Состояние словарного запаса и грамматического строя речи.
§ выясняется умение изменять существительные по числам и падежам;
§ глаголы прошедшего времени - по родам; настоящего времени - по числам;
§ умение согласовывать имена существительные с именамиприлагательными в роде, числе;
§ имена числительные с именами существительными;
§ адекватно употреблять предлоги в речи;
§ правильность образования уменьшительной формы существительных,относительных прилагательных,приставочных глаголов.
Состояние связной речи.
§ состояние вопросно-ответной формы речи (беседа);
§ составление рассказа по сюжетной картинке;
§ составление рассказа по серии картинок;
§ составление рассказа-описания;
§ пересказ прочитанного (услышанного) рассказа.
12. Заключениео состоянии речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Работа над просодической стороной речи
I. Упражнения по развитию ритма.
§ Прослушать изолированные удары (II, III,IIII) , определить количество ударов путём показа карточки с записанным на ней числом.
§ Прослушать серии акцентированных ударов (хХХх, хХ, ххХХхх). Определить, сколько и какие удары были предъявлены путём показа карточки с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.
§ Отстучать по подражанию предъявленные изолированные удары.
§ Самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары иих серии (простые и акцентированные).
II. Упражнения по развитию силы голоса.
§ Удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса)
У – У АУ - АУИ –
О – О АИ - ОУИ –
А – А ОИ - ОУА –
§ Усиление голоса.
о О О Оауи АУИ АУИ АУИ
А А А А оуа ОУА ОУА ОУА
§ Ослабление голоса.
У У у у АУИ АУИ ауи АУИ
А А А А ОУА ОУА оуа оуа
§ Усиление и ослабление голоса без паузы на одном выдохе.
У АЗА
У У АЗА АЗА
У У АЗА АЗА
§ Счёт от одного до пяти с постепенным усилением голоса.
§ Счет от пяти до одного с постепенным ослаблением голоса.
§ Назвать дни недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса: понедельник, вторник – беззвучная артикуляция, среда, четверг – шёпот; пятница, суббота – голос средней силы; воскресенье – громко (и наоборот).
§ Произнесение предложений с изменением силы голоса:
Мама ушла ДОМОЙ.
МАМА ушла домой.
§ Проговариваниестихотворений с изменением силы голоса. Например:
А сова всёближе, ближе, (голосомсредней силы)
А сова всё ниже, ниже, (голосом средней силы)
И кричит (громко) в тиши ночной (тихо)
Поиграй, дружок, со мной (громко).
III. Упражнения по развитию высоты голоса.Проводится путём подражания звучаниювысоты с опорой на движения руки и графические изображения.
§ Понижение и повышение голоса при произнесении гласных звуков
У О
у у о о
§ Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из двух - трех звуков
АУ ay ay
§ Повышение и понижение голоса при произнесении слогов
ЗА
за за
§ «Укачивание» (имитация укачивания ребенка)
А А А
А А А
§ Проговаривание стихотворений, соблюдая изменение голоса по высоте:
Бьют часы: дин - дан - дон
§ Пропеваниезнакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса и т. д.
IV Упражнения по обработке интонационной конструкции, выражающей завершённость:
1. В повествовательном предложении:
§ отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения: «Стоит сухая погода».
§ отработка повествовательной конструкции с передвижением интонационного центра в неконечную позицию: «Я хожу в детский сад, и мой друг ходит в детскийсад»
2. В вопросительном предложении:
§ отработкаинтонации в вопросительном предложениибез вопросительного слова:
- Резкое повышение тона в односложном слове (твой? - твой сок?);
- Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на средние слоги (солдаты? - там солдаты?);
- Резкое повышение тона с ударением на первом слоге(этот? - этот сад?);
- Резкое повышение тона в многосложном слове с ударениемна последнем слоге (письмо? - тебе письмо?);
- Выделение вопросительной интонации слова в начале, середине, в конце предложения: (Можно взять санки?Вам все понятно?Ты идёшь домой?)
§ отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом:
- выделение интонацией вопроса вопросительного слова в начале предложения: (Какое сегодня число?);
- выделение интонацией вопроса вопросительногослова в середине
предложения: (Тебе сколько лет?)
