабы и характер. Иначе говоря, требуется взвешенная оценка реальной военно-политической обстановки и перспектив ее развития.
После окончания «холодной войны» военно-политическая обстановка в мире существенно изменилась. Ушло в прошлое острое противоборство двух систем. Угроза крупномасштабной войны значительно ослабла, хотя локальные столкновения (в основном на межнациональной почве) по-прежнему существуют. Россия не рассматривает ни одно государство, ни один народ как своего потенциального врага, но и она втянута в конфликты. Свежий пример — разрешение грузино- южноосетинского конфликта в августе 2008 г.
Кроме военно-политических причин необходимость реформы Вооруженных сил на современном этапе диктуется и соображениями экономического характера. Жизнь требует принести Вооруженные силы в соответствие с уровнем экономических возможностей государства.
Начиная с 1990-х гг. в России наблюдается резкий демографический спад (снижение рождаемости). Это также диктует целесообразность реформы. Требуется значительно уменьшить число федеральных ведомств, имеющих воинские формирования, перейти к смешанной, а затем к контрактной системе комплектования частей. При сокращении Вооруженных сил эта вполне реальная перспектива становится шагом к профессиональной армии.
Основная цель рассматриваемой реформы армии — повысить обороноспособность страны и привести войска в соответствие с требованиями времени.
Конечный результат преобразований — повышение управляемости армии, оптимизация ее состава, структуры и численности, ц0 самое главное — повышение ее профессионального уровня.
Современная армия требует достижения оптимальных характеристик численности, боевому составу, по организационно-штатным структурам, системам управления и всем видам обеспечения. Одно из непременных условий реформы Оптимизация расходов материальных ресурсов, направляемых на обеспечение боеготовности, эффективное их использование на основе взаимосвязанного, скоординированного действия всех компонентов военной организации государства
основой проведения военной реформы стал Указ Президента от 16 июля 1997 г. «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры» (утратил силу в соответствии с Указом Президента РФ от 29 июля 2008 г. № 1139) в настоящее время разрабатываются новые подходы к военной реформе, связанные с изменением структуры, состава и численности Вооруженных сил.
Для проведения военной реформы были уточнены задачи Вооруженных сил с учетом внешнеполитической обстановки и возможностей экономики нашей страны, определены основные положения политики государства в области военного строительства. Все эти моменты изначально нашли свое отражение в документе под названием «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», утвержденном Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (с изменениями от 10 января 2000 г.). Данный документ определил, что Россия не стремится поддерживать паритет (равенство) в вооружениях и вооруженных силах с ведущими государствами мира и ориентируется на реализацию принципа реалистического сдерживания, в основе которого лежит решимость использовать военную мощь страны для предотвращения агрессий.
В августе 2005 г. Президент РФ В.В.Путин подписал основополагающий документ «Основы (концепция) государственной Политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года», излагающий принципиальные Положения по указанному вопросу.
В соответствии с данной концепцией структурно армия должна Подразделяться на два компонента: стратегические ядерные силы (силы сдерживания) и силы общего назначения.
Стратегические ядерные силы по типу и структуре должны сохранить принцип существующей в настоящее время триады: ракетные войска стратегического назначения, морские стратегические ядерные силы и авиационные стратегические ядерные силы. Однако во главу угла поставлено формирование единой системы разнородных сил, включающих стратегическую и тактическую составляющие, а также разработка и создание новых, неядерных средств стратегического сдерживания. Большое внимание будет уделяться интенсивному развитию высокоточного оружия дальнего радиуса действия. Опыт военных действий наглядно продемонстрировал, что неядерные средства (крылатые ракеты различных видов базирования и высокоточное оружие авиации) способны решить исход не только боя или операции, но и кампании, и даже войны. В этой связи необходим новый подход к сокращению ядерного арсенала. Стратегическое ядерное оружие должно ограничиваться и сокращаться с условием учета совокупного (ядерного плюс неядерного) потенциала.
Обязательным требованием к силам сдерживания является дальнейшее совершенствование, повышение надежности и быстроты действия системы управления стратегическими ядерными силами.
Процесс обеспечения военной безопасности силами сдерживания должен быть подкреплен как высоко подготовленным личным составом, так и соответствующим состоянием вооружения и военной техники. Соблюдение этих условий позволит успешно действовать в любых условиях складывающейся обстановки, в том числе при ведении операций с использованием обычного оружия.
Основу сил общего назначения должны составить высокомобильные соединения и части постоянной готовности, укомплектованные профессиональным личным составом на контрактной основе. Они должны осуществлять функции неядерного сдерживания и з мирное время, и в тревожные для страны периоды, надежно защищать страну от возможного воздушного нападения, отражать агрессию в локальной войне, обеспечить проведение мероприятий мобилизации и развертывания главных сил при ведении крупномасштабных войн.
Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 года №146 утверждена новая Военная доктрина России, а также документ «Основы государственной политики в области ядерного сдерживания до 2020 года». Новая доктрина состоит из четырех частей. В первой части сформулированы общие положения Военной доктрины. Во второй части перечислены внешние и внутренние военные опасности и угрозы, стоящие перед Российской Федерацией. К новым российским угрозам отнесены: расширение НАТО, распространение оружия массового поражения, международный терроризм и борьба за топливно-энергетические ресурсы. В третьей части рассказываются основные задачи военной политики России, среди которых недопущение гонки вооружений, предотвращение и сдерживание любых военных конфликтов. Четвертая часть Военной доктрины посвящена совершенствованию оборонно- промышленного комплекса. России требуется современная и хорошо оснащенная армия с высокой боевой мощью.
Вопросы для самоконтроля
1. Выделите основной фактор, влияющий на военное строительство государства.
2. Каковы предпосылки проведения реформы Вооруженных сил в России?
3. Назовите основную цель реформы Вооруженных сил в РФ?
4. Каковы правовые основы проведения реформы Вооруженных сил в РФ?
Выделите основные направления реформирования стратегических ядерных сил и сил общего назначения.