§ закрепление вопросительной интонации в стихах (сопряжённо с логопедом, по подражанию, самостоятельно);
3. В восклицательном предложении:
§ отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий с использованием картинок и стихов (читаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и звукоподражания);
§ отработка интонации восклицательного предложения, выражающего обращение, требование, восклицание (проговорить сопряженно, повторить за логопедом произнести самостоятельно).
«Толя, дай книгу! Саша! Смотри!»
§ закрепление интонации восклицательного предложения в стихах:
«Бармалей, Бармалей, Бармалей! Выходи, Бармалей, поскорей! Этих гадких детей, Бармалей,
Не жалей, Бармалей, не жалей!»
4. Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи:
Работа проводится по материалам считалок, диалогов, игр-инсценировок,сказок по ролям. Дети должны научиться подражать голосам, интонациям героев. («Дядя Степа» С. Михалкова; «Телефон», «Путаница», «Айболит» К. Чуковского; «Tpи медведя» Л. Толстого)
Методика работы над голосом
1. Условия коррекции голоса:
§ полное использование слуха;
§ координация программы голосовой терапии со всей программой обучения ребёнка;
§ подкрепление тренировки голоса визуальными сигналами.
2. Цели голосовой терапии:
§ достижение адекватной высоты основного тона с необходимыми вариациями высоты тона, включая правильное использование просодических характеристик (словесное и логическое ударение, интонация);
§ достижение сбалансированности ротового и носового резонанса, устранение гипо- и гиперназальности;
§ овладение контролем громкости;
§ обеспечение разборчивости речи и точной артикуляции, овладение правильным ритмом и темпом.
3. Последовательность работы:
§ тренировка слухового восприятия;
§ обучение правильному использованию голоса;
§ закрепление голосовых возможностей ребенка.
4. Типы нарушений голоса:
§ нарушение высоты голоса;
§ нарушение резонанса;
§ нарушение силы голоса;
§ нарушение тембра голоса.
5. Приемы коррекции дефектов голоса:
а) нарушение высоты голоса (слишком низкий, слишком высокий, колебание высоты тона).
Для улучшения способности различать высоту тона большую пользу приносит тренировка слухового восприятия. Сначала ребенок учится определять нежелательную высоту тона (живой голос или речь с магнитофона), затем – к определению грубых и тонких различий в высоте тона (низкий, высокий; низкий, средний, высокий).
Большую пользу приносит использование визуальных стимулов: движений (руки вниз, вверх, на уровне плеч); игрушек (птички, мишка); индикатора частотометра; карточки со схемами, отражающими высоту тона; слоги, слова, фразы. Использование ходьбы по ступенькам вверх-вниз.
Слоги, слова, фразы
Далее визуальные сигналы исключаются, ребенок учится определять высоту тона по голосу. Перед обучением использованию правильной высоты голоса необходимо научить различать высоту тона собственного голоса. В этой работе используют синхронное чтение. Упражнение включают в себя произнесение гласных, слогов, слов, фраз на 3-х уровнях тона.
Голосовая терапия, направленная на коррекцию высоты тона, продолжается, пока ребенок не добьется оптимального воспроизведения.
б) дефекты нарушения резонанса.
При нарушении резонанса голоса ребенок не в состоянии контролировать себя.
Гиперназальность -чрезмерное использование носовой полости в качестве резонатора, гнусавость. В процессе устранения необходима имитация гиперназального голоса ребенка, сравнение с нормальным резонансом. Упражнения по устранению гиперназальности:
§ открыть рот, опустить спинку языка, плотно прижать кончик языка к зубам, сделать несколько энергичных вдохов и выдохов;
§ сжать губы, вдохнуть через нос, выдохнуть через рот, язык на дне рта, глотка расслаблена;
§ широко открыть рот и сделать вдох через нос, выдохнуть через рот;
§ длительное произнесение сочетания нь ---------- а ----------, отмечая различие кинестетических и тактильных ощущений (вибрация крыльев носа);
§ произнесении ряда гласных, заканчивая его звуками М, Н, НЬ.
§ а -------------------- о ------------------ у ---------------------- м (н, нь)
§ для улучшения ротового резонанса – энергичное произнесение сочетаний слогов: ба-ба-ба, да-да-да-да-да, га-га-га-гаг; объединение слогов в ритмическую группу ба-да-га, бо-до-го, …; произнесение звуков и, а, у, сопровождая их ритмическими движениями.
Гипоназальность –чрезмерное использование ротовой полости в качестве резонатора, полная закрытая гнусавость. Упражнения:
§ длительное произнесение звуков М, Н, обращая внимание на покалывание в губах (М) и на покалывание в носу и языке (Н).
§ произнесение слов со звуком Х, при котором происходит расслабление мышц глотки.
в) нарушение силы голоса.
Вначале необходимо тренировать слуховое восприятие голоса разной силы, обучать нормальному уровню громкости голоса, а затем закреплять голосовые возможности. На начальных этапах используются визуальные сигналы (движения рук). Упражнения:
§ сравнить громкое топанье (хлопанье) с ходьбой на цыпочках (с тихим хлопаньем);
§ «разбуди учителя» (когда спит – говори тихо, чтобы разбудить надо говорить громче, а чтобы разозлить – надо закричать);
§ ощущение рукой силы выходящей струи воздуха;
§ удары в барабан (громко, тихо) с дифференциацией мышечных усилий;
§ наблюдение за воздействием шепота на пламя свечи;
§ изменение силы голоса при произнесении согласных (В в В, в В в)
§ счет от единицы до десяти с постепенным увеличением или уменьшением силы голоса;
§ чтение стихотворения с изменением силы голоса на каждом куплете.
г) нарушение тембра голоса.
Голос с придыханием - голосовые складки недостаточно напряжены и неплотно смыкаются. Возникает утечка воздуха до начала речи. Упражнения:
§ задержать дыхание, рот открыть. Быстро и поверхностно дышать, делая 2-3 коротких вдоха в секунду.
§ глубоко вдохнуть и через рот выдыхать воздух небольшими порциями, делая остановку после каждого выдоха;
§ форсирование нормальной голосовой атаки: произнести звук А коротко, следя за напряжением в области гортани, затем А--------------;
§ глубоко вдохнуть, выдыхать порциями, гласные звуки (до 6 раз на одном выдохе);
§ глубоко вдохнуть и выдыхать коротко, произнося гласные звуки и чередуя громкий и тихий голос;
§ при произнесении серии гласных звуков чередовать шепот с нормальной вокализацией;
§ произносить ХА А (не удлиняя Х);
§ счет на одном выдохе, увеличивая количество цифр 1 и 2 и 3 и 4 и 5 …;
§ использование зеркала (если придыхание есть, оно запотевает).
Работанад голосом начинаетсяпосле артикуляционной гимнастики и массажа, расслабления шейной мускулатуры, специальных упражнений по выполнению движений во все стороны головой (мышцы шеи расслаблены) с одновременным произнесением цепочек гласных звуков: и-э-о-у-а-ы,.
Большое значение для коррекции голоса имеет активизация движений мягкого нёба: глотание капель воды, покашливание, зевота, произнесение гласного а на твердой атаке.
Упражнения проводятся перед зеркалом, под счет. Используются следующие приемы:
§ стимуляция задней части языка и нёба легкими похлопывающими движениями;
§ обучение произвольному глотанию: логопед из пипетки капает капли воды, голова ребенка несколько откинута назад;
§ стимулируются кашлеподобные движения, зевание, нёбный и глоточный рефлексы.
Для голосообразования большое значение имеют движения челюстей:
§ открывание и закрывание рта, имитация жевания;
§ легкие постукивающие ритмичные движения по подбородку вызывают движение нижней челюсти вверх.
Используют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса: прямой счет десятками с постепенным усилением голоса и обратный счет с постепенным его ослаблением и др.
д) нормализация просодики
Проводится работа покоррекции тихого, немодулированного голоса, нарушения темпа речи и тембра голоса, бедности интонации, отсутствии пауз и логических ударений, и других нарушений просодики.
Для развития высоты тембра и интонаций голоса большое значение имеют различные игры, чтение сказок по ролям, инсценировки и т. д.